Александр Серафимович

Настоящая фамилия Александра Серафимовича (1863-1949) Попов. Писатель воспитывался в казачьей семье, учился в классической гимназии, в Петербургском университете.

Жаль, что сегодня творчество Серафимовича известно только специалистам-филологам и узкому кругу знатоков-читателей. Рассказы «На льдине», «Зарева» по мастерству не уступают рассказам Джека Лондона, Владимира Короленко, Максима Горького.

Мохнатые сизые тучи, белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льда, у самого моря хмурый дремучий лес…  Так начинается рассказ «На льдине». Помор Сорока вступает в кабальную сделку с крепким мужиком Вороной: за одежду и снаряжение он должен отдать половину своего улова.

«Снимает Сорока шкуры, спешит, а сам прикидывает, сколько выручит. Весело и легко стало Сороке, и сам себе ухмыляется в бороду. Если каждый раз будет так удачливо, сразу хозяйство станет на ноги», - охота идёт удачно, но до отлива он не успевает доплыть до берега и оказывается на льдине.

Вся жизнь его была своеобразной «льдиной»: курная изба, полная детишек, хозяйки нет – умерла, да и добыча почти вся уйдёт на выплату долга. Неподвижно скорчилась на одинокой льдине фигура, опушенная белым инеем. Оставшись один в море, рыбак погибает.

О горькой судьбе простого люда писал Серафимович: шахтёрах и рудокопах, доменщиках и железнодорожниках, сложных взаимоотношениях рабочих и начальства. Сколько разных трагических ситуаций в его произведениях! Вот честный труд стрелочника,  осиротевшая семья, нищие крестьяне, обделённые радостью дети, робкий протест против обмана... Мудрый закон жизни нарушен давно!

В рассказе «Зарева» хмурый и молчаливый Афиногеныч перевозит баб и мужиков близ монастыря через реку на другой берег, неторопливо занимается он своим делом – некуда ему спешить. Прослыл в округе жестоким, за перевоз копейку «вынь да положь», никому спуску не даёт. Читатель уже готов осудить героя за жадность и скупость, но и жалость ведома старику: неожиданно одаривает нищенку наловленной рыбой.

«Уютно чувствовалось Афиногенычу на его пустом, безлюдном берегу. Одни у него были разговоры - с немыми рыбами, которые его хорошо понимали,  и  он их отлично понимал. Да чайки вели с ним деловые сношения, постоянно  летая и подбирая остатки рыб. Для  них  у  него  находилась  добродушная  шутка, улыбка из-под жестких усов;  для  людей  оставались  колкие,  язвительные, насмешливые слова. И ничто его не связывало с людьми».

Постепенно узнаём факты его бунтарской молодости: хитростью уводит у помещика коней, мстит за убийство товарища, восемь раз сжигая деревню, где жили обидчики, сбегая для этой цели даже из тюрьмы и Сибири. А как сноровисто ведёт себя с плутоватыми и расчётливыми скупщиками рыбы! «Назначал  цену  и  уже  не сдвигался, как глинистая глыба у обрыва. А раз, когда особенно  настойчиво предлагали низкую цену, вывалил на их глазах в  реку  целую  лодку  живой, трепещущей рыбы».

Афиногеныч открыто проявляет ненависть к богачам и монастырским порядкам, спасает тех, кто устроил зарева в помещичьих усадьбах, а пятерых преследователей топит вместе с лодкой: «Старик с усилием плыл. Одежда все больше намокала и тянула ко дну. Вода влажно и настойчиво вливалась в рот, руки с трудом  подымались.  В  глазах замотались огненные мухи. С  нечеловеческим  напряжением,  глотая  страшно вливавшуюся воду, взмахнул раз... два... и перестал грести».

Серафимович не только бытописатель, молчаливый хроникёр, но и мастер психологической прозы. В 1908 году появился рассказ "Пески", получивший высокую оценку самого Льва Толстого. В центре рассказа три судьбы: мельника, его жены и работника. Все они попадают в капкан накопительства, никто из них так и не обретёт желанной свободы и счастья, в жертву собственности принесены настоящие чувства, да и сама жизнь.

Уже в начале повествования сразу обращаем внимание на песок, движущийся к речке, на берегу которой стоит мельница. И не раз автор возвращается к образу песка: он незаметно пробирается, губит цветы и деревья, засыпает всё живое, гибнет не только хозяин мельницы, но и сама мельница. Так земному плодородию противопоставлена всепоглощающая стихия песка.

Серафимович прожил долгую жизнь. Начинал в пору Серебряного века, об ужасах Гражданской войны написал хорошую повесть «Железный поток» и неожиданно приглянулся большевикам, став одним из первых классиков литературы по-советски («пролетарским писателем»). Принял активное участие в продвижении романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». В 1943 году был удостоен Сталинской премии, которую передал на нужды фронта.