Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Выразительные средства языка

Как выполнить задание 26 по русскому языку на ЕГЭ? Это предпоследнее задание в тесте ЕГЭ. Напомним его.

 

«Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 21-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка…»

 

Список терминов прилагается в списке от 1 до 9. Анализируем эти термины.

Чтобы легко определить средства выразительности, нужно их хорошо знать и применять логику.

Рассмотрим пример рецензии и попробуем выяснить, что искать в тексте.

«Созданию выразительных типов людей способствуют предложения, включающие __ (предложения 12, 21, 28)» – слово «предложения» является сигналом, что речь идет о синтаксисе. И ещё есть упоминание о синтаксисе: «Естественность, живость разговора передаётся при помощи такой синтаксической особенности текста, как включение __ (предложения 40, 41)».

Из перечисленных терминов есть 2 варианта: неполные предложения и ряды однородных членов.

Смотрим на предложения и убеждаемся, что мы правы.

«Они толкаются, смеются, подначивают друг друга, лезут вперёд» – здесь есть ряд однородных членов.

Естественность и живость речи передаётся с помощью двух фраз: «Для смеха, что ли? Людей удивлять». Мы не можем понять смысл этих неполных предложений без предыдущего («– А что это вы оделись-то так?»).

Сравним восстановленный контекст: «Вы оделись-то так для смеха, вы оделись-то так людей удивлять».

Остальные термины из списка имеют прямое отношение к лексике и фразеологии. Теперь познакомимся с ними.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов: бить баклуши, висеть на телефоне, сесть в лужу и так далее.

Метафора – вид тропа, основанный на переносном значении слова для определения предмета или явления, схожего с ним одними чертами, то есть скрытое сравнение: эскадрилья спешащих на юг журавлей (эскадрилья – стая птиц); пчела из кельи восковой (улей как келья монаха).

Просторечная лексика используется в обиходно-бытовой речи: дядечка, картошка, хворь.

Олицетворение – вид тропа, основанный на переносе свойств, чувств, действий живого существа неодушевлённому предмету: улыбнулись сонные берёзки; ещё природа не проснулась.

Лексический повтор – повторение слова, словосочетания в нескольких близко расположенных предложениях, обычно мы стараемся избегать повтора слов в своих сочинениях, боясь сделать речевую ошибку: огонь очистительный, огонь роковой… бесшумный в мерцании церковной свечи, многошумный в пожаре…

Эпитет – вид тропа, основанный на переносном значении, образное определение, которое позволяет увидеть предмет или действие: зеленокудрая берёза, свинцовый небосвод, с белых яблонь дым.

Вернёмся к рецензии:

«Описание, содержащее ___ (предложение 9) и ___ (цветной туман, белое звучание), даёт возможность читателю зримо представить её».

С последним примером всё ясно – это эпитеты.

Посмотрим на предложение 9:

«Солнце размыло очертания, обесцветило краски и стесало формы».

Солнце действует как одушевлённый предмет – это олицетворение.

Итак, задание выполнено:

А

Б

В

Г

7

5

4

8

 

Выполнить тест "Изобразительные средства"

Проверить выполнение теста

Яндекс.Метрика