Главная

  • Register

Русский язык и литература для всех

Главная

Анализируем поэтический текст

Мы проследим по этапам движение от анализа поэтического текста к выразительному чтению и самостоятельному творчеству.

Проанализируем текст с точки зрения речеведения, языка, композиции для выяснения авторского замысла. Безусловно, нужно иметь в виду, что в том, как читается текст, проявляется глубина его понимания.

 

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…», расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю, о выразительных средствах языка, о видах сложноподчинённых предложений.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение выразительно читать художественный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к литературной классике.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: способствовать развитию речи учащихся, овладению комплексным анализом поэтического текста, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, свободное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей обучающихся.

Личностные УУД: стремление к самостоятельному мышлению, речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, интерес к изучению поэзии М.Ю. Лермонтова.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

ХОД УРОКА

 

1. Целевая установка.

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…».

Чтобы подготовиться к выразительному чтению, необходимо проанализировать текст с точки зрения речеведения, языка, композиции, что поможет раскрыть авторский замысел, и выбрать верную интонацию. В том, как читается текст, проявляется глубина его понимания.

Прекрасны вы, поля земли родной,
Ещё прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми её народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда,
Но этот снег, летучий, серебристый
И для страны порочной - слишком чистый,
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда
И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

1831

2. Работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Прекрасны вы, поля земли родной…».

— Как бы вы определили тему этого стихотворения?

— Как бы вы озаглавили стихотворение? Объясните свой выбор названия.

— С помощью каких художественных средств выражено отношение поэта к родной земле в первой строфе? Объясните роль обращения, эпитетов, олицетворения, оксюморона, лексических повторов.

— К какой части речи относится слово «сходна»? Подберите синонимы к этой части речи. Объясните значение словосочетаний «первая зима», «первые люди». Как вы понимаете смысл строк:

Зима сходна  в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми её народы?

— В толковом словаре найдите значение слова «родня». Объясните смысл сопоставления «раскинувшейся лиловой пеленой степи» и состояния души лирического героя.

— В своём творчестве Лермонтов постоянно использует такие приёмы, как анафора, многосоюзие. Найдите эти приёмы в тексте стихотворения и объясните смысл их употребления.

3. Групповая работа.

1 группа. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений. Какую литературоведческую роль эти придаточные выполняют и что дают для понимания содержания стихотворения?

2 группа. Объясните значение восклицательных предложений и многоточия в конце первой строфы. Назовите способ соединения первой и второй строф. Какова роль противительного союза «но», указательного местоимения «эта» и лексического повтора «степь» в данном контексте? Какая степь  «чужда любви» лирического героя?

3 группа. Понаблюдайте за употреблением в тексте антонимов, одного из излюбленных приёмов поэта. Найдите во второй строфе образы, чувства лирического героя,  антонимичные образам и поэтическим переживаниям в первой строфе («земля родная» — «страна порочная», степь «родня с душой» — степь «любви моей чужда»). Как вы думаете, в чём смысл  противопоставления?

(Двухстрофная миниатюра выступает в смысловом отношении в виде антонимической пары пейзажного и психологического планов).

4 группа. С помощью каких художественных средств создаётся образ снега во второй строфе?

(Обратите внимание и на употребление авторского знака – тире – в третьем стихе этой строфы. С его помощью, может быть, обозначен резкий контраст между «страной порочной» и  чистотой серебристого снега?) Какую роль играет этот образ для понимания состояния души лирического героя?

5 группа. Найдите антитезу в последнем предложении (антонимичные имена прилагательные в роли эпитетов: прах  «позабытый» — «бесценный»). Как вы понимаете смысл этого предложения?

(Для справки: отец Лермонтова умер 1 октября 1831 года. В этом же году написано стихотворение).

4. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие цели ставили на уроке?

— Удалось ли достичь их?

— Где можно применить полученные знания?

5. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Задание по выбору:

1. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на текст стихотворения М.Ю. Лермонтова и слова Л. Гинзбург: «Поэтическое слово… оценивает всё, к чему прикасается». Как вы понимаете это высказывание? 

2. Напишите сочинение  «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»

 

Литература

 

1. Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. – Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. – Т. 1. Стихотворения и драмы. 1828–1836. – С. 215–216.

2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2002.

3. Елагина Н.И. Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» / Сборник материалов, посвящённых 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. - Курск, издательство "Учитель", 2015.

4. Тимофеев Л.В., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. Москва, «Просвещение», 1974.

5. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.: «Просвещение», 2002.