Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого — трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.
Образцы разбора простых предложений
Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ
Комментарии
Спасибо заранее!
И его не смущает, что тысячи людей примиряются с бедой, что педагогика веками бьется над этими проклятыми вопросами, — его ничего не смущает, не пугает.
1.Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы.
2.Зелёные волны, взбегая на жёлтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его.
3.На многочисленных террасах, соединенных
бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями.
1. Повеств, невоскл., сложное, состоит из 2 частей, ССП с противительным союзом А, обе части двусост., распростр., полные, ничем не осложнены (грам.основа ПЕРЕЛЕТАЛИ СТРЕКОЗЫ, ПАРИЛИ ЯСТРЕБЫ).
2. Повеств, невоскл., сложное, состоит из 2 частей, БСП, обе части двусост., распростр., полные, осложнены обособленным обстоятельством , выраженном деепр.оборотом (грам.основа ВОЛНЫ СБРАСЫВАЛИ, ОНА ТАЯЛА).
3. Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное, осложнено однородными дополнениями и обособленным определением, выраженном причаст.оборото м (грам.основа РАСПОЛАГАЕТСЯ МИР).
1. Он долго лежал, слушая эти рыдания да сонный лепет тополей за окнами в темном саду, похожий на непрестанный дождик.
2. Хутор Сошки цел и доныне, хотя уже давно перешел к тамбовскому купцу.
1) Уезжаю завтра далеко в холодный Сибирский край.
2) Вышлите мне посылку, да поскорее.
3) Мне не к кому было обращаться за советом.
4) Небо затронуто темными тучами.
5) Меня огорчило это событие.
6) Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
2. Побудит., невоскл., сложное, союзное, ССП, состоит из 2 частей: первая - односост., опред-личн., распр., полное, не ослож.; вторая - односост., опред-личн., распр., неполное, не ослож.
3. Повеств., невоскл., простое, односост., безличн., распр., полное, не ослож.
4. Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, не ослож.
5. Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, не ослож.
6. Повеств., невоскл., простое, односост., назыве., распр., полное, ослож. однород. членами.
Спасибо!
Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 "Направление движения по полосам", когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административно го правонарушения, предусмотренног о частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Говорили, что остров искусственный, насыпан руками пленных турок.
Снегопад прекратился внезапно, будто
захлопнулся какой-то небесный люк.
Еще раз спасибо!
Вот оно бледнеет, синеет небо, отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою.
Кто не знает печали и гнева,
Тот не знает Отчизны своей.
Теперь я не волнуюсь, как раньше.