Материалы

Тест "Двусоставные предложения"

Книги Бориса ЕкимоваКогда в 8 классе изучена тема «Двусоставные предложения», можно провести тестовый контроль. Цель его: выявить пробелы и отработать трудные вопросы перед изучением следующей темы.

Тест состоит из 25 заданий с одним вариантом ответа. Все задания разноплановы: проверяют умения опознавать словосочетания и их виды, главные и второстепенные члены предложения. В качестве материала для предложений и словосочетаний нам послужили тексты книг современного писателя Бориса Екимова (родился в 1938 году).

Произведения Бориса  Петровича можно читать и к случаю, когда готовишься к урокам или экзаменам, и просто так. Особенно интересны рассказы из сборников «Память лета», «Родительская суббота». Вдруг открываешь давно знакомые, но позабытые слова южной России: «балка» (это обычная ложбина меж степными курганами ли, увалами), «каймак» (сливки с топленого молока, пенка),  «займище» (прибрежная полоса земли у реки, заливаемая водой).

Словно птица, переносишься в лето, в весну или осень, дышишь деревенским чистым воздухом, рассматриваешь палисаднички перед старыми домами, видишь старух на завалинке,  яблоневые сады, просторные огороды, степное раздолье...

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

8 класс

Двусоставное предложение

I вариант

 

1. Укажите неправильно выписанное словосочетание из предложения: Весна пришла поздно, а потом накатило тепло и распустилось  всё  разом: вишни, яблони и высокие груши.

1) Пришла поздно;  2) накатило тепло; 3) распустилось разом; 4) высокие груши.

2. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

1)  Отвечая ему; 2) по весеннему часу; 3)  там  цветёт; 4) цветёт в ночи.

3. Укажите предложение, в котором выделенные слова являются словосочетанием:

1) Потушили свет и легли.
2) В течение лета созрели вкусные фрукты.
3) Работа оказалась нетрудной, на сыновей да невесток жаловаться было грех.
4) И никто не бродил под душистыми ветвями, не обрывал весенних цветов.

4. Какие слова не являются словосочетанием?

1) Его заметил;  2) работу ищешь; 3) угадал и промолчал;  4) в конце весны.

5. Укажите словосочетание со значением предмета и его признака:

1) скотину пасу;  2) утром проведали;  3) был здесь;  4) немолодой кавказец.

6. Укажите словосочетание со значением действия и его признака:

1) поднял руку;  2) скоро открылся;  3) возле просторного дома; 4) ряды крыш.

7. Укажите глагольное словосочетание:

1) в тесном коридорчике; 2) одевшись полегче; 3) хлопотал мальчик; 4) белой степью.

8. Укажите именное словосочетание:

1) слишком легко;  2) для двух кроватей;  3) подниматься на ступени; 4)  увидев рюкзак.

9. Укажите наречное словосочетание:

1) что-то знакомое;  2) аккуратно побритые;  3) жаловаться грех;   4) очень хорошо.

10. Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании:

1) всякий клочок – примыкание;     
2) тишина вечера - управление;
3) склонённого над удочками – согласование;      
4) вечерняя тишина - примыкание.

11. Укажите словосочетание, связанное согласованием:

1) пошёл вниз;  2) по-зимнему холодный;  3) сидел на корточках; 4) в спокойную воду.

12. Укажите словосочетание, связанное управлением:

1) в конце дня;  2) дальше объявит;  3) вспомнила наконец;  4) чисто выбрит.

13. Укажите словосочетание, связанное примыканием:

1) гоню пораньше;  2) покивал головой;  3) с двумя восьмёрками;   4) стайки жаворонков.

14. Укажите словосочетание, где вид связи определён верно:

1) дремал без огней – управление; 
2) любят природу - согласование;
3) сторожевые собаки – примыкание; 
4) тот домишко - примыкание.

15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

1)  А я вот желал учиться.
2)  Дом  всё  равно  нужен будет.
3)  Он сам чуть не потонул вместе с нею.
4)  Время тогда было голодное.

16. Укажите тип сказуемого в данном предложении: И не спешили уходить, перебирая хуторские сплетни да новости.

1) Простое глагольное сказуемое;      
2) составное глагольное сказуемое;
3) составное именное сказуемое;
4) сказуемое отсутствует.

17. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Зелёнку буду подвозить.
2) Сейчас луговина была свободна.    
3) Николай слушал и молчал, но делал по-своему.
4) Мать стала сторожить на крыльце.

18. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

1) И глухо, пусто в полуденной степи.
2) Скоро поспела уха.
3) У околицы возле плотины остановились  отрясти  дорожную  пыль.
4) Дед Архип валенки надел, стёганку и вышел из дома.

19. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

1) Виктор Андреевич оказался отнюдь не богатырем с плечами в косую сажень.
2) А там, с  асфальта, к ферме, её огни будут видны.
3) Но сейчас Архипу впечатление нужно было произвести
4) А за пазухой грел ему сердце тёплый хлеб.

20. Укажите дополнение в предложении: Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава.

1) Мой;     2) годы;       3) более;     4) двор.

21. Укажите предложение, в котором есть определение:

1) Длинная гряда вдоль дорожки. 
2) Циннии и впрямь хороши.
3) До грустного ещё далеко.
4) Человек нездоровый, больной.

22. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство:

1) Августовское раннее утро. 
2) У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает.
3) Убрали лук, поздние помидоры растут. 
4) У тётки Лиды земли возле дома немного.

23. Укажите предложение, в котором есть прямое дополнение:

1) Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы. 
2) Цветы вырастить – труд немалый.
3) Они есть в каждом дворе. 
4) Правда, ласточки на веранде теперь уже не живут.

24. Укажите предложение с несогласованным определением:

1) Понемногу засыхает старая абрикосина.  
2) Осот там был выше человеческого роста и в руку толщиной.
3) Ударил его обухом топора, он отвалился и обнажил затейливую вязь муравьиных ходов.
4) Сучок отвалился, открыв потаённую жизнь.

25. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение.

1) Иной раз гостинец несу – какие-нибудь семена, крошки, спелый абрикос, сливу.
2) Далёкие страны манят. 
3) Сижу на крылечке летним покойным полуднем. 
4) Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

8 класс

Двусоставное предложение

II вариант


1. Укажите неправильно выписанное словосочетание из предложения: С раннего утра весь долгий жаркий день провёл я в дороге.

1) С раннего утра;  2) весь день; 3) провёл я;  4) провёл в дороге.

2. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

1) Мыкаясь по округе; 2) пыльными просёлками;  3) жена приятеля;  4) куда тащишь.

3. Укажите предложение, в котором выделенные слова являются словосочетанием:

1) Валентина это поняла и стала мужа корить.
2) Товарищ мой произнёс веское слово.
3) Валентина лишь руками развела.
4) Ночная река темна и просторна.

4. Какие слова не являются словосочетанием?

1) Молчаливые берега;  2) до речного залива;   3) поперёк реки; 4) напоминает о том.

5. Укажите словосочетание со значением предмета и его признака:

1) прочертив небосвод;  2) ещё не ложились;  3) рано утром;  4) алая заря.

6. Укажите словосочетание со значением действия и его признака:

1) возле камышей играет;   2) скоро понял;  3) дневная усталость;   4) маковки тополей.

7. Укажите глагольное словосочетание:

1) золотистое чудище; 2) на нашу беду; 3) пускай расскажут;  4) рыбу принесли.

8. Укажите именное словосочетание:

1) жене приятеля;    2) наварите ухи;  3) в лодку заскочит;    4) так плывёшь.

9. Укажите наречное словосочетание:

1) теперь иду;       2) ещё долго;  3) третьего сына;  4) живёт недалеко.

10. Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании:

1) двое детей – примыкание;     
2) соломенная вдова - управление;
3) другой овощ – согласование;      
4) их натрёшь - примыкание.

11. Укажите словосочетание, связанное согласованием:

1) дала ей;  2) мимо двора пройти;  3) осенью собирает;  4) такой закон.

12. Укажите словосочетание, связанное управлением:

1) наш мальчонка;  2) говорю лучше;  3) какие-то грядки;  4) работаю дегустатором.

13. Укажите словосочетание, связанное примыканием:

1) дремлет возле крыльца;  2) её сын;  3) весь хутор;  4) что-нибудь придумаем.

14. Укажите словосочетание, где вид связи определён верно:

1) родительский дом – управление;  2) строилось надёжно - согласование;
3) в город не возьмёшь – примыкание;  4) плохо живём - примыкание.

15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

1) Солнце уже высоко.
2) Но в тени раскидистого клена ещё держится холодок.
3) Мне нравится время хуторского завтрака.
4) К таким трудам молодой Рахман был всегда готов.

16. Укажите тип сказуемого в данном предложении: Летом в этой кухне любят жить городские внуки.

1) простое глагольное сказуемое;               
2) составное глагольное сказуемое;             
3)  составное именное сказуемое;
4)  сказуемое отсутствует.

17. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) В подземной глубине было холодно.
2) Хозяин хотел проводить меня до ворот.      
3) На воле полыхало жаркое лето. 
4) Тревога старой Катерины напрасной не была.

18. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

1) Старая Катерина в меру сил  помчалась проверять свои запоры да живность.
2) Она держала цыплёнка в ладонях, отогревая.
3) Кошка смежила глаза, наслаждаясь своим счастливым материнством.
4) Она хорошая, наша Мурка.

19. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Всё было ясно.
2) А с птенцом ничего не случилось.
3) Сосед Володя стал приходить на дню три раза.
4) Она у нас умная.

20. Укажите дополнение в предложении: Пальма от удивления пасть разинула и сразу замерла.

1) от удивления;     2) Пальма;       3) пасть;          4) сразу.

21. Укажите предложение, в котором есть определение:

1) В полуденный час порою там и здесь зыбится марево.
2) Он любит рассказывать. 
3) Гость улыбкой сиял, словами сыпал, убеждая.
4) Даже здесь жарко.

22. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство:

1) В пухлой горячей пыли тонет нога.  
2) Слепит глаза белая меловая дорога.
3) Жена его занималась нехитрым хозяйством.            
4) Ни единого стеколка не вынули, листа шифера не сняли, не оторвали доски.

23. Укажите предложение, в котором есть прямое дополнение:

1) Но всё равно этому будет конец. 
2) Ударит молния или чьи-нибудь городские внуки в затишке костерок запалят. 
3) Новым летом на пепелище лесом поднимутся конопля, крапива, дурнишник.
4) Тополя да берёзы в осеннем наряде.

24. Укажите предложение с несогласованным определением:

1) В день приезда лишь подошёл к окну, глянул и сразу – вниз.
2) Янтарно светит листва, радуя глаз.
3) Но чего-то душе не хватает.
4) Прошёлся по скверу и повернул домой.

25. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение:

1) Парковые работники целый день гребут листву и увозят.
2) Редко у кого в палисадах сочно доцветают астры и распускаются голубые сентябрины.
3) Дощатая лодка дремлет в тихом заливе.
4) Голенастые цапли бродят по мелководью.

 

Скачать решётку для анализа выполненного теста с критериями оценки (файл .doc, 94 КБ).

Скачать ответы к тесту (файл .doc, 49,5 КБ).