Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Фигуры речи

От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.

Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).

 

Рассмотрим примеры различных фигур речи.

Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.

Приветствую тебя, пустынный уголок,               

Приют спокойствия, трудов и вдохновения.

А.С. Пушкин

 

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

А.С. Пушкин

 

Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядёт шестнадцатый год.

В. Маяковский

 

Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

А.С. Пушкин

 

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Степям и дорогам

Не кончен счёт;

Камням и порогам

Не найден счёт.

Э. Багрицкий

 

Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.

Я царь – я раб, я  червь – я бог!

Г.Р. Державин

 

Когда в кругу убийственных забот

Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,

Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда

Нам на́ душу отрадное дохнёт,

Минувшим нас обвеет и обнимет

И страшный груз минутно приподнимет.

Ф. Тютчев

 

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу

С. Есенин

Весны дуновеньем земля обогрета.
Ещё не начало весны, а предвестье,
и даже ещё не предвестьенамёк,
что будет,
что рядом,
что срок недалёк.

В. Тушнова

 

Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

М. Лермонтов

 

С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

С. Есенин

 

Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.

О чём ты воешь, ветр ночной?

О чём так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Ф. Тютчев

 

Знакомые тучи! Как вы живёте?

Кому вы намерены нынче грозить?

М. Светлов

 

Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев…

А.С. Пушкин

 

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

А.С. Пушкин

 

Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.

Какое лето! Что за лето!

Да это просто колдовство.

Ф. Тютчев

 

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино,

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

М. Цветаева

 

Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

М. Лермонтов.

 

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…
Рассказать, что с той же страстью…
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…

А.А. Фет

 

Эллипсис - пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.          

Зверю – берлога,      нужна

Страннику – дорога…

М. Цветаева

 

Полюбил богатый – бедную,       человек - девушку

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную...

М. Цветаева

 

Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.

Всякие стихи ради последней строчки.

Которая приходит первой.

М. Цветаева

 

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин.

Ю. Бондарев

 

Прочитать подробнее о звукописи.

Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).

                            

Комментарии  

Brenna
# Brenna 23.07.2017 23:33
Way cool! Some very valid points! I appreciate you writing this article and the rest of the site is also really good.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Mark
# Mark 13.07.2017 02:05
Simply want to say your article is as astounding. The clearness in your post is simply spectacular and i could assume you're an expert on this subject. Fine with your permission let me to grab your feed to keep up to date with forthcoming post. Thanks a million and please continue the enjoyable work.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Яндекс.Метрика