Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Иллюстрации Гюстава Доре

Самый знаменитый иллюстратор девятнадцатого века — французский художник Поль Гюстав Доре (1832—1883). В своих рисунках к cказкам Шарля Перро, приключениям барона Мюнхгаузена Р.Э. Распе, «Дон Кихоту» М. Сервантеса он изобразит соборы и замки города своего детства. «Я припоминаю», — будет излюбленным выражением Доре во время работы.

Однажды летним вечером мальчик Гюстав убежит из родительского дома, чтобы посмотреть, что творится за городом. Как на ладони, увидит он свой родной Страсбург: дома с черепичными крышами, старинный собор и древний замок, огромное небо с пышными вечерними облаками. Ради такого зрелища стоило совершить путешествие! Вечером усталый Гюстав вернётся домой, где его будут ждать встревоженные родители.

В детстве мальчик часто говорил «хочу рисовать» и постоянно держал карандаш в руке. Гюстав просил отточить ему карандаши с двух сторон. Он рисовал на стенах, на полу и даже разрисовал свою новую рубашку.

«Мне было шесть лет, когда я получил в подарок от родителей ящичек с медной рукояткой, в котором увидел долгожданные масляные краски в тюбиках... Мне позволили открыть коробку с красками и отправили спать. Но я не сомкнул глаз! При первом проблеске дня я вскочил с кровати, схватил коробку и выскочил во двор. Я выдавил краску на палитру... Но что писать?! В то время, как я задал себе этот вопрос, мой взгляд упал на молодого петушка грязно-серого цвета, кружившегося тут же около меня. Этот цвет показался мне отталкивающим. Ошибка природы, считал я, делать птиц такими бесцветными, в то время как они должны иметь окраску попугая. Я решил исправить ошибку сейчас же. Поверьте, я истратил на петуха целый тюбик зелёного веронеза — но что это была теперь за великолепная птица! Она сверкала всеми красками весны». Гюстав Доре

Маленький Гюстав был большим фантазёром! Путешествуя с отцом в горах, он представлял, как из пещер выходят духи с факелами, а тени от гор — это тени свирепых великанов. Впоследствии современники отмечали великий дар воображения у Доре. Иллюстрируя книги, он уже сам от себя придумывал и рисовал убранство дворцов, костюмы героев, битвы, кораблекрушения, величественные панорамы Земли.

Родители с тревогой наблюдали за сыном, одержимостью он не походил на своих сверстников! И они решили отвлечь его от рисования. Купили ему скрипку. Оказалось, что сын их не только прирождённый художник, но и прирождённый музыкант!

«Он мог точно изобразить всё, что видел, он мог сыграть на своей скрипке всё, что слышал», — вспоминали друзья.

Естественно, такой удивительный мальчик в школе вызывал всеобщее к себе внимание. Сохранились школьные тетради Гюстава, сплошь покрытые рисунками, где он с большим юмором изображает сцены из школьной жизни. Его одноклассники, узнавая себя и своих учителей в этих рисунках, хохотали до упаду.

В 1847 году родители Гюстава, которые мечтали отдать его в политехническую школу, приехали с сыном в Париж. Украдкой от родителей Гюстав пошёл к издателям и показал им свои работы. Между взрослыми состоялся серьёзный разговор, после чего мать Гюстава осталась с сыном в Париже, чтобы он посвятил себя рисованию.

В пятнадцать лет Гюстав проиллюстрировал «Подвиги Геркулеса», рисунки были такие, что издатели решили выпустить альбом. В предисловии говорилось: «Подвиги Геркулеса» созданы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителей и штудий... Мы верим, что он достигнет удивительных высот в искусстве». 

С этих пор и началась настоящая творческая жизнь художника Гюстава Доре. Утром он рисовал, днём писал маслом, а вечером опять рисовал. Спал по три часа в сутки. Его часто можно было встретить на улицах с альбомом: он создавал серию работ о Париже. Актёры, чиновники, светские дамы, нищие — разных парижан запечатлел он, одних — с юмором, других — с сочувствием.

Восхищаясь мастерством Доре, издатель поручает ему проиллюстрировать сочинение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Доре иллюстрировал «Сказки» Перро. Кавалеры, короли, Кот в сапогах и Мальчик с пальчик кажутся живыми. Празднично сверкает дворцовый зал, куда попадает Золушка. Мрачная чаща, в которой бросил своих детей лесник, пугает и завораживает.

Совсем в другой манере выполнены рисунки к «Мюнхгаузену». Тут нет таинственных теней, грозных туч, сверкающих лучей, величественных поз. Рисунки лёгкие, светлые, «подвиги» враля и хвастуна Мюнхгаузена изображены так, что, глядя на них, улыбаешься.

До Гюстава Доре многие художники иллюстрировали роман Сервантеса «Дон Кихот». Они изображали забавные приключения рыцаря в нелепых доспехах. Доре дважды специально ездил в Испанию, чтобы увидеть природу этой страны, её жителей, бой быков, деревенские танцы. Встречался со знаменитым русским писателем Тургеневым, и в результате создал иллюстрации, в которых наивный Дон Кихот — прежде всего борец со злыми силами на земле. До сих пор иллюстрации Доре к «Дон Кихоту» считаются непревзойденными.

Современники вспоминают, как рисовал Доре: сначала на бумаге где-то в углу на листе он изображал фигуру человека, затем подальше — копьё, руку, колонну храма, всадников, пейзаж, а потом всё это соединял в одну сцену. За одно утро он мог таким образом набросать двадцать рисунков. После этого недолгий отдых. А когда Доре отдыхал, то был всегда по-мальчишески весел и неистощим на выдумки — и тут проявлялись его воображение и творческий дар.

Однажды он пригласил в гости министра связи. К приходу его он превратил столовую в интерьер почтового ведомства. На столе красовались салфетки в виде конвертов, торты в виде телеграфа, мороженое в виде письменного стола.

И снова работа, работа, работа... Доре создал 80 тысяч рисунков, и если бы их перечислить, то перечень занял бы огромный том. «Я проиллюстрирую всё», — говорил Доре.

Друзья художника считали, что он не бережёт себя, расточительно тратит талант и здоровье. Незадолго до смерти — Доре умер в возрасте 51 года — он создаёт гигантские скульптуры, огромные масляные полотна.

Прошло много лет, а «Сказки» Перро, «Мюнхгаузен», «Дон Кихот» по-прежнему издаются с иллюстрациями Доре, и, как сто лет назад, мальчики и девочки, затаив дыхание, рассматривают рисунки, переживая вместе с героями книг их страшные или весёлые приключения.

 

Литература

 

1. Кундышева Э. Великий Доре / Костёр. - 1988. - № 12.

2. Самин Д.К. Гюстав Доре / Сто великих художников / http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/60.htm

3. Галерея работ Гюстава Доре / http://www.wikiart.org/ru/gustave-dore

Яндекс.Метрика