Подготовиться к школьной олимпиаде по литературе можно, если выполнить задания, представленные в трёх этапах. Всего заданий 7. Внизу предложены ответы.

 

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)?  Свой ответ аргументируйте.

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

Душно! Без счастья и воли.

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула что ли?

Чаша с краями полна!

Н.А. Некрасов

 

№2. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

 

№3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу?

Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

 

№4. Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

 

№5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

 

№6. Переделайте в басню сказку о животных или сочините басню на тему, актуальную для вас и ваших ровесников.

 

№7. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин.)

 

 2 этап

 

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта-сатирика ХХ века Саши Чёрного (1880–1932) «Утешение», написанное в 1922 году.

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,                               

Быть упорным и искать:                                                 

Раза два в году ты можешь,                                          

Как король, торжествовать…                                       

Если где-нибудь случайно,-                                           

В маскараде иль в гостях,                                                

На площадке ли вагона,                                                   

Иль на палубных досках,-                                               

Ты столкнёшься с человеком                                          

Благородным и простым,                                                

До конца во всем свободным,                                        

Сильным, умным и живым,                                            

 

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Надо только, друг мой бедный,

Быть упорным и искать.

 

№2. Героини каких произведений русской классики носят имя Мария? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

 

№3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Отрочество», «Мои университеты», «Слепой музыкант», «Алые паруса», «Чучело», «Безумная Евдокия», «Уроки французского», «Поучение Владимира Мономаха», «Морозко», «Тарас Бульба».

 

№4. С этими местами связаны события многих произведений.Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Бородино, Кавказ, Санкт-Петербург, Запорожская сечь, царская гридница, уездный город N, пустыня, Севастополь, страна чудес, Сибирь.

 

№5. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем». Что  вы знаете об их творчестве?

 

№6. Назовите прочитанные Вами 2-3 литературных произведения, авторы которых подробно рассказывали о своих героях. Через какие  испытания на личную и общественную состоятельность проходили их герои? Где испытанием для героя становились экстремальные ситуации, любовь, нравственный выбор? Обоснуйте свой выбор, отвечая на поставленные вопросы по порядку.

 

№7. «Ориентироваться в «книжной галактике» очень сложно, но настоящее художественное произведение рано или поздно получит свою достойную оценку». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3  аргументов, опираясь на свой читательский опыт. 

 

3 этап

 

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта ХХ века Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) «Полночь в моё городское окно…» (1967).

 

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами:

Позднее небо полным-полно

Скученных звёзд мирами.

 

Мне ещё в детстве, бывало, в ночном,

Где-нибудь в дедовском поле

Скопища эти холодным огнём

Точно бы в темя кололи.

 

Сладкой бессонницей юность мою

Звёздное небо томило:

Где бы я ни был, казалось, стою

В центре вселенского мира.

 

В зрелости так не тревожат меня

Космоса дальнего светы,

Как муравьиная злая возня

Маленькой нашей планеты.

 

№2. Заглавие – это лаконичная, до предела сжатая информация о теме и идее произведения. Расскажите о смысле названия 2-3 произведений из данного списка по выбору:

«Премудрый пискарь», «Капитанская дочка», «Смерть Поэта», «Затерянный мир», «Безумная Евдокия», «Человек на часах», «Чучело», «Арап Петра Великого», «Последний дюйм», «Любовь к жизни», «Механик Салерно», «Вересковый мёд».

 

№3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Детство», «В людях», «Мальчики», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

 

№4.  С этими местами связаны события многих произведений.Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Итака, Киев, Москва, Чудов монастырь, Полтава, Диканька, Оренбург,  дача, Мещёра.

 

№5. Назовите 3-4 писателя, с помощью которых Вы узнали о «человеке в толпе», о «человеке вспоминающем», о «человеке сомневающемся». Что  вы знаете об их творчестве?

 

№6. Назовите прочитанные Вами 2-3 литературных произведения, авторы которых подробно рассказывали о своих героях, о своём к ним отношении. Где испытанием для героя становились дружба, поединок, предательство? Обоснуйте свой выбор.

 

 № 7. Как Вы понимаете смысл этого стихотворения в прозе? Можно ли его назвать актуальным? Почему? Обоснуйте своё мнение, опираясь на свой жизненный или читательский опыт.

 

И.С. Тургенев

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

- Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

- А мы её… и не солёную, - ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль, 1878

Ответы