Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Авторы

Фишман Юлия Петровна

Фишман Юлия Петровна,

автор основных материалов сайта "Могу писать".

Журналист и преподаватель из города Екатеринбурга

 

Материалы

 

Случаи отсутствия знаков в сложном предложении

Простые предложения, входящие в состав сложного, не разделяются знаками в нескольких случаях. Между однородными предложениями запятые ставятся так же, как и при однородных членах предложения. Так, если предложения однородны и соединены союзом «и», запятая между ними не ставится. Однако в случае повторения союза запятые ставиться будут, как и при однородных членах с повторяющимися союзами.

З и С в приставках

Речь пойдёт о приставках из-(ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз-(вс-), низ-(нис-), через-(черес-). Считается, что с буквами «з» и «с» мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ- и ИС- имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.

 

Галина Васильевна Тюнина

Галина Васильевна Тюнина,

учитель начальных классов

МБОУ "Лицей № 21" города Курска

 

Галина Васильевна окончила Тамбовское педагогическое училище (1983г.), а затем и педагогический институт (1989г.). Имеет первую категорию. Стаж педагогической деятельности – 26 лет. В лицее работает 20 лет.

Награждена

  • грамотой комитета образования города Курска, 2008г.;
  • почётной грамотой администрации Сеймского округа города Курска, 2013г.;
  • почётной грамотой комитета образования города Курска, 2014г.;
  • грамотой Литературного музея - филиала ОБУК «Курский областной краеведческий музей», 2015г.;
  • почетной грамотой Губернатора Курской области, 2015г.

Галина Васильевна имеет благодарственное письмо ГОУ ВПО «Курский государственный университет» за успешную подготовку победителя областной олимпиады младших школьников по русскому языку в 2011-2012 учебном году;

благодарность  МКУ «Научно-методический центр г. Курска», 2014г.;

благодарности Курской областной библиотеки для детей и юношества, 2011, 2013, 2014, 2015гг.;

благодарственные письма ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» за подготовку победителя и призёра Областной олимпиады младших школьников по русскому языку в 2015-2016 учебном году.

Страница учителя на портале ИНФОУРОК https://infourok.ru/user/tyunina-galina-vasilevna

 

Материалы

 

Проект "Ведь я лисонька, ведь я рыженька"

Мы стараемся создавать условия для стимулирования первоклассников к поисковой деятельности.

Так, работу над литературно-исследовательским проектом «Ведь я лисонька, ведь я рыженька» мы начали в первом классе, едва научившись писать.

Проект "Только так из человечка выйдет человек"

В первом классе мы выполнили литературно-исследовательский проект «Только так из человечка выйдет человек».

Подробности, описанные в сказке, порой лучше, чем простое рациональное объяснение. Сказки и поучительные истории полезны ребёнку для формирования его личности.

 Викторины по литературному чтению

Викторины помогают формировать активного читателя, способствуют развитию речи ребёнка, раскрытию его творческих возможностей, побуждают думать и рассуждать.

Предлагаем викторины по книгам А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р. Киплинга «Маугли», Л. Лагина «Старик Хоттабыч», рассказов В. Бианки.

Читаем, изучаем картины курских художников, сочиняем

Данная методическая разработка предназначена для организации творческих, самостоятельных, проверочных работ по литературному чтению в начальной школе (УМК «Школа XXI века», программа «Литературное чтение», 1-4 класс, автор Ефросинина Л.А.).

 

Тебиев Борис

 

Тебиев Борис Каз-Гиреевич (Константинович)

Профессор кафедры экономических теорий экономического факультета Института экономики, управления и права РГГУ. Доктор педагогических наук (1992), доктор экономических наук (2002), действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), член Международной педагогической академии, действительный член Нью-Йорской академии наук.

Награждён правительственными и общественными наградами: орденом  «Знак Почета» (1986), званием и орденом РАЕН «Рыцарь науки и искусств» (2000), орденом РАЕН «За пользу отечеству» им. В.Н. Татищева (2006), орденом «Слава России» (2006) и орденом Ломоносова «За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной науки и образования» Национального комитета общественных наград РФ (2007).  

Преподаёт в РГГУ с 1998 года. Автор более 300 работ, в том числе монографий «Экономический либерализм и критика социалистических экономических учений в России 19 века» (М., 2002), «Государство, общество и «трудные  дети» в досоветской России» (М., 2005. в соавт.)

 

Автор рассказывает о себе:

«По образованию я учитель истории и обществоведения средней школы. Окончил в 1968 году Тульский государственный пединститут им. Л.Н. Толстого. С первого курса активно интересовался краеведением и опубликовал массу материалов, связанных с историей Тулы и Тульского  края, в том числе и о жизни в Туле М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Много лет проработал в комсомоле. Защитил  две докторские диссертации. Первая из них посвящена общественно-педагогическому движению в России конца XIX - начала ХХ века. Вторая - либеральной экономической мысли в России XIX века. Среди моих воспитанников около 30 кандидатов и докторов наук (педагогических и экономических). В активе - 21 монография и более 300 научных статей.

В 1993 году создал Международную педагогическую академию как учебное заведение и научно-творческое сообщество ученых и педагогов стран СНГ. В её составе тогда находилось около 20 региональных отделений, некоторые из них стали самостоятельными институтами. Из бывших пионервожатых мы подготовили 2000 школьных психологов.

В 2008 году издательство Ленинской библиотеки "Пашков дом" выпустило мою книгу "Тайны книжных переплетов", которую сейчас дополняю новыми рассказами о книжных поисках и находках из моей библиотеки. К слову, среди очерков есть и очерк об уникальном издании "Сказок для детей изрядного возраста" (известно всего 3 сохранившихся экземпляра вместе с моим) М.Е. Салтыкова-Щедрина. В книге много интересных материалов о Л.Н. Толстом, В.В. Вересаеве, С.А. Есенине и др.»

Об авторе wikipedia

Материалы

 

Жуковский

Лето 1851 года в Баден-Бадене выдалось на редкость солнечным. Впрочем, тепла и солнца здесь, на юге Германии, в благодат­ной долине, окаймленной живописными горами Шварцвальда, хватало в любое время года. Жуковскому нравился этот небольшой чистенький городок, известный еще со времен древнего Рима целительными источниками и пышными виноград­никами...

Этюд о великом сатирике

Начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф Пётр Шувалов торжествовал. Наконец-то статский советник Салтыков, известный в литературных кругах как писатель-сатирик Щедрин, у него в руках. Пусть попробует теперь отвертеться. Совсем стыд потерял!

«Шекспир комедии», его продолжатели и подражатели

Комедия «Горе от ума» стала поистине жемчужиной русской классической драматургии, поворотным пунктом её истории. Творца комедии – Александра Сергеевича Грибоедова – Виссарион Белинский назвал Шекспиром комедийного жанра.

 «Под сенью дружных муз»

О Царскосельском лицее, в первую очередь, конечно же, в связи с Пушкиным, написано много и порой достаточно пристрастно. И это нетрудно понять: о поэте, его окружении и его эпохе вообще, наверное, невозможно писать беспристрастно.

Время и книги

В 2008 году издательство Ленинской библиотеки «Пашков дом» выпустило мою книгу «Тайны книжных переплётов». Я хотел ненавязчиво поведать читателю, как романтичен и интересен поиск редких книг, какой волнующей может быть радость познания и радость даже самых маленьких открытий, как много значит в нашей жизни умная добрая книга.

Друзья поэта

Книги сопутствовали Жуковскому всю жизнь. Они были не только украшением его рабочего кабинета, но и самыми верными друзьями, с их помощью он открывал для себя неведомый мир человеческих чувств, раздумий, впечатлений.

«Молодые якобинцы негодовали»

Есть у книголюбов особенность, которая отличает их от обычных читателей. Книголюбу недостаточно даже несколько раз перечитать полюбившееся произведение. Всегда хочется хоть однажды в жизни увидеть и прочитать книгу в том виде, в каком она в первый раз появилась на свет.

Тайны книжных переплётов

Переплёты старых книг имеют свойство ветшать, рассыпаться, предвещая гибель книги. И тогда книголюб берёт в руки скальпель, клей и кисточку и начинает «лечить» своих питомцев.

Издано Н.И. Новиковым

Небольшую, карманного формата книжицу под названием «Христианская школа», написанную, как свидетельствует титульный лист, в городе Бреславле ректором «тамошних училищ» Иеронимом Рокесом, я хранил на полке книжного шкафа без особого, прямо скажу, энтузиазма. И уж никак не мог предположить, насколько эта книга является редкой и интересной.

Имя на литературной карте

С доцентом кафедры литературы Тульского пединститута Николаем Александровичем Милоновым я познакомился и подружился в конце 1966 года, когда был избран председателем институтского научного студенческого общества (НСО).

Великий охотник до книг

Страстный революционный поэт, певец свободы, тираноборец, один из вождей восстания на Сенатской площади, безжалостно казнённый в расцвете творческих сил и дарований, Кондратий Фёдорович Рылеев был не только одним из образованнейших людей своего времени, но и заядлым книгочеем.

Памятник таланту

Алексей Степанович Хомяков – один из активных участников литературной борьбы сороковых и пятидесятых годов XIX века, основатель и вождь славянофильства, был человеком блестящего ума и необычайных способностей.

Праздник на Растеряевой улице

Помните ли вы грустную историю о сироте Алифане, которому жадный опекун по великой милости купил однажды книгу? Её рассказал писатель-демократ Глеб Иванович Успенский в «Нравах Растеряевой улицы».

О чём рассказал автограф

Книги с автографами их создателей любопытны всегда и по-особому дороги собирателю, даже если это автографы не знаменитостей, а людей мало известных широкой публике или затерявшихся подчас в истории. Встретишь такую книгу на прилавке букинистического магазина, и денег на неё, как правило, не жалеешь.

О Петре Бунакове

Один из моих новых книговедческих очерков для «Тайн книжных переплётов» посвящён П.П. Бунакову, человеку, близкому к эсерам и в советское время вынужденному скрываться от чекистов в провинции.

Для сайта я сделал сокращённый вариант моих расследований о Бунакове.

Его знал Пушкин

Несколько лет назад родилась у меня нескромная мысль издавать для молодых земляков краеведческий журнал «Тульский следопыт». А почему бы и нет? Издаётся же такой журнал на Урале, причём не одно уже десятилетие.

История одной дружбы

...В один из холодных осенних дней 1878 года в Ясную Поляну, в дом Толстого пришёл оборванный странник. По бытовавшей здесь традиции, ему дали приют, накормили и обогрели. Вскоре пришельцем заинтересовался и сам хозяин усадьбы.

В начале ХХ века

В Центральном государственном архиве Октябрьской революции в Москве автору этих строк удалось обнаружить дело «О враче-дворянине Викентии Викентьевиче Смидовиче», заведённое в конце прошлого столетия чиновниками особого отдела департамента полиции. Год за годом в нём собирались сведения о политической неблагонадёжности писателя...

Отверженный

Сегодня даже среди преподавателей истории русской литературы мало кто знает, что во второй половине XIX века параллельно развивалось творчество двух одарённых писателей с фамилией Успенский. Николай Васильевич Успенский, двоюродный брат Глеба Успенского, безусловно, относится к числу писателей забытых.

Графиня и крестьянский сын

Старинная фотография запечатлела двух улыбающихся детей − мальчика лет семи и девочку чуть постарше. Рядом с ними на деревянной скамейке возле дома сидит и рассказывает детям видимо что-то увлекательное и смешное Лев Николаевич Толстой.

Яснополянский провидец

Влияние Толстого на умонастроения современников было действительно огромным и поистине «царским». Это видно и сто лет спустя. Каналами этого влияния служили не только вышедшие из-под его пера шедевры мировой литературы и в особой мере публицистические трактаты и статьи.

Внук декабриста

Данный материал вошёл в новое издание книги Б.К. Тебиева «Тайны книжных переплётов. Записки книжника». Правоведом по образованию стал младший сын декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина, а Вячеслав Евгеньевич Якушкин, его внук, был Курским депутатом 1-й Гос. Думы, литературоведом и пушкинистом.

Первый иллюстратор «Войны и мира»

Продолжая толстовскую тему, предлагаю рассказ о первом иллюстраторе «Войны и мира» М.С. Башилове. В 2017 году исполнится 150 лет со времени завершения Толстым работы над первой редакцией «Войны и мира».

Спасская Евгения Дмитриевна

Спасская Евгения Дмитриевна

(1947-2021)


Родилась в Москве, родители — педагоги, среднюю школу и литфак пединститута окончила в Курске.

С 1969 г. работала корректором, воспитателем, преподавателем литературы, методистом в Областной научной библиотеке имени Н.Н. Асеева.

С 1974 по 2009 годы работала в краеведческом музее, с 1990 г. зав.литературным отделом. С 2009 года научный сотрудник Литературного музея, филиала Курского областного краеведческого музея.

Евгения Дмитриевна была редактором и составителем книг «Журавлиный клин», «Костёр на ветру», «НЛО нашего детства» (все с рассказами Е.И. Носова), трёх «Роман-газет» с рассказами Е.И. Носова, «Книга о Мастере», «Мастер с нами», 12-ти сборников докладов на чтениях памяти Е.И. Носова, альбомов «Краски родной земли» и «С натуры», автор книги «Что для меня неповторимо...», буклетов, статей, радиопередач по творчеству писателей-курян, сценариев двух телефильмов «И я слышу, как сердце цветёт...» и «О Мастере».

Лауреат премии имени Е.И. Носова и двух премий имени В.В. Овечкина.

Евгения Дмитриевна Спасская так рассказывала о своей жизни:

«Я родилась в Москве, детство прошло в Подмосковье. Мы жили в доме, где находилась начальная школа, в которой преподавал мой дедушка. Родители работали в учительском институте в Коломне.

Потом мы переехали в Курск. Отец, Дмитрий Борисович, преподавал в фармучилище, мама, Валентина Алексеевна, была доцентом пединститута. Телевизора у нас не было до 1961-го года, из школы прибежишь, перекусишь — и читать, читать.... Раньше сначала читали книжку, потом смотрели фильм. Например, «Война и мир». Выходили из кинотеатра и говорили: «Нет, читать интереснее!»

Над кроватью у меня висел плакат с портретами русских композиторов, я с ранних лет запомнила Чайковского, Глинку, Мусоргского. И когда потом я слушала их прекрасную музыку, то отчётливо представляла себе их облик. Дедушка очень любил хор Пятницкого, я слушала по радио народные песни в их исполнении, и они стали для меня очень близкими.

Мне очень повезло на дружбу, у меня были и есть до сих пор замечательные подруги. Мы сидели за одной партой с Леной Семенихиной. Однажды нам задали написать сочинение про любимое литературное произведение, а мы написали про любимую музыку... Она писала про «Вальс-фантазию», а я про Первый концерт Чайковского. Он меня так потряс, что побежала, купила пластинку. Тогда это стоило дорого, купила потихоньку от родителей, там, где была цена, нарисовала веточку... Слушала его до бесконечности.

Первое наше вхождение в музыку было в 15 лет, когда к нам приехала московская филармония. Исполнялись «Итальянское каприччио», Первый концерт и Шестая симфония Чайковского. Мы пришли после него домой и написали заявку на радио. Прошло время, и я вдруг слышу по радио: «... нам написали Лена Семенихина, Света Мартынова, Женя Спасская, по их просьбе прозвучит монолог Чио-Чио-сан»!..

Когда школу заканчивали, были романтиками, я мечтала стать геологом, потом в медицину хотелось. Когда я училась в одиннадцатом классе, определённости почему-то не было. Было тревожно — а что же дальше? По русскому языку и литературе были пятёрки, старалась писать нестандартные сочинения. Хотела поступать на факультет журналистики, но тогда нужно было иметь трудовой стаж не менее двух лет. Мой московский дядюшка, работавший в АПН, посоветовал пойти в МГУ на филологический факультет. Школу я закончила с серебряной медалью, и мне можно было сдавать только один экзамен. Но в сочинении отыскали одну стилистическую ошибку и поставили четвёрку. Пришлось сдавать все экзамены, а я к этому была не достаточно готова и получила по всем предметам четвёрки. Для МГУ не хватило баллов, но с такими оценками меня приняли в Курский пединститут.

Нам очень повезло с преподавателями. Был Арон Залмович Раскин по зарубежной литературе, Александр Николаевич Илиади — по философии, по современной литературе — Андрей Ефимович Кедровский. Он как-то дал нам задание написать о своём любимом стихотворении, а мне тогда встретилась в библиотеке книга Цветаевой. Тогда был у меня момент влюбленности, я стала читать и думаю, Боже мой, это же всё про меня!.. Читала эту книжку и переписывала стихи в тетрадку, две тетрадки переписала! Я написала про одно из любимых ее стихотворений, и преподавателю понравилась эта работа, он освободил меня от экзамена, посоветовал поступать в аспирантуру. Поехала в Москву, стала соискателем. Тему мне дали по деревенской прозе, что и привело потом к последующей работе. Я тогда ещё Евгения Ивановича Носова не знала, в диссертацию у меня были включены писатели-деревенщики — Абрамов, Проскурин и Белов, с которыми он был дружен. Но с защитой у меня так и не получилось, теперь думаю, что не к сожалению, а к счастью.

Мне очень нравилось изучение литературы, я увлекалась чтением книг, хотелось делиться прочитанным, рассказывать о писателях и их творчестве. После института работала в школе, даже в двух — Шуклинском интернате и в 29-й. Мне очень нравилось беседовать с учениками, читать им стихи, писать с ними сочинения на необычные, интересные темы. Однажды на уроке прочитала наизусть «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Смотрю, мальчик испуганно тянет руку: «А нам тоже наизусть учить?..» А одна девочка в сочинении «Моя мечта» написала: «Я хочу, чтобы вы у нас были классным руководителем». Было так приятно.

Я работала какое-то время в газете корректором, исправляла ошибки. Даже в «Анне Карениной», которую тогда читала, машинально следила за знаками препинания. А вскоре я попробовала ещё одну профессию — библиотекаря. Тогда и познакомилась с краеведением.

Курск — моя вторая родина, город всей моей жизни. Меня удивило богатство литературных талантов Курского края — Афанасий Фет, Николай Асеев, Юрий Герман, Аркадий Гайдар, Валентин Овечкин, Константин Воробьёв, Евгений Носов... Работа в библиотеке стала ступенькой к моей основной профессии экскурсовода. В музее поняла — это моё. Увлеклась культурой Курской области, постепенно выкристаллизовалась заветная тема — «Земляки».

Были интересные встречи с академиком Николаем Марковичем Эмануэлем, с Иваном Николаевичем Суржиковым, исполнителем русских народных песен, с актрисой Малого театра Ксенией Ивановной Тарасовой. Она играла жену Чкалова в известном фильме. Очень интересны встречи и общение с женой Дейнеки, женой Свиридова, сыном писателя Юрия Павловича Германа. Открывались новые страницы истории Курского края. Я ехала то в Суджу, то в Обоянь, то в Тим, то в отдалённые села, где можно было найти новые экспонаты для музея.

Однажды мне поручили собрать материалы о нашем писателе Евгении Носове, но предупредили, что он очень занят, и договориться о встрече будет трудно. И всё же она состоялась. Стала ему звонить, он один раз говорит, что ему некогда, второй. В третий раз Евгений Иванович сказал: «У вас пять минут!». Отвечаю: «Я успею». А проговорили мы с ним два с половиной часа...  Настолько было интересно разговаривать с ним!

И как-то сами собой определились две главные задачи моей работы — организация в Курске литературного музея и популяризация творчества Евгения Носова.

С конца 80-х годов Носовым было написано много рассказов. Великолепные вещи, но их знали мало. Эти рассказы я ему помогала печатать, он передал мне свою машинку «Эрику», ту, которая сейчас в Литературном музее. Чем я особенно горжусь, это тем, что мне довелось быть первым его слушателем. Рассказы у Евгения Ивановича были замечательные. Я читаю вслух по рукописи, а он проверяет, что так, что не так. И вот «Тёпа», рассказ про петушка и про бабушку. Светлый такой рассказ. Тёпа был очень хороший, но его почему-то все обижали. У него был отдельный насест, чтобы его не трогали, а когда бабушка через несколько дней зашла в курятник, а было очень холодно, то нашла ворошок перьев под этим насестом, Тёпа замёрз... Я читаю эту фразу, и у меня прямо какое-то рыдание изнутри... Как написано!..

Евгений Иванович был человеком очень светлым. Иногда говори ли, что он не очень общительный, не очень любит встречи. Он не любил пустословия, какой-то шумихи, пустых фраз высокопарных, за которыми ничего не стоит. Он был человеком дела, очень любил простых людей, общался с ними. Мог зайти в магазин, сказать продавщице: «Здравствуйте, какие тут у вас колониальные товары?» И всегда с улыбкой. Он умел всё: писать, рисовать и маслом, и акварелью, игрушки делал, починить всё умел. Единственное, чего он не умел, — это беречь себя...

Когда мы отмечали 80-летие Евгения Ивановича, Николай Иванович Гребнев сказал: «Евгений Иванович был рыбаком, поэтому мы все, курские писатели, рыбачим, а если бы он был шахматистом, мы бы все играли в шахматы...» У него была потрясающая аура, и эта аура распространялась на всех. Когда разбираешь его переписку или вспоминаешь, какие-то встречи, то понимаешь, что около него всегда были хорошие люди. Плохие, неинтересные, карьеристы не задерживались. Он видел очень хорошо талантливых, одарённых людей, и он им помогал, он очень многих вывел на литературную дорогу.

Когда я собирала материалы для «Книги о Мастере» (она вышла ещё при жизни Евгения Ивановича), писатель не хотел, чтобы я это делала, говорил, что это нескромно. Но удалось убедить его, потому что это необходимо, ведь его творчество изучается в школе. Статей о нём я нашла столько, что их хватило на обе толстые, по 800 страниц каждая, книги.

Почти все мои статьи о писателях, художниках, учёных курского края, о музыке, театре, кино, написанные за сорок лет, собраны в небольшой книге «Что для меня неповторимо...». Надеюсь, что книжечка будет полезной для учителей, библиотекарей и краеведов».

Прочитать об авторе:

1. Воробьёв В. Что для меня неповторимо... // Городские известия. - №39. - 31 марта 2007. - С.3.

2. Кряж И. Евгения Спасская: «За что душа держится, то не пропадёт...» // Кружево жизни. - №9. - 20 сентября 2011. - С.12-13.

 

Материалы автора

Книга жизни писателя К. Воробьёва

 Мне хочется начать с признания в любви к творчеству Константина Дмитриевича Воробьёва, к его книгам, в которых — талант и правда, боль и совесть... Очень горестно, что не довелось встретиться с их автором, и тем большую благодарность хочется выразить его жене, Вере Викторовне, которая передала в Литературный музей города Курска многие подлинные вещи писателя.

 Волшебные строки Евгения Носова

Кажется, совсем недавно Евгений Иванович Носов ходил на свою любимую рыбалку, разжигал костёр, отправлял в плавание по озеру красивый двухмачтовый кораблик, рисовал прекрасные пейзажи — можно было разглядеть каждый листик на берёзе, отражение облаков в наших курских речках.

 О детстве Евгения Ивановича Носова

...Передо мной лежит пожелтевшая от времени фотография, на её обороте написано: «Ваня Кононов и Женя Носов за игрой в шашки. 1938 год». Мальчишкам по 12-13 лет, оба сосредоточены, серьёзны. Снимал их старший Ванин брат, а потом эта карточка была напечатана в «Курской правде» как иллюстрация к заметке об отдыхе школьников.

Фото- и лироэтюды Евгения Носова

В предисловии к альбому «Краски родной земли» сказано: «Евгений Иванович Носов был Мастером воистину во всём — он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи... Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины. Он умел великолепно фотографировать, его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам...»

 

Прокудина Татьяна Васильевна

Прокудина Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска

 

Татьяна Васильевна преподаёт русский язык и литературу в 6, 8 классах и основы православной культуры в 9 классе. Классный руководитель 8 В класса.

Имеет диплом КГУ с отличием (2002 г.), стаж работы в лицее 15 лет.

Татьяна Васильевна участвовала в городском конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2011", была организатором олимпиады по ОПК от Свято-Тихвинского гуманитарного университета для учащихся 6, 9, 11 классов, организатором Всероссийской олимпиады "Летописец" - 2014, выступала на городском семинаре учителей русского языка и литературы с обобщением опыта работы и провела мастер-класс "Способы формирования коммуникативных навыков обучающихся лицея".

Тема исследовательской работы учителя: «Изучение языковых единиц в контексте исторического развития на уроках русского языка» 

Страница учителя  http://www.proshkolu.ru/user/prokudinaT/orgs/

 

Материалы

Сочинение по картине

Школьники делают первые шаги в мире живописи, учатся постигать невероятно загадочный и увлекательный мир красок и впечатлений. Трудно добиться, чтобы изобразительное искусство завладело чувствами детей, открыло для них новые, неповторимые в своей красоте горизонты.

Морфологический разбор наречия

Когда изучаешь наречие как часть речи, всё легко и понятно. Морфологических признаков раз-два, роль в предложении почти всегда одинакова, орфографических правил немного. Но так кажется только поначалу. Первые трудности начинаются, когда наречия нужно найти в предложении или тексте. Они похожи на все уже знакомые нам части речи: как на самостоятельные, так и служебные.

Всё, что нужно знать о наречии

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие". Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Малыхина Ольга Николаевна

Малыхина Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Лицей № 21" города Курска

 

Ольга Николаевна — выпускница лицея. В 2002 году окончила с отличием КГУ по специальности "филология". В том же году стала дипломантом Первого Международного конкурса "Учитель словесности"(г. Москва).

Общий стаж работы — 12 лет, педагогический стаж — 5 лет. Преподаёт русский язык и литературу в 5 и 8 классах.

Она автор оригинальных программ спецкурсов "Литературное краеведение", "Уроки театра в школе", дипломант Первого Международного конкурса "Учитель словесности" (г. Москва, 2012 г.).

Подготовила

  • призёра Городского  конкурса школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны",
  • призёра Городского литературного конкурса  «Древний, славный город Курск», 
  • призёра 9 Городского конкурса "Моя родословная".

Имеет благодарственное письмо Юго-Западной школьной лиги.

 

Материалы

 

Выборочные изложения

Одна из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка — широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений, сочинений-миниатюр, мини-сочинений по заданным словам, письменных ответов на вопрос. Для их проведения потребуется от 10 до 20 минут урока.

Текст как средство коммуникации

Среди многообразия методов преподавания русского языка и литературы (исследование, эксперимент, диспут, аукцион, проект, театрализация), способствующих формированию коммуникативной компетенции на уроках, наиболее полно нашей задаче отвечает работа с текстом. Именно текст – носитель объективной и субъективной информации. Текст используется во многих сферах жизни, а в школе почти на каждом уроке.

Малые формы сочинений

Чтобы содержание созданного текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно-значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме. Эти задачи решает и работа по подготовке к различным видам сочинения. Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь.

Речь героев "Обломова"

На уроке старшеклассники анализируют речь героев. Итогом работы на уроке может стать сочинение-рассуждение по одной из рассмотренных или других тем, творческая интерпретация полученных знаний (школьный спектакль, литературная гостиная).

Урок литературы в 5 классе "Движение весны"

Урок литературы посвящён весне. Поэтическая страница открывает весну лирическую. Обучающиеся знакомятся с текстами Ивана Бунина, Игоря Северянина, выразительно читают стихотворения, рассматривают репродукции картин известных русских художников.

Урок-обобщение по теме "Местоимение" в 6 классе

Данный урок проводился 15 мая, этим объясняется его форма. Напомним: 15 мая – Международный день медсестры. По ходу урока анализируются и записываются в словарики словарные слова тематической группы "медицина". В основе урока материал раздела "Местоимение".

Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО в 5 классе

Учитель русского языка объединяется с педагогом ИЗО и показывает, как в простом предмете увидеть нечто замечательное, как записать свои впечатления, найти яркое, точное, нужное слово и оценить красоту и сложность текста.

Мальцева Юлия Викторовна

Мальцева Юлия Викторовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 42» города Курска

Автор учебно-методического пособия «Язык родной — душа моя» в рамках российского проекта «Студенческое просветительство: «От знаний по профессии к духовным скрепам», лектор Курской региональной всероссийской общественной организации «Знание».

Методические материалы учителя на сайте http://umoslovo.ru/index.php/avtory/88-maltseva-yuliya-viktorovna

 

Материалы

Путешествие в Саровскую обитель

Интегрированный урок-экскурсия посвящён памяти преподобного Серафима Саровского и проводится учителями ОПК, литературы и информатики в 7 классе.

Но урок этот необычный. Это виртуальное путешествие по тем местам, которые связаны с жизнью великого старца. Мы пройдёмся по старинным курским улицам, посетим Дивеевскую обитель, узнаем о биографии и чудесах Серафима Саровского.

Итоговый урок «Имя существительное» в 5 классе

Изучение большого раздела «Имя существительное» в 5 классе подходит к концу, поэтому готовимся к уроку-закреплению изученного (уроку-рефлексии).

Для этого подойдут различные тексты, цитаты в качестве эпиграфа, тестовые задания, полезные памятки, образцы написания синквейна и лингвистической сказки, табличные формы для заполнения, лист самооценки для обучающихся со шкалой перевода баллов в оценку.

Урок в 5 классе «Культура речи. Имя прилагательное»

Этот урок русского языка является завершающим, обобщающим знания и систематизирующим умения и способы деятельности по теме «Имя прилагательное как часть речи». Обращаем пристальное внимание на орфоэпические, лексические, грамматические нормы имён прилагательных.

Краски родной земли

Цель творческой мастерской – сформировать у обучающихся ценностное отношение к национальным традициям, ремёслам, родной природе, литературе, истории своей «малой родины» и России в целом, поэтому выбор типа мероприятия "творческая мастерская" был не случаен.

Галерея добрых мыслей, слов и поступков

Нравственность человека видна через его отношение к слову. Для учителя воспитание нравственности – тема благодатная.

Форма предметного классного часа – виртуальная экскурсия в галерею. С помощью технических средств и презентации постараемся осуществить это путешествие.

В Изумрудном городе...

Мы с вами побываем в Изумрудном городе писателя Александра Волкова, прочитаем сочинения детей и рассказ писателя Юрия Качаева о книге про волшебника Гудвина.

Материал подготовлен совместно с учителем Гусенцовой Л.Д.

Урок литературы с элементами кейс-технологий

«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил  Цицерон. Эта  цитата  объяснит принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.

Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несёт в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.

Колесникова Елена Викторовна

Колесникова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска

 

Я работаю в 5, 11 классах, с сентября 2018 г. являюсь зам.директора по УВР, до этого времени была руководителем методического объединения учителей-филологов, классным руководителем 10 класса.

Стаж работы — 27 лет. В 1993 году с красным дипломом окончила Курский государственный педагогический институт, начала работать в школе № 32, после рождения сына перешла в лицей № 21.

Стаж работы в лицее — 20 лет. Имею высшую категорию.

С августа 2015 года и по настоящее время как администратор и автор некоторых материалов веду учительский сайт СЕЗОНЫ.

С декабря 2017 года и по настоящее время выполняю обязанности администратора сайта регионального отделения учителей русского языка и литературы УМОСЛОВО.

Яндекс.Метрика