Материалы

Газета в пространстве Интернета

Лицейская газетаЭлективный курс «Основы журналистики» является профориентационным: знакомит с профессией энергичных, остро и глубоко мыслящих людей. Этот курс имеет практическую направленность, его задача — помочь сделать первые шаги на пути освоения этой интересной и востребованной в современном мире профессии.

Выбор данного курса определён тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания — формирование социально активной личности.

Курс предназначен учащимся 10-11-х классов гуманитарного направления, рассчитан на 17 часов обучения. Он опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базовых курсов «Русский язык», «Литература», а также «Стилистики», «Культуры речи».

Одним из важнейших инструментов курса являются современные информационные технологии: компьютерная обработка материала, работа с различными программами, сайтами. На занятиях используются такие формы работы, как практикум, деловая игра, беседа, диалог, проблемная лекция, тренинг, элементы технологии интерактивного обучения, составление опорных схем и конспектов, создание текстов, анализ журналистских текстов.

Актуальность курса состоит в его социальной направленности, что отвечает требованиям, предъявляемым к современному выпускнику как к активной личности, способной добиться успеха в обществе.

Цель курса: ориентировать учащихся на подготовку к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, оказывать помощь в определении собственных интересов и способностей:

- знакомить со спецификой творчества журналиста;

- изучать основы журналистского мастерства;

- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры.

Задачи курса:

 

Содержательное наполнение курса

Журналистика как наука. История журналистики. Средства массовой информации и их роль в обществе.

Основы профессии − журналист. Основные составляющие профессии журналиста. Журналистский успех. Профессиональные и морально-этические качества журналиста. Специализации журналистики.

Журналист и аудитория. Профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений журналиста с обществом. Социальная ответственность и этика профессионального поведения.

Типы и жанры журналистики. Политическая, деловая, бульварная, музыкальная, спортивная, научная журналистика. Газетно-журнальная журналистика. Теле- и радиожурналистика. Интернет-журналистика.

Работа с материалом. Знакомство с информационными и аналитическими жанрами публицистики. Структура материала: введение, основная часть, заключение. Форма написания: монолог, диалог с читателем. Заглавие и подзаголовок, виды заметок (короткая или расширенная), интервью, репортаж, очерк, обзор, приёмы для развития интереса к материалу.

Работа с иллюстрациями. Совместное размещение с текстом. Соотношение текста и изображений. Правила размещения.  

Проект по выбору «Эссе», «Статья», «Очерк», «Рецензия», «Интервью».

На одном из первых занятий ребята представляли домашнее задание: убедить родителей в правильности своего выбора профессии журналиста или разубедить сына/дочь стать журналистом. Самый интересный диалог предложил Смолянинов Дмитрий.

 

Действующие лица: сын и мама.

Сын: - Мам, я хочу тебе сказать:

           Решил я журналистом стать.

Мама: - О, Боже мой! Каких страстей накал!

            Ой, хватит ведь меня удар!

С: - Ах, неужели ты не одобряешь выбор мой?

М: - Конечно нет. Иди-ка в бухгалтерию ты лучше, дорогой.

       Сидишь себе на одном месте ровно,

       Бумажки пишешь да печати ставишь… Всё спокойно.

С: - Но, журналистом будучи, смогу я в дальних странах побывать,

       Иль в Антарктиду вдруг отправлюсь я, быть может!

М: - Без шапки не пущу!

С: - А в Африку!

М: - Туда ты не поедешь тоже.

       Да и вообще – сиди в своей стране,

       Нашёлся путешественник великий, тоже мне!

С: - Ну хорошо! Но и в своей стране

       Смогу построить я карьеру журналиста!

М: - Смешно-смешно! Попробуй-ка, дружок, пробиться,

       Там конкуренция – тебе такое в страшном сне и не приснится!

С: - А если я смогу?

М: - Тогда тебе

       Всю жизнь придётся по Земле скитаться,

       Заказы чьи-то выполнять, за кем-то гнаться,

       Вынюхивать, выслеживать, искать.

       А жить когда?

С: - Да это жизнь и есть!

М: - Ты за своё опять?

       Быть может – прекратишь мне наконец перечить?

       За что мне эти испытанья в этот вечер?

С: - Я от мечты своей отречься не могу…

М: - Я слышу всё!

С: - Ну ладно, хорошо. Молчу-молчу…

 

Предлагаем методическую разработку занятия элективного курса в 10 классе на тему «Газета в пространстве Интернета».

 

Визитная карточка занятия

Свойства

Характеристика

1.

Цели

- понимать особенности печатных и электронных СМИ; - извлекать и преобразовывать информацию;

- развивать аналитические умения;

- совершенствовать навыки коммуникативной культуры.

2.

Планируемые результаты

- личностные: формировать потребность в речевом самосовершенствовании;

- метапредметные: работать с различными источниками информации, критически оценивать информацию современных massmedia, сравнивать объекты, свободно излагать свои мысли;

- предметные: осознание различий между текстом печатных СМИ и веб-изданий, готовность создавать веб-материалы.

3.

Предметные области

- журналистика;

- стилистика;

- культурология;

- культура речи;

- информатика.

4.

Проблемные вопросы

- Каковы отличия между текстом печатных СМИ и веб-изданий?

- Какими навыками работы с текстом должен обладать журналист веб-издания?

5.

Средства обучения

- выпуски школьной газеты «ЛицеистЪ»;

- материалы предметного сайта «РУСЛИТА»;

- тексты газеты и страницы веб-издания;

- сайты разных видов;

- проектор, компьютер, нетбуки.

6.

Контроль

- контроль учителя;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль.

7.

Оценка

- оценка учителя;

- самооценка;

- взаимооценка в группе и паре.

8.

Результат

- сопоставительная таблица;

- отформатированный текст;

- буклет;

- веб-словарь основных понятий (глоссарий).

 

Общая схема занятия

Этапы

Время

Учебный

материал   

Деятельность

учителя    

Деятельность  обучающихся   

1.

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение обучающихся  в деятельность.

1

мин.

Приветствие и пожелание успешной работы.

Слово учителя.

Настраиваются на работу.

2.

Актуализация знаний

Цель этапа: контроль качества выполнения индивидуального домашнего задания.

5

мин.

История создания школьной газеты.

Наши публикации на предметном сайте.

Организует повторение знаний.

 

Слушают, оценивают.

 

3.

Пробное учебное действие и анализ причины затруднений

Цель этапа: подготовка обучающихся к изучению нового,

обсуждение затруднений.

6

мин.

Текст газеты и страницы веб-издания.

Создаёт проблемную ситуацию, предлагая сравнить тексты.

Делают  записи, находят отличия в способе передачи информации.

Испытывают затруднения в характеристике текста веб-издания.

 

4.

Поиск выхода из  затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

2

мин.

 Формулировка темы и целей занятия.

Организует работу  обучающихся по анализу проблемной ситуации и поиска способов выхода из неё.

 

Формулируют тему, определяют цели учебной деятельности. Выбирают способы и средства выхода из затруднения.

5.

Формирование новых понятий

Цель этапа: применение разных способов действий формирует понимание новых понятий.

10

мин.

Основные понятия веб-изданий (гипертекст, гиперссылка, контент, дизайн, навигация, трафик, блог).

Организует индивидуальную, парную работу, работает с группой.

 

Работа осуществляется в парах, в группах (выбирают сами обучающиеся).

6.

Афиширование результатов применения новых понятий и способов действий

Цель этапа: включение нового в систему знаний.

18

мин.

Демонстрация результатов деятельности группы и пары.

Исправляет, контролирует.

Слушают, делают выводы о проделанной работе.

 

7.

Рефлексия

Цель этапа: осознание обучающимися результатов деятельности.

2

мин.

Незаконченные предложения.

Оценивает работу обучающихся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

8.

Задание на дом.

1

мин.

Задание на выбор.

Комментирует Д/З.

Записывают Д/З.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

1. Мотивация к деятельности.

Учитель:

– Газета «Таймс» (печатается с 1785 года) вывела универсальную формулу текстового пространства:

«Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке».

Надеюсь, что сегодня, ребята, вы сумеете гармонично соединить наилучшее с известным!

2. Актуализация знаний.

Учитель:

– Обратимся к одному из интересных видов печатных СМИ – школьной прессе. Газета «Лицеист» имеет свои давние традиции.

Выступление ученика. Презентация «История создания школьной газеты».

Учитель:

– Чему учатся юные журналисты, работая над выпуском газеты?

(Учатся работать с фактами, тек­стом, изображением, учатся ценить слово, понимать его значи­мость.)

Ученик раздаёт выпуски лицейской газеты.

Учитель:

– Каким способом сегодня легче распространить информацию?

(В погоне за оперативностью печатные СМИ не могут соперничать с всемирной паутиной. Журналистика переместилась на страницы Интернета.)

– У нас есть опыт публикаций на предметном сайте «РУСЛИТА».

Выступление ученика. Обзор публикаций на предметном сайте «РУСЛИТА».

3. Пробное учебное действие и анализ причины затруднений.

Учитель:

– Перед вами тексты нашей газеты. Есть ли смысл сохранения бумажной версии? Зачем?

– Смогли бы мы сегодня перенести газету в Интернет?

– Что нам мешает это сделать?

4. Поиск выхода из затруднения.

– Какой будет тема нашего занятия?

(Создаём свою интернет-газету. Газета в пространстве Интернета.)

– Каковы же наши цели?

(Узнать, по каким законам создаются интернет-проекты, чем они отличаются от печатных газет. Нужно выяснить особенности текстов в Интернете, понять, какие информационные задачи они выполняют.)

– Предлагаю разделиться на группы.

5. Формирование новых понятий.

Первая группа учащихся выясняет лексическое значение новых слов, работая со словарями иностранных слов и составляет веб-словариК (глоссарий).

Вторая группа работает над исправлением некорректно набранного текста в редакторе WORD.   

Третья группа продумает и обоснует концепцию нового проекта газеты, сверстает макет.

ВРЕМЯ 10 МИНУТ.

Учитель работает с четвёртой группой:

 – А мы с вами выясним, есть ли принципиальные отличия между обычной газетой и электронной.

– На прошлом занятии мы давали характеристику печатным газетам. Применимы ли эти критерии к интернет-изданию?

– Что пригодится для нашей веб-газеты? Подчеркните зелёным цветом.

– Чем отличаются? Подчеркните красным.

– Что осталось лишним? Почему?

– В каком случае нет аналогии вообще?

ВЫВОД: Газета газете рознь!

Заполнение таблицы.

Отличия печатных газет от веб-издания

Критерии

Совпадают

Отличаются

Нет аналогии

1

Сфера распространения

 

 

 

2

Тематика

 

 

 

3

Характер аудитории

 

 

 

4

Периодичность

 

 

 

5

Тип

 

 

 

6

Текст

 

 

 

7

Формат

 

 

 

8

Дизайн

 

 

 

9

Качество

 

 

 

10

Стоимость

 

 

 

 

– Наша работа была плодотворной. Посмотрим, каковы результаты у других групп.

ВНИМАНИЕ! Время истекло, афишируем свои результаты.

6. Афиширование результатов применения новых понятий и способов действий.

– Итак, первая группа. С какими понятиями вы познакомились? Используйте эти понятия в речевой ситуации. (Учащиеся вывешивают на доску слова, объясняют их значение и разыгрывают минисценку.)

Глоссарий

(Выделенный буквы обозначают ударные слоги.)

ГИперссЫлка – активное место в документе, по щелчку мышкой открывается другая страница или файл.

Любое информационно значимое наполнение веб-сайта — тексты, графика, мультимедиа — вся информация, которую пользователь может загрузить на диск компьютера для личного пользования, называют контентом.

ТрАфик – объём информации, передаваемой через компьютерную сеть за определённый период времени, и количество посетителей, посетивших веб-страницу.

МакЕт – внешний вид страницы сайта, которую нарисовал дизайнер.

ДизАйн – вид художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удобства, экономичности и красоты.

ХОстинг – организация, предоставляющая дисковое пространство для размещения сайта, место, «где физически» расположен сайт.

БрАузер – программа для просмотра сайтов, их изменения, отправки данных в Интернет.

ШаблОн – разбитая на блоки страница, которую готовил верстальщик.

ДомЕн – это текстовое написание названия сайта, которое пользователь пишет в строке «адрес» своего браузера, чтобы попасть на сайт.

– Вторая группа,  что не устроило вас в напечатанном тексте? К каким выводам вы пришли?

(Вторая пара предъявляет исправленный в редакторе WORD текст и объясняет причины недочётов, называет основные правила. Такие недочёты исправлять никто не будет: ни корректор, ни редактор, ни верстальщик газеты, ни администратор сайта.)

Правила набора текста:

1) Кавычки.............................................................................................. .

2) Тире и дефис – это............................................................................... .

3) Пробелы.............................................................................................. .

4) Запятые............................................................................................... .

– Третья группа, представьте свою концепцию и макет будущей веб-газеты. (Группа с нетбуками и планшетами представляет классификацию видов сайтов и специфику текстовой информации в них.)

Аудитория (для кого?)_____________________________________________.

Задачи (зачем?)__________________________________________________.

Контент (что?).___________________________________________________.

Разделы/блоки (о чём?)____________________________________________.

 

Примеры рубрик веб-газеты

РУБРИКИ

ЖАНРЫ

Посвящение в лицеисты

Видеорепортаж

Наша гордость

Хроника событий, обзор

Закулисье профессии

Интервью

Смотрите, кто пришел!

Фоторепортаж

Ура, каникулы наступают!

Заметка

Поздравительные открытки

Поздравления

Среди видов электронной прессы выделяют «клоны», «гибриды» и «оригиналы». «Клоны», то есть электронный вариант есть у печатных газет, радио, ТВ. «Гибриды» сочетают традиционную и сетевую форму. «Оригиналы» возникли как авторские проекты в Интернет-пространстве.

ВЫВОДЫ:

– Какими навыками работы с текстом должен обладать журналист веб-издания?

(Веб-журналист отличается от своих собратьев по перу, так как он должен владеть техническими, литературными, дизайнерскими навыками, быть способным к самообучению.)

7. Домашнее задание.

Выберите задание по своему желанию:

1) Написать эссе на тему «Выживут ли газеты в эру веб-технологий?»

2) Написать по выбору – заметку, интервью, репортаж, обозрение – для тематического номера «Лицей сегодня».

8. Рефлексия.

Ребята, перед вами несколько предложений. Предложите свои варианты их окончания.

Самооценка:

– Я сегодня узнал о...

– Мне показалось интересным...

– Я научился...

– Было непонятно...

Взаимооценка:

1. Какая группа сегодня  работала успешно, слаженно, напряженно?

2. Как работала Ваша группа?

9. Заключительное слово учителя.

Писатель из Словении Жарко Петан сказал:

«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты».

Нам предстоит ещё многое узнать о современной журналистике, подготовить интересные и актуальные материалы для публикаций, узнать, как  работают журналисты узких специальностей.

 

Литература

 1. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М,, Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.

2. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия «Высшее образование»). – 160 с.

Нравится