Николай Рерих

Для художника, философа, писателя, археолога Николая Константиновича Рериха (1874—1947) Любовь — Красота — Россия — Индия стали ключевыми словами, определившими индивидуальный авторский стиль.

«Свет побеждает тьму!» — главный принцип Рериха. Столкновение света и тьмы — постоянный мотив его творчества. Если взять живописные и литературные произведения Николая Константиновича, то о духе героизма, подвига и созидания, которым хранил верность их автор, говорят сами названия. В России художник не раз обращался к индийским сюжетам, в Индии, уже на склоне лет, в разгар увлечённой работы над гималайской серией, его интересовали русские темы: «Сергий-строитель», «Святогор», «Настасья Микулична».  

Рериха влекло к Древней Руси, потом к Востоку, где были скрыты истоки великого индоевропейского племени. Идея восстановить в искусстве утраченную связь разбредшихся по континенту народов легла в основу творчества и общественной деятельности Николая Рериха.

Из печального и трагического опыта своей жизни художник сделал вывод: меняются условные ценности, но незыблемым и всемирным сокровищем остаётся труд народа, его стремление к знаниям и красоте. «Что у меня есть самое любимое? Самое дорогое? Красота», — не раз повторял Николай Константинович и писал слово «красота» с большой буквы.

Это слово обычно насыщают мистическим смыслом, и тогда оно превращается в  отвлечённый и безжизненный символ. У Рериха красота звучит всеохватно: «Прекрасное есть сама жизнь!» Это внутренний свет человека, пробудившегося к творческому действию, ведь Красота создаётся руками человеческими.

Красоту нередко олицетворяет аллегорический образ врат. Во многих сказках речь идёт о поисках сокровищ, которые таятся за волшебными вратами, и открыть их можно лишь чудесным ключом. Ключ этот — творческий, преображающий действительность труд. Рерих говорил, что каждая истинная работа имеет свою красоту, и сам с интересом и энтузиазмом подходил и к малым, и к великим вещам, уделяя одинаковое внимание великолепному гималайскому пейзажу и краткой статье для учебника.

Весной 1958 года в Москве, в здании Манежа открылась выставка картин Рериха. Оттуда выходили очарованные люди и останавливались на пороге, теряя ориентиры и не зная, куда идти, московские дома казались им гималайскими скалами, московское солнце обретало новые краски, прежде невиданные. Кто-то, не успев прийти в себя, снова вставал в очередь... Так состоялось возвращение на Родину русского художника Николая Рериха, не дожившего до тех счастливых дней чуть более десяти лет.

Не считай

Мальчик, значения ссоре не придавай.
Помни, большие — странные люди.
Сказав друг о друге самое злое,
завтра готовы врагов друзьями назвать.
А спасителю-другу послать обидное
слово. Уговори себя думать, что злоба
людей неглубока. Думай добрее
о них, но врагов и друзей не считай!

Потом вернулся Рерих-поэт, объяснивший многие тайны своих полотен. И главная из них — тайна экзотики. С недоверием и даже настороженностью относится человек ко всему необычному, ведь за ослепительной яркостью часто обнаруживается пустота. Но Рерих заставил поверить в свою самобытность: привычные законы художественной геометрии нарушены, и полотно подчиняется каким-то своим собственным правилам.

Не закрой

Над водоёмом склонившись,
мальчик с восторгом сказал:
«Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!»
«Мальчик, мой милый,
ты очарован одним отраженьем.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри!
Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидеть великое небо.
Своими руками глаза себе не закрой».

Экзотичны не только всполохи света из глубин Тибетской Азии, но и стихотворения Рериха. Циклы «Знаки», «Вестник», «Мальчику» создавались в России, накануне революции, словно в предчувствии распада времён. Лирический герой в своём стремлении к совершенству одинок, только от его героизма и самоотверженности, абсолютной веры в победу зависит поиск достижимого пути к свету. К ослабевшим духом автор обращается жёстко и безжалостно:

Эти заслонившие себя
сомнением! Какова будет
их ловля? И что они
принесут своим близким?
Снова пустую сеть? Снова
желания без исполнений?
Потерянные, как утеряно
их бесценное время.

Дымкой легенды овеяна жизнь Николая Рериха. Ученик Куинджи, он называл его Учителем жизни. Самобытность дарования молодого художника проявилась рано. Его полотно «Гонец», написанное на сюжет древнерусской истории и представленное в Академию художеств в качестве дипломной работы, стало настоящей сенсацией. Оно поражало точностью психологического видения времени, тревожным напряжением красок. Тут же на конкурсной выставке картина была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи.

Одна за другой появлялись картины, в которых причудливо сочетались современность и история, фантастика и реальность. Художник осваивал не только опыт предшественников, но и технику древних иконописцев. Современников восхищала одухотворенность полотен, их пластичность и целостность.

Из-за состояния здоровья Рерих почти два года прожил в Финляндии, в то время как в России вспыхнула революция. Художник оказался отрезан от родины, несколько лет странствовал по европейским странам, затем отправился в США, где с успехом шли выставки картин, появился музей, носивший его имя.

Тяга к Востоку и восточной мудрости становится неотъемлемой частью внутреннего мира Рериха. Обнаружилось особое духовное родство с Индией в стихах, написанных задолго до того, как он поселился в этой стране. Духовные сокровища индийской культуры им основательно переосмыслены и обогащены неповторимой индивидуальностью.

Рерих планировал научную экспедицию на Восток, чтобы «проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безмерного материка». Первая мировая война помешала этим планам, но не сорвала. В 1923 году отправились по маршруту «Великого Индийского пути». Среди участников: сам Николай Константинович, его жена Елена Ивановна и сын Юрий. Другие члены группы постоянно менялись. Экспедиция стала продолжением, развитием, завершением исследований Пржевальского и Семёнова-Тян-Шанского. Она достигла таких пунктов Тибета и Гималаев, куда не ступала нога европейца.

Путешествие длилось пять с лишним лет, но летом 1926 года оно было прервано: художник и его семья отправились в Москву с посланием для советского правительства от имени индийского народа. Так было положено начало индийско-советской дружбы.

Советские власти содействовали подготовке ко второму этапу экспедиции, хотя возникли непредвиденные трудности: на северном нагорье Тибета Рерих и его спутники были остановлены вооружённым отрядом кочевников. Началась настоящая осада. Путешественники очутились в условиях суровой зимы, на высоте четырёх тысяч метров, в летних палатках, без топлива и тёплых вещей. Пять месяцев был отрезан караван от внешнего мира.

Это была преднамеренная акция английских властей и разведки. Визит Рериха в Москву не остался тайной. Недоверие переросло в прямую враждебность. Британские чиновники считали, что художник имел секретное задание установить коммунистическое правительство в Тибете. Сорвать экспедицию, устроить гибель участников экспедиции в суровых горных условиях — вот чего они добивались. На прямое столкновение пойти не могли: слишком известно было имя Рериха во всём мире. И после пяти месяцев проволочек, молчания, недомолвок чиновники были вынуждены отступить. Экспедиция продолжила путь.

В конце двадцатых годов Рерих поселился в долине Кулу, у подножия Гималаев, основал Гималайский институт научных исследований. Почти четверть века Николай Константинович прожил в Индии, был дружен с Махатмой Ганди, Рабиндранатом Тагором, Джавахарлалом Неру, Индирой Ганди.

«Кто побывал в Индии не туристом, прохожим, но прикоснулся к сущности жизни страны, или, вернее, великого континента, тот никогда и нигде не забудет очарования великой Индии. Можно всюду выполнять различные полезные задачи, можно примениться к любым условиям, можно понять разные языки, но всё же ничто не затмит необычное очарование Индии». Николай Рерих

Из далёкого селения художник руководил общественным движением за подписание пакта о защите культурных ценностей во время войны. Этот документ лёг в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Среди сверкающего великолепия гималайских снегов Рерих ощущал себя духовным представителем русского народа. К Родине были обращены его сокровенные мысли накануне Великой Отечественной войны, которые и сегодня звучат актуально:

«Они (тёмные силы) бывают крепко организованы, очень изысканны и часто более находчивы, нежели сторонники правды. Они завладели первыми страницами газет; они умеют использовать и фильмы, и радио, и все надземные и подземные пути. Они проникли в школы и знают цену осведомленности. Они пользуются каждой неповоротливостью оппонента, чтобы сеять ложь для процветания зла... Правда, тьма рассеивается от света, но ведь этот свет должен быть интенсивнее тьмы, чтобы рассеять её».

В Индии подвижнический труд Рериха ценят, к его имени обязательно добавляют почтительное слово «гуру», над местом упокоения художника поставлен горный камень с надписью: «В декабре 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».

 

Литература

 

1. Живопись Н. Рериха на сайте http://roerih.ru/rerih.php

2. Рерих Н. Письмена. М.: Современник, 1974.

3. Сидоров В. Русский друг Индии / Огонёк. -  1973. - № 28.