Вильям Козлов и его книга

После изучения темы "Полные и неполные предложения" в 8 классе можно провести самостоятельную работу.

Для каждого ученика подготовлена отдельная карточка. Она состоит из нескольких реплик героев.

Проверяются умения находить грамматическую основу, определять её состав, смысловую и структурную полноту предложения.

Мы подобрали тексты разговорного стиля из повести Вильяма Козлова "Президент Каменного острова".

Если прочитаете повесть, то узнаете о замечательном лете, о дружбе, о зарождении первой любви. Городские ребята — Серёжа и его сестра Алёнка — вместе с отцом и верным Дедом (это пёс!) приехали на отдых в деревню Островитино. Они живут около озера в старом доме, купаются, загорают, ловят рыбу. Им интересно разгадывать тайну странного острова, у которого есть свой президент. Это Тимофей, по прозвищу Сорока. Рекомендуем прочитать и продолжение повести "Президент не уходит в отставку".

Напомним, что вне контекста понять смысл неполного предложения трудно, поэтому внимательно перечитываем диалог. Чтобы хорошо разбираться, где полное, а где неполное предложение, нам нужно повторить основные приёмы их разграничения.

1. В двусоставном неполном пропущен главный член предложения (подлежащее или сказуемое, иногда даже оба).

2. В односоставном предложении есть только второстепенные члены и отсутствует грамматическая основа.

 

Покажем пример работы с карточкой. Нам нужно определить тип предложения и восстановить пропущенный член предложения. Обратимся к фрагменту из повести Вильяма Козлова. Для удобства предложения пронумеруем.

Мальчишка тяжело дышал. Он откуда-то прибежал.
1)— Верёвки есть? — хрипло спросил он. — 2)Или вожжи?
3)— Не знаю, — сказал я, силясь понять, для чего ему в такую рань понадобились вожжи. Но голова спросонья туго соображала.
Мальчишка быстро осмотрел сени, взгляд его задержался на лестнице, ведущей на чердак.
4)— А там? — резко спросил он.
5)— Зачем тебе?
Мальчишка не ответил. Он уже повернулся к выходу, но в этот момент отворилась дверь и на пороге появилась Алёнка. Увидев мальчишку, она ахнула и спряталась за дверь. 6)Но тут же высунула растрёпанную голову.
7)— Кто это? — воскликнула она.
— Мне нужны верёвки, — сказал мальчишка. 8)— Много верёвок.
9)Алёнка не стала спрашивать, зачем ему верёвки. Она кивнула на чулан.
10)— Там, в углу…

В данном тексте нас заинтересовали 10 предложений. Давайте проанализируем их состав.

1)— Верёвки есть?

В этом предложении сказуемое "есть" выражено инфинитивом, подлежащее "верёвки", перед нами двусоставное предложение, оно полное, нераспространённое.

2)— Или вожжи?

Это предложение имеет только подлежащее "вожжи", сказуемое можно восстановить из предыдущей фразы (Или вожжи есть?). Это неполное двусоставное предложение.

3)— Не знаю.

Здесь используется форма глагола 1 лица единственного числа настоящего времени, что соответствует определённо-личному предложению. Оно нераспространённое, но полное.

4)— А там? — резко спросил он.

Эта фраза вновь отсылает нас к пропущенному сказуемому "есть". Значит, предложение неполное.

5)— Зачем тебе?

Смысл этого предложения понятен, но можно восстановить его структуру так: Зачем тебе она (то есть верёвка) нужна? Следовательно, пропущены оба главных члена двусоставного предложения. Здесь оно неполное.

6)Но тут же высунула растрёпанную голову.

Пропущено подлежащее "она". Это двусоставное неполное.

7)— Кто это?

В данном предложении "кто" - сказуемое, "это" - подлежащее. Предложение двусоставное, нераспространённое, полное.

8)— Много верёвок.

Из контекста понятно: "Мне нужно много верёвок". Мы восстановили грамматическую основу безличного односоставного предложения. Оно неполное.

9)Алёнка не стала спрашивать, зачем ему верёвки.

Вновь восстанавливаем, но уже вторую часть данного сложного предложения: "Зачем ему нужны верёвки". Эта часть — двусоставное неполное предложение.

10)— Там, в углу…

Это предложение может выглядеть так: "Там, в углу, они лежат". Пропущены оба главных члена двусоставного неполного предложения.

 

Ну что ж, приступим к выполнению задания!

 

КАРТОЧКА 1

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– Рыбачите? – спросил отец.
– Ищем одно заветное озеро…
– Приезжайте к нам в Островитино, – сказал отец. – Без рыбы не уедете.
– В Островитино? – Мужчина и женщина переглянулись.
– Приедем, – взглянув на Алёнку, ответил мальчишка.

КАРТОЧКА 2

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– Он в тебя втрескался, – сказал я Алёнке.
– Кто? – равнодушно спросила сестра. Вот притвора! Будто не знает!
– Этот, что на «Волге».
– Я, кажется, ногу натёрла, – сказала Алёнка. Она и вправду прихрамывала.

КАРТОЧКА 3

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– Ты с кем разговаривал? – спросил отец.
– С крысой, – ответил я.
В дверь просунулась Алёнкина голова.
– Почему Деда не позвал? Он бы живо с ней расправился.
– Неизвестно, кто бы с кем расправился… Крыса-то с Деда.

КАРТОЧКА 4

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– Начнём с тебя, Динозавр, – сказал отец.
– Лучше с Алёнки, – сказал я.
– Папе лучше знать, с кого начинать, – подала голос Алёнка.
– Мы с тобой, Серёжа, мужчины и всю мужскую работу возьмём на себя.
– И половину женской возьмите на себя, – сказала Алёнка. – Вас двое, а я одна.

КАРТОЧКА 5

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

Когда я рассказал Алёнке, что из-за неё подрались за гаражами, она, расчёсывая на ночь волосы, спросила:
– Генка с Вовкой?
– Генка поставил Вовке огромный фонарище под правый глаз.
– После чего Вовка, конечно, поднял забрало…
– Чего?!
– Вовка сдался?
– Он Генке нос расквасил… Потом отдал ему носовой платок, и они пошли есть мороженое.
– Мальчишки! – презрительно сказала Алёнка и возмущённо тряхнула головой.

КАРТОЧКА 6

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– Давай заблудимся? – сказала Алёнка.
– Заблудимся? – удивился я.
– Вернёмся и Ленинград – будет о чём рассказывать… Заблудимся в лесу, а нас потом найдут.
– А если не найдут?
– Люди в океане терпят кораблекрушение – и их всегда находят. А что такое человек в океане?
– Капля в море, – подсказал я.

КАРТОЧКА 7

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– Ты не струсишь ночью в лесу?
– Ночью? – спросил я.
– Нас будут разыскивать завтра, – сказала Алёнка. – Одну ночь придётся провести в лесу. Знаешь как здорово? Мы будем спать на деревьях.
– Давай оставим дома записку, что мы заблудились, – нас сразу же будут искать, – предложил я. – Отец вернётся из деревни часа через два.
– Остряк, – сказала Алёнка.

КАРТОЧКА 8

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– Заблудимся? – спросила Алёнка.
– Ты как хочешь, – сказал я. – До вечера я согласен заблуждаться, а на ночь пойду домой… Боюсь, что на дереве я не засну.
– Возьми матрас, – сказала Алёнка. – И подушку.
– А кто понесёт?
– С тобой лучше не связываться, – сказала Алёнка.
– Вертолёты будут? – спросил я.
– Конечно.

КАРТОЧКА 9

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– По-моему, мы уже заблудились, – сказала она.
– Будем ждать вертолёт.
– В какой стороне дом?
Я знал, в какой стороне дом, но, чтобы проверить сестру, кивнул совсем в другую сторону.
– Может быть, там? – показала она куда-то вбок.

КАРТОЧКА 10

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– Отойди! – крикнул он, и глаза его округлились.
– Надорвёшься, – опешил я, отпуская бревно.
– Гляди, зацеплю… – пробормотал мальчишка, делая первый шаг. Ноги его подгибались, лицо покраснело от напряжения. Оставляя на влажном песке глубокие следы, он медленно зашагал к лесу.
– До большого муравейника, – сказал вдогонку светловолосый, не двигаясь с места.

КАРТОЧКА 11

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– А ты Федьку Гриба знаешь? – спросил мальчишка.
– У вас всем прозвища дают?
– Ты бы поглядел на Федьку, – засмеялся мальчишка. – Гриб и гриб. Мухомор!
– А тебя как прозвали?
– Меня? – мальчишки перестал смеяться. – Никак. Я без прозвища.
– Хочешь, тебе придумаю?

КАРТОЧКА 12

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

Мальчишка взглянул на меня и, потрогав резиновый мешок, сказал:
– Пока.
– Куда?
– Есть у меня дела, – уклончиво ответил мальчишка.
– Придёшь?
– Там видно будет… – Мальчишка улыбнулся. – Ты не гляди, куда я пойду. Ладно?
– Военная тайна?
– Не гляди, ладно?
– Катись… – сказал я.

КАРТОЧКА 13

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

– А моя рыбина ушла, – сказала Алёнка. – Вместе с крючком.
– Бывает, – улыбнулся отец.
– Алёнка водяного чёрта видела.
– Давайте обедать, – сказал отец.
– Это была коряга, – сказала Алёнка.
– А глаза? Волосы?
– Какие волосы? – удивился отец.

КАРТОЧКА 14

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

У высоченной сосны Васька остановился. Задрав голову, посмотрел вверх.
— Полезешь? — спросил я.
— Послушай, как тебя?
— Серёжа, — сказал я.
— Ну чего ты ходишь за мной?
— Интересно…
— Ходи, — сказал Васька. Поплевал на ладони и полез на дерево.

КАРТОЧКА 15

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Ты Сороку не ругай, он справедливый…
— Выкупал нас…
— Нечего было соваться на остров.
— Ваш остров, да?
— Наш.
— Вы что, помещики?
— На остров посторонним вход воспрещён, — сказал Коля.

КАРТОЧКА 16

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— А где Вася? — перебил я Колю. Надоело мне слушать про Сороку.
— В Островитине, — ответил Коля.
— Я думал, он ваш, интернатский.
— Рыжий тоже из Островитина…
— Всех к себе принимаете? — спросил я.
— Не всех, — ответил Коля.

КАРТОЧКА 17

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Чего меня пытаешь? У Сороки спроси…
— Он у вас за главного?
— Президент, — сказал Коля.
— Хорошо, что ещё не король…
— Его все слушаются.

КАРТОЧКА 18

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Где этот лось? — спросила Алёнка.
Я не знал, в чём дело, но на всякий случай сказал:
— Убили…
— Кого, Серёжа?
— А может быть, ранили, — сказал я.

КАРТОЧКА 19

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Сколько удочек брать? — спросил Гарик.
— Не надо удочки — путаться только будут.
— Как же ловить будем? — удивился он.
— Будем, — сказал Федя. — Помогите лодку столкнуть.

КАРТОЧКА 20

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Где же лещи? — мрачно спросил Гарик.
— В озере, — бодро ответил Федя. — Гуляют, родимые.
— А твои места?
— Отошла, — невозмутимо ответил Гриб. — Не всё же время рыба стоит на ямах!

КАРТОЧКА 21

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Про бомбу говорили?
— Бомбу нашли? — оживилась Аленка. — В лесу, да?
— Отвяжись, — сказал я. — Ничего не нашли.
— Положить ещё каши?
— Сыт по горло.

КАРТОЧКА 22

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Твоё барахло вернули? — спросил Гарик.
— И банку с червями, — сказал я.
— Мне тоже всё принесли.
— А мне ни шиша, — ввернул Федя.

КАРТОЧКА 23

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Завяжите глаза.
— Это обязательно? — спросил я.
— И мне? — спросила Алёнка.
— Всем, — ответил Коля.
— Я зажмурю глаза.
— Будем сидеть в лодке, — сказал Коля. — Я подожду.

КАРТОЧКА 24

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Что там на острове? — помолчав, спросил Гарик.
— На каком острове? — в свою очередь удивился я.
— Кончай придуриваться, — сказал Федя. — Разговаривал с Президентом? Отдаст лодку?
— Наверное, вода холодная…

КАРТОЧКА 25

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Лоси? — спрашивает отец.
— Как они попали на остров? — говорит Алёнка.
— Зимой! — осенило меня. — По сугробам.
— Иногда и тебе приходят в голову разумные мысли.
— А тебе никогда, — отвечаю я.

КАРТОЧКА 26

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Я поймала леща, — похвасталась Алёнка.
— Вот видишь, — сказал Сорока.
— Мы из него уху сварим.
— Да.

КАРТОЧКА 27

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Шли бы в лес, — сказал Сорока. — Сидите дома, как сурки.
— Сидим, — ответил я.
— Коля Гаврилов не был у вас? — спросил он.
— А должен быть?
— Пропал куда-то парень, — сказал Сорока. Немного помолчав, спросил: — Отец в лес ушёл?
— За солнцем, — сказал я.

КАРТОЧКА 28

Определите в этом диалоге типы предложений: двусоставное или односоставное (какой вид?), полное или неполное (восстановите пропущенный член предложения).

— Почему меня зовут Сорокой? Я родился в лесу…
— В лесу? — удивилась Алёнка. — Уж не в птичьем ли гнезде?
— Расскажи, — попросил я.

 

Для любознательных читателей

Сам писатель рассказывал о том, как создавалась повесть "Президент Каменного острова", так:

«От Ленинграда до Москвы тянется шоссе. По нему и днём и ночью мчатся автомашины. Когда подъезжаешь к Валдаю (есть такой город на берегу большого озера), шоссе начинает выгибаться, напоминая огромный верблюжий горб.

Километрах в сорока от Валдая — озеро Ильятинское. Его называют ещё Островитино. Оно давно мне понравилось. Каждое лето приезжаю я туда. На берегу озера стоит белый двухэтажный дом. В нём живут интернатские ребята. Со многими за эти годы я успел близко познакомиться.

Вот эти места, эти ребята в какой-то мере и навели меня на мысль написать повесть.

Вы спрашиваете меня, реальное ли лицо Президент!

Нет, вымышленное. Но кое-какие черты, данные мною Президенту, я взял у ребят, с которыми встречался на Ильятинском озере...

И Федя Гриб, и Гарик, и Серёжа — это всё очень знакомые мне ребята. Когда-то я их встречал и запомнил. И когда стал работать над повестью, я сделал их своими героями.

Должен сказать вам, что на все сто процентов писатель никогда не выдумывает героя. Обязательно похожих на него ребят он встречал в жизни».

 

Литература

 

1. Козлов В. Президент Каменного острова. - Л.: Детская литература, 1964.

2. О повести Вильяма Козлова «Президент Каменного острова» / http://camostrov.ru/?p=30

3. Аудиозапись книги «Президент Каменного острова». Читает Меркулова А. / http://audioknigi.club/kozlov-vilyam-prezident-kamennogo-ostrova