Поиск на сайте

Александр Николаевич Островский

С именем русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) связано становление русского драматического театра.

Страсть к театру и литературе увела будущего "Колумба Замоскворечья" от юриспруденции и открыла перед ним иное поприще. Но сначала был Московский совестный суд, потом Коммерческий суд, и в 27 лет Александр становится профессиональным литератором.

Отец не простил сына за своеволие, лишил его материальной поддержки и, не желая докучать своими заботами и поучениями, уехал из Москвы в имение Щелыково. Несмотря на разрыв с родителем, Александр не обижался, не винил его за резкость и прямоту, но поступал по-своему.

Сам Николай Фёдорович создал своё имущественное положение самостоятельно, тоже не советуясь с отцом, костромским священником. Московскую академию закончил отлично, получил диплом кандидата богословских наук, но духовную карьеру не выбрал — пошёл в канцелярию сената, выучил право и начал вести дела московских купцов. Успешная адвокатская практика и служба в Московской палате гражданского суда способствовала росту благосостояния, получению дворянского звания.

Любовь Ивановна, мать Александра, была миловидной и обаятельной женщиной, рано умерла, оставив трёх сыновей и дочь на попечении мужа. Воспитала детей наравне со своими собственными тремя сыновьями мачеха Эмилия Андреевна.

Первый успех к Александру Николаевичу пришёл с пьесой "Банкрот", мы знаем её под другим названием "Свои люди — сочтёмся!". В ней проявились своеобразные черты стиля Островского: семейно-бытовой конфликт, нравственная проблематика, замедленная экспозиция, купеческая семья, самодурство старшего поколения, правдивое изображение жизни ("пьесы жизни"), говорящие имена и фамилии, пословицы и поговорки, вынесенные в название произведения, самобытный язык.

С тех самых пор событием культурной жизни России становится появление каждой новой пьесы Островского. Все они, а их около 50 (целая библиотека художественных произведений!), узнаваемы и реалистичны. По ним можно изучать целую эпоху — почти полвека — жизни России. Купцы-самодуры, "тёмное царство" которых постепенно рушится, чиновники и дельцы всех мастей и их обличители, "горячие сердца" и их погубители, "бедные невесты" и "бесприданницы", женихи и свахи, "таланты" и их "поклонники" — особый мир Островского, выведенный им на русскую сцену ради воспитания народа.

«Драматическая поэзия ближе к народу, — считал драматург, — чем все другие отрасли литературы, книжку журнала прочтут несколько тысяч человек, а пьесу посмотрят несколько сот тысяч. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии для всего народа».

Эта благородная цель помогала Островскому преодолевать постоянные материальные лишения и суровые оценки критиков и недругов. Почти сорок лет из жизни писателя отдано драматургии, тридцать пять — театру. Московский Малый театр носит имя "Дома Островского". На его сцене находили своё воплощение пьесы Александра Николаевича, здесь шла кропотливая работа над созданием новых принципов театрального искусства.   

И в наше время Островского помнят и любят, читают его произведения, изучают творчество, ставят новые спектакли, снимают фильмы.

Яндекс.Метрика