Поиск на сайте

Данный урок является уроком общеметодологической направленности и входит в раздел «Морфология. Орфография. Культура речи».

Автор: Вараева Татьяна Александровна

Тип урока также можно классифицировать как урок развития речи.

Урок русского языка «Описание предмета» был проведен в 5 классе. В данном классе используется УМК под авторством М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.

Целью урока являлось совершенствование речевых навыков учащихся на основе описания элементов народного творчества.

В качестве задач были выдвинуты следующие:

Учебно-познавательные задачи:

  • дать возможность учащимся самостоятельно отбирать необходимый материал и поработать с различными видами источников информации;
  • познакомить учащихся со способами словесного описания  изделий народного промысла, в частности – художественной росписи;
  • дать учащимся возможность творческого самовыражения.

Учебно-практические задачи:

  • вспомнить и применить на практике особенности описания как типа речи;
  • отобрать необходимые слова и обороты для описания;
  • написать творческие работы по теме.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование внутренней позиции учащихся, способности к самооценке;
  • прививание  учащимся эстетического вкуса;
  • формирование бережного отношения к культурным и историческим ценностям народов России.

Метапредметные:

  • формирование у учащихся способности выделять и использовать необходимую информацию;
  • развитие внимания и наблюдательности;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • совершенствование устной и письменной речи;
  • формирование у учащихся способность  художественного восприятия мира.

Предметные:

  • формирование у учащихся умения выделять описание как тип речи;
  • совершенствование навыков и умений описания предмета;
  • расширение у учащихся базы художественных средств и оборотов (эпитеты, метафоры, сравнения и др.)

Оборудование и демонстрационный материал: ПК, проектор, экран, учебная доска; карточки с заданиями, расписные досочки, магниты.

Структура урока и система заданий были выстроены таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно сформулировать тему и задачи урока, была организована  работа по мотивации к творческой деятельности и достижению цели. На протяжении всего занятия были созданы условия для  сотрудничества  детей с учителем и организации творческой деятельности учащихся. На уроке преобладала индивидуальная форма работы.

Структура урока соответствовала его типу и целям. Этапы урока были логически последовательны и взаимосвязаны, выдержаны по времени.

Содержание урока, цели и задачи, планируемые результаты соответствовали ФГОС, а также учебной программе по русскому языку. Формирование коммуникативных способностей  заключалось в том, что дети  учились грамотно выражать свои эмоции и мысли, общаться с учителем и одноклассниками.

На уроке использовались элементы следующих технологий:

ТРИЗ: система творческих заданий, поиск художественных средств выразительности, ассоциации, создание образов, моделирование информации;

Здоровьесберегающие: смена видов деятельности, физминутка, нормативное применение ТСО;

Игровые: работа с загадками и головоломками, использование иллюстративного материала, развитие познавательной деятельности.

Организационный этап был реализован в виде знакомства, записи учащимися числа и классной работы в тетради.

Этап мотивации был связан с побуждением желания у детей расписать предметы художественной росписью, только не красками и  кистями, а словами. Для данного этапа характерна заинтересованность детей  данным видом деятельности.

Тему учащиеся постарались сформулировать самостоятельно, их варианты максимально были приближены к той, что сформулировал сам учитель.

Помимо того, словарная работа с однокоренными словами способствовала формулированию детьми ключевой задачи урока.

Этап актуализации знаний выражался в определении различий видов росписи, описании их характерных признаков. В качестве знакомства с выбранным видом росписи был выбран прием путешествия, где учащиеся узнали о маленьком городе на Волге, Городце, где и зародилось это творчество. Учащиеся самостоятельно определили название росписи, в этом им помогли стишки-загадки, из которых они выписали слова и словосочетания, наиболее ярко характеризующие Городецкие узоры. Здесь мы вновь используем письменный вид работы, а также вырабатываем навыки самостоятельного отбора материала.

Этап первичного усвоения знаний содержал в себе работу с типами речи (рассуждение, повествование, описание), а также художественными средствами (эпитетами, сравнениями, олицетворениями), что также влияет на развитие и совершенствование культуры речи учащихся, а также достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Первичное закрепление и проверка усвоения темы заключалось в работе детей непосредственно с предметами художественной росписи. Каждый учащийся получил досочку для описания, а вместе с тем возможность увидеть, потрогать и лучше разглядеть учебный материал. Учащиеся определили, о чем они могут рассказать, таким образом, составили для себя некий план описания.

Перед началом основной работы по описанию изделий была проведена физминутка, направленная на разминку глаз,  кистей рук и поддержку головного кровообращения. Такая небольшая физминутка помогла учащимся с новыми силами приступить к выполнению следующего задания.

Закрепление изученного материала началось с составления учащимися копилки идей, где они смогли записать необходимые для описания слова в три группы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Данный вид упражнения интересен и полезен тем, что, на первый взгляд, перечислением слов и понятий учащиеся оформляют готовые словосочетания, которые можно использовать в своих описаниях. Здесь мы сталкиваемся с актуализацией знаний учащихся раздела «Синтаксис». Плюс к тому – учащиеся, классифицируя части речи, актуализируют свои знания в области «Морфология».

Когда все материалы к описанию собраны, учащиеся приступают к основной деятельности – описанию предмета. Так как написание творческой работы – процесс достаточно трудоемкий и захватывает немалое количество времени, на него рекомендуется отводить целый урок или даже два. Поэтому в данном случае целесообразно использовать устное описание предмета, где помимо внешних признаков изделия учащиеся могут выразить свое личное отношение к нему или той росписи, которую он видит.

Домашнее задание было непосредственно связано с уроком, логически завершало изученную тему. Детям было предложено описать небольшие досочки, но для начала они должны  самостоятельно их разрисовать, используя сделанные учителем наброски. В своих творческих работах учащиеся должны рассказать о выбранных оттенках, элементах, рассказать об особенностях данного процесса. Это задание интересно тем, что учащиеся не только самостоятельно отбирают материал для сочинения, но и сами этот материал создают, т.е. выполняют роспись. В ходе выполнения данного упражнения у учащихся формируются творческие способности, навыки самостоятельной работы, развиваются навыки применять теоретические сведения на практике, то есть в  письменной речи.

Рефлексия была направлена на оценку учащимися достижения поставленной цели, причем помимо однозначных ответов («цель достигнута» - «не достигнута»), им предложено также выбрать вариант, в котором они могут сообщить о том, что было что-то не понятно. Выбор данной формы рефлексии обусловлен доступными для понимания вариантами оценки, наименьшими трудностями при выборе ответа, а также минимальными временными ресурсами.

Таким образом, можно утверждать, что актуальность данного урока была полностью подтверждена, ведь развитие и совершенствование ревой культуры учащихся играет важную роль в формировании коммуникативных навыков, достижении личностных, метапредметных и предметных результатов, а также в успешном  освоении многих школьных дисциплин. Культура речи – залог успешного становления гармонично развитой и социально ответственной личности.

Цель урока была достигнута, речевые возможности учащихся были расширены. Выбранные методы и формы работы на уроке себя полностью оправдали. Класс был активен, на контакт с учителем шел легко, возникавшие трудности были успешно преодолены.

 

Ход урока

1.Организационный этап.

- Добрый день, ребята. Предлагаю вам отправиться сегодня  в  необычное путешествие. А что это за путешествие, вы узнаете немного позже. А для начала давайте запишем сегодняшнее число в тетради и приготовимся  к довольно увлекательной работе на уроке.

2.Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка темы.

- Ребята, слышали ли вы что-нибудь о художественной росписи предметов?

- Где вы встречались с росписью?

- Может, вы какие-то виды знаете?

- Хотелось бы вам прямо сейчас попробовать себя  в  росписи? А если у нас нет ни кистей, ни красок? Что же делать? Чем мы можем пользоваться в данный момент, на уроке русского языка?(ответ: словами)

Итак, может кто-нибудь из вас догадался, как будет звучать тема нашего  урока?

- А что же нам предстоит сегодня выполнить с вами?Для ответа на это вопрос давайте проведем словарную работу: я запишу на доске слово «расписывать», а вы продолжите через запятую этот ряд однокоренными словами, и мы непременно отыщем то слово, которое будет описывать нашу основную задачу.Дети работают с однокоренными словами.

- Ребята, наш русский язык настолько богат, что в нем достаточно слов для описания всей этой красоты. И сегодня мы с вами попробуем «расписать» словами деревянные предметы. Обогащение и совершенствование речи – вот наша с вами главная цель на уроке.

3.Актуализация знаний.

-Перед вами несколько вариантов художественной росписи, попробуйте найти в них отличия, характерные особенности.

- Вы согласны со мной, что все эти виды росписи очень красивы, необычны каждый по-своему?

- Помните, в начале урока я обещала вам путешествие? Сегодня мы отправимся в один небольшой город на Волге. А какой это город, вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Перед вами лежат карточки, содержащие стихотворения об одной  из этих росписей. Давайте их зачитаем. Все они относятся к одному виду росписи. Попробуйте определить, к какому именно виду они  относятся, и вы с легкостью сможете назвать город, где зародился этот промысел.

Сказочные птицы

Прилетели на цветы,

И украсили мы доски

Небывалой красоты.

 

В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях зелёных

Привезли ларец

Из города ….      

 

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан –

До чего ж красивый он!

 

(Дети отвечают: Городец)

- По каким словам или словосочетаниям вы смогли это определить?  Ребята, выпишите в свои тетради через запятую слова и словосочетания, которые описывают элементы Городецкой росписи. Они вам чуть позже пригодятся. (Дети пишут и зачитывают)

4.Первичное усвоение знаний.

- Городец – довольно древний город, расположенный на берегу реки Волги. В 19 веке  Близ этого небольшого городка, в заволжских деревнях, зародился знаменитый народный промысел. Изначально в этом стиле расписывали донца прялки, затем стали украшать доски, шкатулки, и другие деревянные предметы. Основными элементами росписи являются птицы, лошади, цветы и сцены из народных гуляний.

Итак, ранее мы с вами  остановились на слове – «описывать». Но, давайте вспомним, какие типы речи бывают в русском языке? Помогут вам в этом коротенькие четверостишия-загадки. Внимание на слайд.

Объясняем, вспоминаем,

Доказательства вставляем.

Развивает нам мышление

Тип речи….(рассуждение)

 

Действия, герои,

Происшествия порою

Вспомним мы заранее

Тип …. (повествование)

 

Признаки определим,

Красоту передадим.

Нам пополнит знания

Тип речи…(описание)

- Ребята, скажите, какой из этих типов соответствует нашей сегодняшней теме? Что характерно для описания? (Использование прилагательных, однородных членов, различных художественных средств). Здесь прозвучало словосочетание «художественные средства». Кто-нибудь может назвать, какие художественные средства вы знаете? Давайте вспомним их вместе. Обратимся к слайдам.Ребята, если вы заметили, мы сейчас говорили как раз о тех оборотах, которые вы выписывали в свои тетради из стихотворений.

5.Проверка усвоения темы. Первичное закрепление.

- Ребята, вы заметили, что я сегодня с собой взяла тоже необычную сумку. Она украшена в стиле одного из видов русской росписи, вы видели  изображение этой росписи на слайде. Может, кто вспомнит, как она называется? ( Жостовская)

- Сумка моя не пуста. В ней лежит то, что пригодится вам сегодня в вашей работе. Догадались, что это?

(Учащиеся получают досочку для описания)

- Давайте вместе подумаем, что мы можем здесь описать (материал, фон, цвета, линии, формы, количество и разнообразие деталей).

6.Физминутка.

Перед тем, как приступить к основной деятельности, я предлагаю вам слегка размяться.

Для рук: «Кулачки», «Щекотушки»

Для глаз: «Закрытые глаза»

Для головного кровообращения: «Вперед-назад, лево-право».

7.Закрепление изученного материала. Контроль.

Копилка идей. Давайте сейчас на доске запишем все слова, которые помогут вам в описании: в один столбик имена существительные, во второй – прилагательные, в третий – глаголы.

- А теперь с помощью этих слов попробуйте устно составить описание досочек, которые у вас на партах.В этом вам помогут художественные средства, такие как эпитеты, сравнения, олицетворения, о которых мы говорили ранее, а также можете пользоваться нашей  копилкой идей.

- Ребята, в своих работах вы можете выразить ваше отношение к данному виду творчества: нравится – не нравится – восхищает – остались равнодушны.(дети описывают  изделия)

8.Информация о домашнем задании.

Ребята, сейчас я вам раздам досочки, на которых уже сделаны наброски элементов Городецкой росписи. Я вам предлагаю завершить рисунок: самостоятельно выбрать краски и оттенки, дополнить рисунок какими-нибудь деталями. Но так как мы с вами в данный момент на уроке русского языка, вам необходимо написать мини-сочинение, где вы не только опишите свой рисунок, но и расскажете, почему вы выбрали те или иные краски, узоры и силуэты.

9.Рефлексия.

Перед вами табличка «Урок». На партах у вас лежат магниты. Давайте вы по очереди будете подходить к доске и вокруг слова «Урок» приклеивать тот магнитик, цвет которого соответствует значению: зелёный – цель достигнута, всё удалось и было понятно; красный – было непонятно, трудно, некомфортно, жёлтый – что-то вызвало затруднение, но в целом было неплохо.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Яндекс.Метрика