Конец года

Первая половина учебного года подходит к концу. Обычно в этот напряжённый период проводятся контрольные срезы. Предлагаем материалы для проведения контрольных диктантов в 9-11 классах.

В 9 классе грамматическое задание опирается на изученные сведения о сложных предложениях (сложносочинённые и несколько видов сложноподчинённых предложений), проверяется умение давать характеристику предложения и составлять схему.

В 10-11 классах дополнительное задание опирается на речеведческие понятия и формулировку сочинения как на ЕГЭ. Все тексты были составлены на основе книги Александра Сергеевича Баркова «Мои друзья» (издательство «Московский рабочий», 1976).

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПРЯТКИ ЩУРКОВ

Недавно отшумел дождь, и в осенней тайге стоял крепкий грибной запах. На западе проглянуло солнце, и всё вокруг: и старые замшелые кедры, и гроздья черёмух, и островки красной брусники — преобразилось и ослепительно засияло*.

На калине я увидел стайку алых щурков, которые рассыпались по ветвям и мелодично, словно прощаясь с летом, посвистывали4.

В небе скользнула стремительная тень сокола. Он так же, как и я, приметил беззаботных щурков. Сокол всегда появляется неожиданно, и без промаха бьёт добычу крючковатый клюв. Сокол сделал вираж и молнией скользнул вниз, но чуткие щурки опередили его. К счастью, мелодичная песня оборвалась и птицы попадали с веток и схоронились в траве4.

Тем временем пернатый разбойник ещё раз просвистел крыльями над моей головой, но, так и не найдя птиц, взмыл в небо. Щурки снова облепили калину и засвистели по-прежнему мелодично и беззаботно, словно не было никакой опасности, а они просто играли в прятки*. (По А. Баркову.)

(144 слова.)                          

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения:

К счастью, мелодичная песня оборвалась и птицы попадали с веток и схоронились в траве4. (1 вариант);

На калине я увидел стайку алых щурков, которые рассыпались по ветвям и мелодично, словно прощаясь с летом, посвистывали4. (2 вариант).

2. Составьте схему последнего предложения (1 вариант), составьте схему второго предложения (2 вариант) и укажите виды связи между его частями.

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ВЕСТНИК ЗИМЫ

Осенью, прежде чем заклеивать окна, я кладу между рамами гроздья красной рябины, боярышник, жёлтые кленовые листья. Когда ветер начнёт скрестись в стёкла голыми ветками, а дождь гулко забарабанит по крыше, кленовые листья по временам оживают и чуть слышно позванивают*. Ожившие кленовые листья напомнили мне дремотную тишину леса, который разукрашен лимонно-жёлтыми, бурыми, вишнёвыми красками4.

Вдруг раздался лёгкий стук в окно. А это пожаловал красногрудый снегирь, который уцепился лапками за раму и замер, точно нарисованный на картинке4.

Я поднялся из-за стола, чтобы бросить гроздь ягод птице, а снегиря уже и след простыл. К вечеру я вышел в сад, в воздухе медленно кружились снежинки, будто продолжался листопад, правда, теперь уже не осенний, ярмарочный, красный, зелёный и жёлтый, а робкий, зимний, бело-голубой*. И мне показалось, будто хмурый сад преобразился, словно помолодел.

— Здравствуй, зима! — сказал я.— Мне о твоём приходе утром снегирь доложил!  (По А. Баркову.)

(139 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Ожившие кленовые листья напомнили мне дремотную тишину леса, который разукрашен лимонно-жёлтыми, бурыми, вишнёвыми красками4. (1 вариант);

А это пожаловал красногрудый снегирь, который уцепился лапками за раму и замер, точно нарисованный на картинке4. (2 вариант)

2. Составьте схему предложения и укажите виды связи между его частями: в 1 абзаце (1 вариант), в 3 абзаце (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПЛУТОВКИ

Трудно представить себе русскую зиму без говорливых красавиц сорок. Когда едешь на электричке из Москвы в Загорск, то в окне вагона мелькают сидящие на заборах и одиноких берёзах стайки чёрно-белых птиц. Неспроста в сказках сороку величают «белобока»: по бокам на крыльях у неё белые пятна, но особенно красив сорочий хвост — длинный, чёрный с зеленоватым и синим отливом*. Когда птица летит, то быстро машет крыльями, а хвостом как рулём правит.

Ещё сороку зовут «лесная болтушка»: если она появилась, всегда трещит и стрекочет — извещает лесных жителей об опасности*. А какая плутовка! Мы с другом в конце января отправились на рыбалку к Лебединому озеру. За час-другой натаскали около сотни рыбёшек, сгребли их в кучу, а сами решили другое место поискать.

Не успели отойти от улова, а издали донеслась сорочья трескотня4. Мы разгадали хитрость плутовок, но было уже поздно4. Знаменитая уха из ершей исчезла! (По А. Баркову.)

(140 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Не успели отойти от улова, а издали донеслась сорочья трескотня4. (1 вариант);

Мы разгадали хитрость плутовок, но было уже поздно4. (2 вариант)

2. Составьте схему сложного предложения и укажите виды связи между его частями: в первом абзаце (1 вариант); во втором абзаце (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

СОЙКИНА УДОЧКА

В тот год отпуск мне выпал зимой, и я поехал в деревню к деду4. Дом у него небольшой, рубленый, а вблизи за рекой берёзовая роща4. Дни стояли отменные — сухие, морозные, без ветра. С утра до сумерек бродил я на лыжах, стараясь отрешиться от городских забот.

«Какая же здесь благодать!» — невольно подумал я, окинув взглядом заснеженную поляну, и присел на пенёк поправить крепления. Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а вот рыжая плутовка пробежала*.

Вдруг над головой кто-то мяукнул: когда из дому выходил, кот Тишка на печке дремал*. А вверху снова мяуканье, затем скворец засвистел, потом иволга прокричала.

Доводилось ли вам когда-нибудь зимой слышать голоса птиц, улетевших на юг? А мне пришлось. Признаться, сперва я растерялся — уж больно диковинно звучали в конце декабря их голоса. Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья и вдруг на берёзе заметил сойку. Востроглазая, рыжий хохол подняла и надо мной посмеивается, как ловко провела. (По А. Баркову.)

(148 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

В тот год отпуск мне выпал зимой, и я поехал в деревню к деду4. (1 вариант);

Дом у него небольшой, рубленый, а вблизи за рекой берёзовая роща4. (2 вариант)

2. Составьте схему сложного предложения и укажите виды связи между его частями: во втором абзаце (1 вариант); в третьем абзаце (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

РОЗЫ

Черно, голо в парке осенью: отцвели астры и георгины, увял табак, стали коричневыми, жалко скрючились золотые шары. Засохли настурции, и клумба у входа в парк будто состарилась, поблёкла4.

Зеленел в парке лишь могучий старый дуб. Когда начинает смеркаться, дуб похóдит на огромного мамонта, но стóит загореться фонарю — и мамонт исчезает*. Я знал, что дубы последними сбрасывают листву, и не удивился, увидев его пышную крону на фоне тёмных ветвей лип.

Под утро ударил морозец и запорошил пушистый снег. Дуб стоял густо заиндевелый, стеклянный, и листья его обвисли, словно сухое бельё на верёвке4.

Я взглянул на клумбу и поразился: в самой её середине пожаром на бело-голубом фоне полыхал куст роз, которые неожиданно распустили свои нежные лепестки*. Казалось, намертво уснули бутоны, и всё же прорвались к свету два ярких цветка. Розы и снег — чудеса! (По А. Баркову.)

(131 слово.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Засохли настурции, и клумба у входа в парк будто состарилась, поблекла4. (1 вариант);

Дуб стоял густо заиндевелый, стеклянный, и листья его обвисли, словно сухое бельё на верёвке4. (2 вариант)

2. Постройте схему указанного в тексте сложного предложения и укажите виды связи между его частями: в первом абзаце (1 вариант); в четвёртом абзаце (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПОДОРОЖНИКИ

За окном, разукрашенным узорами, солнечное утро, и в комнате удивительно тихо, как часто бывает зимней порой*.

На сухой лебеде притаилась бурая птица с жёлтой звёдочкой на груди — овсянка. Знавал я одного печника в Загорске, великий знаток он был птичьего пения, и жила в его доме овсянка. А песня у неё дробилась на три коленца: одно громкое и весёлое, другое потише, зато третье протяжное, с томительно-грустной нежностью. Послушаешь, бывало, певицу глухой зимой, когда на дворе мгла, сугробы по пояс, мороз,— и сразу на душе светло делается*.

В ложбинке на чёрных кустах татарника сидит стайка овсянок. Птицы нахохлились, слушают: не запоют ли вдали сладкую песню полозья. Сани обогнули овраг, поравнялись с кустами, и овсянки разом встрепенулись4. Лесник, что вёз сено лосям, бросил им горсть овса4. Радостно забили крыльями подорожники-овсянки, бросились наперегонки подбирать зёрна.

Полакомились и снова на кусты — ждать на дороге доброго человека!

(По А. Баркову.)

(141 слово.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Сани обогнули овраг, поравнялись с кустами, и овсянки разом встрепенулись4. (1 вариант);

Лесник, что вёз сено лосям, бросил им горсть овса4. (2 вариант)

2. Постройте схему указанного в тексте сложного предложения и укажите виды связи между его частями: в первом абзаце (1 вариант); во втором абзаце (2 вариант).

 

АНАЛИЗ  ДИКТАНТА  9______класса

по итогам 1 полугодия ___________ учебного года

Учитель__________________________ Дата написания____________

Количество обучающихся по списку –   _________чел.

Количество обучающихся, выполнявших работу – _________ чел.

ГРАМОТНОСТЬ

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество

Обученность

 

 

 

 

 

 

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество

Обученность

 

 

 

 

 

 

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1. Безударные гласные в корне

2. Правописание непроверяемых гласных

3. Правописание приставок

4. Правописание суффиксов

5. Правописание окончаний

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

1. Знаки препинания в предложении с однородными членами

2. Знаки препинания в ССП

3. Знаки препинания в СПП

4. Выделение обособленных определений

5. Выделение обособленных обстоятельств

6. Оформление прямой речи

7. Выделение сравнительного оборота

 ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ

1. Неверно составили схему предложения с разными видами связи

2. Ошибки в характеристике предложения

3. Ошибки в определении частей речи

4. Ошибки в обозначении членов предложения

5. Неверная схема сложного предложения

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

РОКОВОЕ СВИДАНИЕ


Запахи прелого листа, смолы и грибов доносятся из старого бора. Жёлтый дождь берёзового листа неслышно оседает на молодых елях.

Миновав просеку, я заметил, как за кустом орешника схоронился охотник. Небрежно поправил кепку, сплюнул через плечо, приложил к губам самодельный пищик и начал призывно манить, подражая голосу рябушки.

Страстный призыв этот услышал молодой рябчик. Он выпорхнул из чащи и сел на макушку невысокой сосны, а лесную тишину оборвала его звонкая, мелодичная трель. Голосок рябушки повторился и не на шутку растревожил пёстрого петушка. Рябчик опустился на траву, гордо поднял хохолок, распушил веером хвост, приосанился и побежал на зов таинственной подруги. Петушок, видно, представил себе прекрасную незнакомку, рванулся и полетел на роковое свидание.

В ту же секунду раздался оглушительный выстрел, и красавец рябок серым комком упал на землю. Я застыл потрясённый!

«Почему, почему, — повторял я себе,— осталась у человека эта жестокая, пагубная страсть?!» Хорошо, что никогда в жизни не пришлось мне убивать ни зверей, ни птиц. Ведь большинство из них беспомощны и не могут обороняться.

(По А. Баркову.)

(162 слова.)

Дополнительное задание

Сформулируйте тему, основную мысль текста, определите его тип и стиль речи, выпишите выразительные средства.

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

КАМЕННЫЕ ИСПОЛИНЫ

Слово «заповедное» имеет далёкие корни. В толковом словаре Даля сказано: «Помни праотцов: заповедного не тронь!» «Заповедное» издавна связано с прошлым, с судьбами наших дедов и прадедов. «Заповедное» означает не только запретное. Это наша живая история.

В шуме Михайловских рощ всегда будет звучать пушкинский ямб, а Ясная Поляна неотрывна от великих творений Льва Толстого. Каждое заповедное место по-своему славит наше Отечество.

Далеко-далеко — от Саянских гор на юге и до Ледовитого океана на севере — протянулся вдоль величавого Енисея Красноярский край. Там, где шумит под ветрами вековая тайга, где могучие кедры по ночам, кажется, достают вершинами звезд, вблизи города Красноярска, по правому берегу Енисея находится знаменитый заповедник «Столбы».

Красноярские столбы — скалы весьма причудливые, и всё-таки в прихотливых фантастических глыбинах улавливается удивительная гармония. В далёкой древности здесь клокотали и бурлили потоки раскалённой магмы. Они стремились вырваться на поверхность земли, а прорвавшись, внезапно обессилели и застыли в самых удивительных формах.

Вечерами, когда заходит солнце и последний мигающий луч его освещает тайгу, утёсы, речные заводи, заповедник чем-то напоминает сказочные театральные декорации.

(По А. Баркову.)

(165 слов.)

Дополнительное задание

Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, в каком музее-заповеднике побывали вы.

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ЗАПЕЧНЫЙ СКРИПАЧ

Однажды поздней осенью мне приснился страшный-престрашный леший. Хожу-брожу я по лесу, малину собираю. Вдруг из кустов на меня глянули большие зелёные глазищи. Не успел я отскочить, а леший как захохочет — громко, раскатисто, на всю округу! Бросил я туесок с ягодами на землю и бежать. Лечу что есть сил, хоронюсь за ёлками. А лесное чудище не отстаёт: топает за спиной, стучит палкой... Вот-вот настигнет. Я вскрикнул от страха и... проснулся.

Тишину нарушила трель сверчка. Было похоже, что невидимый музыкант настраивает за печкой крохотную скрипку. А потом зазвучала песенка, то весёлая, то задумчивая, полная светлой печали... Она заворожила, околдовала меня, и невольно вспомнились слова деда: «Испокон веков сверчки жили по всей нашей необъятной Руси. Дом без сверчка считался несчастным».

А вечером мать собралась стирать белье. На дне корыта сидел чёрный, усатый сверчок. Пытливо рассматривал я таинственного запечного музыканта. С тех пор прошло много лет, но я не могу забыть того крохотного скрипача. Наверное, без его песен мир моего детства не был бы столь музыкален и светел.

(По А. Баркову.)

(166 слов.)

Дополнительное задание

Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какое вспоминание из вашего детства самое незабываемое.

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ЯБЛОНЕВЫЙ САД

Не окраине дальнего посёлка, над медленной речкой Протвой, где шумит по берегам ивнячок и водятся в глубоких омутах зубастые щуки, раскинулся фруктовый сад.

Пятый год школьники приходят сюда, помогают убирать урожай. Вначале они работают дружно, как говорится, в охотку, а спустя час-другой устают, затевают возню, гоняются друг за другом, устраивают кучу малу. Но даже у самых отчаянных сорванцов есть в душе нечто заветное. Стоит в разгар веселья кому-нибудь крикнуть: «Дед Кузьма идёт!», как шум вмиг стихает.

Вдоль ограды, опираясь на суковатую палку, медленно идёт высокий худой старик. Недавно деду Кузьме исполнилось девяносто. Лет пять он на пенсии, но по-прежнему не может жить без сада. Точно любимого внука, навещает каждый день. Перед самой войной он заложил этот сад: поливал, окапывал и бережно подрезал каждое деревце. Здесь более трехсот яблонь, но Кузьма Ильич помнит каждую из них. Тяжело, очень тяжело было расставаться ему со своим садом...

Девушка подбежала к старику и смущённо протянула румяное яблоко. И глаза, и усы, и каждая морщинка на старого садовода лучились почти детской радостью...

(По А. Баркову.)

(167 слов.)

Дополнительное задание

Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какому интересному делу вы посвящаете своё свободное время.

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ЧЕМОДАН ДРАГОЦЕННОСТЕЙ

Редкий человек в детстве чего-нибудь да не собирал, не коллекционировал. Один — старинные монеты, другой — наклейки от спичечных коробков, третий — пёрышки. И каждый гордился своей коллекцией, доставал свой клад и с замирающим сердцем показывал его своему другу. При этом нередко рассказывал увлекательную историю, как та или иная монета или пёрышко достались ему.

А я в детстве собирал камешки, хранил их в мешочке, прятал свои драгоценности на чердаке, в старом бабкином валенке, боялся — вдруг кто-нибудь из родных нечаянно выбросит. И каких только камней у меня не было: фиолетовый аметист, его я нашёл в карьере под Подольском; кристалл полевого шпата, прозрачный кварц с берегов Камы и даже кусочек уральского малахита, который я с великим трудом выменял у соседа по дому.

Возвратившись из Ялты, мой отец привёз целую гору замечательных камешков. Они были разноцветные и сверкали, как самые большие драгоценности в мире. Теперь их было так много, что папа даже пожертвовал мне свой чемодан. Но странно, эти красавцы с берегов Чёрного моря недолго радовали меня. Они так и остались чужими.

(По А. Баркову.)

(166 слов.)

Дополнительное задание

Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какие коллекции можно и нужно иметь дома.

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

11 класс

ПАМЯТЬ ВОЙНЫ

В ярмарочное царство лесных красок и запахов вошли отец и сын. Их поразила бабочка, сидящая на тонкой лозинке и издали похожая на чёрный махровый георгин. Несколько мгновений отец и сын стояли молча, затаив дыхание. Первым не выдержал сын: снял головы кепку и неслышно стал подкрадываться. Но когда до бабочки оставался всего лишь шажок, мальчик споткнулся о корень и полетел в яму, заросшую лопухами и жгучей крапивой.

Отец бросился на выручку, хотел пошутить, но вдруг остановился: на дне ямы под ногой лежал ржавый патрон. Невольно огляделся по сторонам: окоп давно обветшал, потерял форму, зарос травой, но бывалый солдат узнал его. На белых стволах берёз чёрные корявые обручи — отметины войны. В ложбинке, прикрытая палым листом, словно вросла в землю солдатская каска.

Как рассказать сыну о тех суровых днях, днях горьких утрат и потерь? Как объяснить ему, почему не осталось в живых друзей детства? Конечно, дома он расскажет сыну об этом. Сегодня он не скажет ему ни слова. Слишком светел и безмятежен осенний день, и, подобно этому ясному дню, светло и безмятежно лицо мальчика. (По А. Баркову.)

(172 слова.)

Дополнительное задание

Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, когда и зачем детям нужно рассказывать о войне.

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

11 класс

ДОРОГА К ДЕТСТВУ

Впервые мы с матерью приехали на станцию Снегири в сорок первом. Недели две добирались, спасаясь от бомбёжек где придётся: в кюветах, в придорожном лесу, под платформами. Деревня была переполнена эвакуированными. Мы с чемоданами и узлами ходили из дома в дом и, уже совсем отчаявшись, нашли приют у Арины Петровны, сроднились за годы войны, и я стал звать её бабушкой.

И теперь, спустя много лет, меня охватила тоска по родным местам. Я оглядываюсь, и мне кажется, что время почти не коснулось этой небольшой комнаты с низким щербатым потолком. Та же потрескавшаяся по углам белёная печь, деревянные лавки вдоль стены, над кроватью ковер с лебедями. Монотонно, с хрипотцой ведут нескончаемый разговор старые ходики с потешным скоморохом на циферблате.

Невольно я опускаю голову, мне становится стыдно. Стыдно за то, что редко писал письма, а ведь бабушка осталась после войны совсем одна. Старший сын погиб под Ржевом, младший пропал без вести...

Я слушаю неспешный окающий говорок бабушки, и во мне пробуждается нечто светлое, доброе, вечное. Я вновь обретаю дорогу к своему далёкому детству.

(По А. Баркову.)

(169 слов.)

Дополнительное задание

Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, как обрести и не потерять «дорогу к детству».

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

11 класс

ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ

К северо-востоку от Москвы находится первозданный, дремучий бор — Лосиный остров. Человек не вмешивается в жизнь этого лесного царства уже многие годы.

Встаньте спозаранку и наведайтесь в «подмосковную тайгу». Вы услышите и музыку весеннего леса! Многоголосо и слаженно звучит по утрам птичий оркестр: серебряным ручейком журчит зорянка, словно в звонкий бубен бьёт зяблик, чарующе рассыпается в орешнике соловьиная трель, неожиданны звучат рулады певчих дроздов.

Лосиный остров служил источником вдохновения многим представителям русской культуры. Саврасов и Левитан писали здесь свои ставшие позднее знаменитыми пейзажи. Чайковский любил часами бродить по дремучему бору.

Тенистые дубравы заповедника, хранящие древние предания, напоминают старинные парки. Здесь нашли приют более двухсот видов животных. Кроме лосей, можно повстречать оленей, а в заболоченных поймах живут норки и ондатры. Осенью на зеркальной водной глади отдыхают косяки перелётных гусей и лебедей.

Заповедный остров — кладезь чистоты, света, здоровья, жемчужина в зелёном уборе столицы. Кто волновался, вдохнув запах ландыша на лесной опушке; кто видел, как опускаются чирки на тихую речную заводь,— тот неизменно открывал и в своей душе что-то прекрасное.

(По А. Баркову.)

(166 слов.)

Дополнительное задание

Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какое воздействие на человека оказывает природа.

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

11 класс

ПУТЬ К ПРИРОДЕ

Красу земли родной я открывал для себя не один год: бродил лесными тропами, слушал вечерние концерты певчих дроздов, встречал зарю у рыбацкого костра...

Природа удивительна во все времена года. Выйдите ранней весной из дому, взгляните по сторонам и почувствуете, как радостно захолонёт сердце и глаз не оторвать от сверкающей, росной, бездонной сини.

Вы замечали, как летним полднем солнечные блики играют в берёзовой роще, а в густой листве купается и распевает флейтовые песни золотая, подобная солнечному лучу иволга?

А приходилось ли вам слушать осеннюю тишину, мягкую, долгую, обрываемую по временам звонкими смешинками неугомонных синиц? Вдыхать запахи палого листа, мяты, сырой земли...

Путь к природе — это путь к свету, путь к здоровью, путь к прекрасному! По себе знаю, что юный человек только тогда сможет по-настоящему стать счастливым, когда научится любить и беречь всё живое, что его окружает. Ведь всё лучшее произрастает в нас сызмальства: и осознание себя как личности, и первое проявление воли, доброты, храбрости, и чувство любви к отцу и матери, и верность Отчизне...

(По А. Баркову.)

(163 слова.)

Дополнительное задание

Сформулируйте тему, основную мысль текста, определите его тип и стиль речи, выпишите выразительные средства.
    

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

11 класс

АЗБУКА ПРЕКРАСНОГО

Моё детство прошло в небольшом селе на берегу широкой полноводной Камы. У меня был замечательный дед, он научил меня видеть прекрасное. Закроешь глаза... и невольно в памяти оживает детство: луга, светлые берёзовые перелески, глухие заросли малины и бузины.

В ту памятную осень я собрал первый гербарий. В нём были разные листья. Каждый из них будто пришёл из сказки: один походил на ковёр-самолёт, другой — на косматую бороду Карабаса-Барабаса, третий — на Красную Шапочку. Этот первый скромный гербарий стал моей азбукой прекрасного.

И ещё одну страницу азбуки прекрасного открыл для меня дед. Географ по профессии, он за свою долгую жизнь исходил вдоль и поперёк почти всю Россию. Об этом он написал научные труды, учебники, а мне привил страсть к путешествиям.

Вначале я «странствовал» по книгам: с Арсеньевым побывал в дебрях уссурийской тайги, с Пржевальским — в степях Монголии, с Майном Ридом — в знойных прериях Америки. С годами, переменив ряд профессий, я стал литератором, ездил по стране и по-прежнему не переставал удивляться. И всё же первые радостные шаги в мир прекрасного, точно зарубка на дереве, сохранились в памяти.

(По А. Баркову.)

(173 слова.)

Дополнительное задание

Сформулируйте тему, основную мысль текста, определите его тип и стиль речи, выпишите выразительные средства.

 

ОШИБКИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАДАНИИ

Вид ошибки:

1. Не определили тему

2. Не определена основная мысль

3. Неверно определён тип речи

4. Неверно определён стиль речи

5. Не выписаны выразительные средства