Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Водопад

После изучения раздела "Деепричастие" можно провести урок по теме "Деепричастия в тексте".

Это урок-практикум, когда решаются практические задачи выяснения роли и употребления деепричастий в текстах разных стилей.

Сценарный план урока содержит возможные ответы учеников, памятки для оценивания письменного ответа и устного ответа на лингвистическую тему.

 

Цели урока:

- строить связное монологическое высказывание, высказывать и обосновывать своё мнение,

- выступать  перед  аудиторией  сверстников  с  сообщением,  

- осуществлять речевой самоконтроль,

- соблюдать языковые нормы устного и письменного общения, нормы употребления деепричастий в речи (при одном действующем лице с глаголом-сказуемым),

- наблюдать за ролью деепричастий в текстах разных стилей,

- создавать вторичный текст с использованием деепричастий.

Задачи урока:

- выяснить роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей,

- научить использовать деепричастия в речи,

- сформировать внимательное отношение к употреблению слов, заинтересовать богатством и разнообразием русской лексики.

 

Сценарий урока

 

I. Оргмомент. Мотивация к деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.  

Учитель:

- Я хочу начать наш урок с притчи.

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это пять раз.

- Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

Учитель:

- Что же надо?

Ученики:

- Протянуть руку и взять ложку.

Учитель:

- Вот вам сегодня надо протянуть руку, получить знания и применить их на практике. Желаю удачи!

II. Формулирование темы урока.

На доске записаны ключевые слова урока: исследование, роль, деепричастие, деепричастный оборот, текст, стили речи.

Учитель:

– Используя ключевые слова, формулируйте тему урока. Определите наши цели.

Ученики:

- Выявить, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в текстах разных стилей.

- Исследовать роль деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей.    

III. Актуализация  знаний.    

Учитель:

- Одними из ключевых слов урока являются слова «стили речи». Давайте вспомним всё, что мы знаем о них.

Дети вспоминают стили речи (на доске нарисована схема).

Подготовленный ученик декламирует стихотворение В.А. Синицына:

Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой —
Стиль это просто РАЗГОВОРНЫЙ,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу —
Знай, в них ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ —
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок —
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой —
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ.
А правила когда мы учим,   
Употребляем стиль НАУЧНЫЙ.

Блиц-опрос.

Учитель:

- Назовите задачи книжных стилей.

Ученики:

Научный – обобщение научных сведений, научное объяснение фактов.

Официально-деловой – сообщение, информирование.

Публицистический – воздействие через средства массовой коммуникации.

Художественный – изображение картины и воздействие на читателя.

Учитель:

- Перечислите стилевые черты научного стиля (использование терминов и профессиональных слов; строгая логичность, объективность, смысловая точность; отвлечённость и обобщённость).    

IV. Проверка домашнего задания.    

Учитель:

- Предоставим слово ребятам, которые исследовали тексты публицистического стиля. К каким выводам они пришли? Слушайте внимательно и приготовьтесь к анализу их ответов.

Ученики:

- Исследуя текст публицистического стиля «Чегемский водопад», мы обнаружили, что в нём были использованы три деепричастия и пять деепричастных оборотов.

- Нам удалось установить, что деепричастный оборот «разбиваясь на мириады брызг», дополняя глагол «низвергается», подчёркивает мощь потока. Усиливают это впечатление деепричастия «пенясь», «бурля и клокоча». При этом создаются зримый и звуковой образы. Используется аллитерация: сочетания сонорных, свистящих, взрывных согласных.

- Зрительный эффект создаётся при помощи деепричастных оборотов «переливаясь на солнце всеми цветами радуги и разлетаясь во все стороны», которые помогают представить эту картину во всём разнообразии её красок.

- Красив Чегемский водопад и зимой. В этом нам позволяют убедиться деепричастные обороты «образуя множество ледяных фигур» и «поражая своей причудливой формой». Водопад замерзает, и величественные ледяные творения, созданные природой, завораживают нас.

- Работа с текстом позволила нам не только выявить роль деепричастных оборотов и деепричастий в нём, но и узнать о таком чуде природы, как Чегемский водопад. Нам захотелось взглянуть на него хоть одним глазком.

V. Исследовательская работа.

Учитель:

- Сейчас мы познакомимся с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад».

Чтение стихотворения.

Кипя,
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Свиваясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, круша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

Учитель:

- Вы исследователи-лингвисты. Вам предстоит исследовать текст. Исследование будет состоять из 4 этапов. На каждом этапе нужно выполнить следующие действия:

1 этап (теоретический). Определить стиль текста, вспомнив признаки данного стиля.

2 этап (гипотетический). Выдвинуть гипотезу о роли деепричастий в выбранном вами стиле речи.

3 этап (экспериментально-аналитический). Проверить гипотезу.

4 этап (продуктивный). Написать текст данного стиля речи на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». Или: «Родник – начало и исток, воды живительный глоток».

VI. Афиширование результатов исследовательской работы.

Учитель:

- К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите.

Ученики:

- Во-первых, по жанру это стихотворение, во-вторых, основная задача этого стиля – изобразить, воздействовать на читателя, поэт нарисовал словесную картину Лодорского водопада, стихотворение эмоционально, образно, перед нами водопад предстаёт как живое существо.

Учитель:

- В чём особенность стихотворения?

Ученики:

- Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота. Необычно построено, напоминает по форме водопад, текст состоит из одного предложения.

Учитель:

- Какова роль деепричастий в этом стихотворении?

Ученики:

- Делают речь выразительной, ёмкой, передают различные смысловые оттенки.

Учитель:

- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? Что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Ученики:

- Разделить деепричастия на тематические группы.

Учитель:

- Какие тематические группы можно выделить? Ваши предположения?

Ученики:

1. По звуку

2. По движению.

3. По зрительным впечатлениям.

4. По аналогии с человеческими качествами.

- Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный, бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.

Учитель:

- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа по группам) и сделайте выводы:

1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

2 группа – по зрительным впечатлениям (пенясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, блистая, мелькая, меняясь);

3 группа - по движению (струясь, крутясь, сливаясь, свиваясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, вертясь, взметаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

4 группа – по аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя, бросаясь, вырастая, стремясь, воркуя, убегая).

2 человека из 4 группы  выделяют, какие именно человеческие качества присущи этому водопаду, распределяют по группам.

1 - игривый, дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая);

2 – бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша);

3 – спокойный (ворча, воркуя, встречаясь);

4 – нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя).

1 группа:

– Рассмотрев деепричастия по слуховым впечатлениям, мы пришли к выводу, что автор использует звукопись, такие приёмы, как аллитерация и ассонанс. Сочетания свистящих, шипящих, сонорных, подкреплённое ассонансом, дают возможность передать различные звукоподражательные эффекты: шум, грохот, спокойное движение воды.

2 группа:

– Выделив  деепричастия по зрительному эффекту, мы пришли  к выводу, что они помогают нам зрительно представить изменчивость водопадного потока: то бурного (пенясь), то спокойного (мелькая), то красующегося (блистая), постоянно меняющегося (меняясь).

3 группа:

– Рассмотрев деепричастия, которые передают движение, мы пришли к выводу, что эти деепричастия конкретизируют глагол "падают", разнообразят речь, делают более ёмкой и выразительной.

4 группа:

– Мы рассмотрели группу деепричастий по аналогии с качествами человека и пришли к выводу, что, используя олицетворение, автор хотел показать водопад как живой организм, у которого есть свой изменчивый характер: то он бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша), то игривый и дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая), то спокойный (ворча, воркуя, встречаясь), то нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя) и красующийся собой (блистая, ликуя).

Учитель:

- Подтвердили ли мы свою гипотезу?

Ученики:

- Да, деепричастия разнообразят речь, делают её более ёмкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки. В художественном стиле деепричастия употребляется в прямом и переносном значении. Обозначая добавочное действие, деепричастия дорисовывают, характеризуют основное. Деепричастия могут быть средством выразительности, помогают создать художественный образ.

(Анализ работы в группах, выставление оценок).   

 

Памятка для оценивания  устного ответа на лингвистическую тему:

а) правильность положений;

б) логичность и последовательность изложения (следование плану);

в) полнота и содержательность ответа;

г) наличие примеров;

д) соответствие текста стилю и теме;

е) культура речи.

VII. Развитие  читательских  умений  и  умений  связной  письменной речи.

Учитель:

- Мы приступаем к 4 этапу нашей исследовательской задачи (продуктивному). Вам надо написать текст данного стиля речи, используя деепричастия и деепричастные обороты, на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». Или: «Родник – начало и исток, воды живительный глоток». Можно использовать деепричастия из стихотворения Саути. На работу вам отводится 5 минут.

Кому трудно справиться с этой задачей, могут в готовый текст вставить подходящие по смыслу деепричастия. Тексты у вас на столах.

Задание.

Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно  воспользоваться  материалом  прочитанного  стихотворения.

Перед нами картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________, переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию,  которая, _______, веками удивляет человека?

Учитель:

- Какое правило мы должны помнить, вводя  в сочинение деепричастия, при написании работ?

Ученики:

- Деепричастный оборот не может быть употреблён, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: "Возвращаясь домой, меня застиг дождь".

Вариант ученика:

Когда-то в Коренной Пустыни только зарождалась монастырская жизнь. А первым жителем этой священной земли стал родник. Пробив толщу земли, вырвавшись на свободу, падал его поток с крутого склона, напоминая маленький водопад. Струясь, резвясь, скользя по корням деревьев и камням, спешил напоить он своей живительной влагой землю, вперёд убегая в свободолюбивом задоре.

Ожила земля в Коренной, зазвенели родники в разных концах её, добрым людям объятья земли раскрывая.

(Анализ сочинений, выставление оценок.)    

 

Памятка для оценивания письменного ответа:

- содержание работы полностью соответствует теме;

- содержание излагается последовательно;

- работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

- достигнуто стилевое единство и выразительность текста;

- в миниатюре использованы деепричастия.

VIII.  Рефлексия.

Учитель:

- Какой вывод можно сделать о роли деепричастий в тексте?

Ученики:

- Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.

- Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и  писатели в своих произведениях.

- Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Учитель:

- Что узнали нового для себя?

- Где могут пригодиться эти знания?

IX. Домашнее задание.

С. 187-188. Анализ текстов 1, 2 с письменным обоснованием.    

 

Литература

 

1. Резвая А.Ю. Слово в тексте / Приложение к газете "Первое сентября" / Русский язык. - 2002. - № 31-32 /http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203802

2. Чегемские водопады /http://taynykavkaza.ru /publ/zagadochnye_mesta_kabardino_balkarii/chegemskie_vodopady/chegemskie_vodopady/39-1-0-95

Яндекс.Метрика