Зеркальные ландыши

Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Какие приёмы используете вы?

Каждый человек борется с забывчивостью своими способами: запись, крестики на руках. А что делать, если забывается изученный материал?

Давайте вспомним основные приёмы и способы приобретения грамотности.

Совет К.Д. Ушинского:  «...беспрестанно прибегать к повто­рениям». Лев Толстой отме­чал: «...старай­ся всё припомнить».

Иногда наша память подбрасывает нам ещё одну проблему: как сделать выбор из двух кажущихся одинаково возможными ва­риантов?

Г. Эббингауз, известный исследователь в области памяти, пи­сал: «То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особо­го труда... При заучивании лишённых смысла слов или ничем между собой не связан­ных слов запоминаются почему-либо особен­но заметные, странно звучащие... или редкие».

Школьники часто теряют интерес к слову, не могут запомнить правильное написание словарных слов, не справляются с объёмом правил и исключений из них.

Итак: память, повторение, интерес – вот что поможет приобрести грамотность.

Призовём на помощь мнемотехнику — совокупность приёмов и спо­собов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти пу­тём образования искусственных ассоциаций.

Автор этой техники Т.Я. Фролова пишет: «Мнемоническая поддержка, создавая дополнительные ассоциативные связи, помогает … предотвратить ухудшение запоминания выученного материала в результате наложения новой, сходной информации».

Использование мнемоники позволит сделать процесс обу­чения интересным и ярким. С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каж­дый охотник желает знать, где сидят фазаны».  

Много мнемонических приёмов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлена известными психологами, некоторые придумала Лариса Новикова, какие-то являются на сегодняшний лень «школьным фолькло­ром», о некоторых способах мы узнали из своей практики.

1. Запоминание с помощью специальных фраз:

 Фока,  хочешь  поесть  щец? Степка, хочешь щец? Фи! (фразы помогают запомнить все глухие согласные).

Лимон —рай! (все согласные — только звонкие, непарные по звонко­сти/глухости).

Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка: «Цыц!» (слова-исключения из правила «Правописание и/ы после ц»).

 2.  Запоминание с помощью рифмовок:

У глаголов два спряженья:

-Ешь и -ишь. Вот исключенья:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на е спрягать нельзя!

3.  Запоминание на основе  логических ассоциаций:  

Мужчина. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

Интеллигенция. Настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: «Ел ли?»

Труженик мошенник. Труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы «н», а мошенник себе их запросто наво­ровал.

4.  Запоминание на основе зрительных или слуховых ассоциаций:  

Колобок, в слове три буквы о, как три круглых колобка. Сочетания оро, оло, жи-ши, ча-ща, чу-щу.

5. Запоминание с помощью сказочных сюжетов:

 

Помогите корню

Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались. Одной-единственной буквой. Это были корни -Гор-, -Гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -Гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -Гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -Гар-.

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокой­ная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и го­ра благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

—  Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню -Гор-. По­смотри на наши липа. Мы похожи как две капли воды и трудиться уме­ем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -Гар- гони подальше.

Засомневался корень -Гор-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, по­хожи-то как!). Как быть?!

(Л. Новикова)

6. Запоминание с помощью рассказов-ситуаций:

С мечом или с мячом?

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.

—  Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.

В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.

— Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.

— А мяч есть?

— Есть! Сейчас Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал. Ровно в шесть часов пришёл Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч. Почему?

(В. Кондратов.)

Досадное недоразумение

Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.

Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необ­ходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.

Недоумевающий художник решил проверить текст посланной им те­леграммы. Когда ему подати бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква А была переправлена на О.

— Кто же это сделал?

— Я, — ответила телеграфистка.

— Зачем? — возмутился художник.

— А как же? Ведь тут была ошибка...

Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:

— Я и не подозревала, что есть такое слово пастель.

(В.Волина.)

7. Запоминание с помощью загадок:         

Поля стеклянные, межи деревянные, а ручки оловянные (окно).

Загадка содержит слова-исключения, которые пишутся с удвоенной Н.

8. Запоминание с помощью перевода:

Яства— от древнерусск. ясти (есть)

Футбол — от англ. «но­га» и «мяч».

Маршрут — от нем. «поход, марш» и «путь».

Авангард — от фр. «впереди» и «охрана».

9. Запоминание с помощью приведения исторической справки:

         Копейка - от копьё, копья. На монетах изображал­ся всадник с копьем.

        Спасибо — от «спаси бог».

10. Запоминание проверочных или использование способа подстановки:

Коричневый – от «кора», проверка «корка».

Астрономия — проверочное слово астра (похожий на звез­ду); греч. «звезда».

Будущее (пишем без ю) — проверь: я буду, а не будую.

Следующий (пишем с ю) — проверь: я следую, а не следу.

 11. Запоминание путем дробления слова на значимые части:

Горизонт — гори, зонт.

Блокнот — блок, нот.

Если вас заинтересовали предложенные приёмы, можете их по­стоянно обогащать, добавлять новые, запоминать слова и их написание с интересом.

Конечно, мнемонические приёмы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нём, это всё же вспомогательные приемы запоминания, имеющие второстепенное значение.