Поиск на сайте

Диктор Всесоюзного радио. Голос Юрия Борисовича Левитана безошибочно узнают миллионы людей и называют «голосом Москвы».

Голос! Спокойный, уверенный, невозмутимый, искрящийся потоком интонаций, выражающих все оттенки человеческих чувств. Каждому советскому человеку хорошо был знаком этот голос: ежедневно по московскому радио он сообщал о сражениях на фронтах Великой Отечественной войны.

Он звучал и до войны. Этот голос первым рассказал нам о пуске Днепрогэса, о вступлении в строй первой домны Магнитки, о трудовых рекордах Алексея Стаханова, о спасении пассажиров «Челюскина», раздавленного арктическими льдами, о перелёте через Северный полюс лётчика Валерия Чкалова.

 

Гитлер ненавидел советских людей. Но к одному из них он проявлял особую ненависть.

— Когда мы войдём в Москву,— говорил фюрер,— я прикажу повесить его в первую очередь. Заплачу двести тысяч немецких марок тому, кто принесёт мне его голову, и столько же денег тому, кто приведёт его в Берлин! Я заставлю его объявить по радио о покорении России!

Что же было так ненавистно Гитлеру в этом человеке? Попробуем выяснить!

 

Юре Левитану было 17 лет, когда он окончил десятилетку и приехал в Москву с надеждой стать киноартистом. Но как только обратился в приёмную комиссию, опытные специалисты его разочаровали: «Лет тебе маловато и наружность не та…»

В столице у него не было ни родственников, ни знакомых. Возвращаться в родной город несостоявшемуся киноартисту не хотелось. И он решил поступить на какую-нибудь работу. Случайно на улице увидел афишу: радиокомитет объявляет конкурс дикторов. Что такое диктор, юноша тогда представлял смутно. В начале тридцатых годов радиоприёмник встречался реже, чем сегодня цветной телевизор.

На конкурсе его забраковали из-за... плохой дикции. Решение было справедливым. Родом молодой человек был из города Владимира и, как все владимирские, «окал». Какой тут диктор, когда буква «о» не подчиняется!

Жить было негде, идти некуда. В радиокомитете к юному неудачнику отнеслись сочувственно, зачислили дежурным по радиостудиям и поселили в уголке служебной комнаты. Скоро Юрий стал свидетелем рождения радиопередач и их «отлёта» в эфир. Вот тут-то его и охватило неодолимое желание выступить перед микрофоном. Стал тренировать произношение, целыми днями покорял трудные слова, как цветочница из спектакля «Пигмалион», которая упражнялась в таких сложных сочетаниях слов, как «Карл купил для Клары кораллы».

Технике речи ему посчастливилось учиться у выдающихся мастеров сцены В.И. Качалова и Н.Н. Литовцевой. Благодаря им он избавился от недостатков произношения и на следующем конкурсе был зачислен диктором Всесоюзного радио.

Первый выход Левитана в большой эфир устроил в студии переполох. Он подошёл к микрофону: «Всем, всем, всем. Говорит Москва! Начинаем передачу!..»

Вокруг смятение. Оказывается, подобное торжественное вступление допустимо только при сообщениях чрезвычайной важности, а ему, как новичку, доверили вести передачу для домашних хозяек. Сперва хотели уволить за излишнее усердие, потом пощадили.

Спустя некоторое время потребовалось передать в эфир отчётный доклад ЦК ВКП(б) на семнадцатом партсъезде. Конечно, в радиокомитете были дикторы более опытные, чем Левитан, но на сей раз требовался молодой, выносливый голос — чтение доклада продолжалось пять часов. И ему, двадцатилетнему диктору, поручили ответственное задание. Всё прошло благополучно. После этого Юрий стал выступать чаще.

Днём двадцать второго июня сорок первого года, Левитан передавал по радио о начале Великой Отечественной войны. С чего началась война для Юрия Левитана? Наверное, он узнал о ней раньше радиослушателей?

Телефонный звонок из радиокомитета разбудил Юрия около шести часов утра. Тревожный голос в трубке: «Немедленно приезжайте!» Приехал. Несмотря на ранний час, сотрудники радиокомитета были на своих местах. Вокруг суровые лица, женские слёзы. Не унимались звонки междугородных телефонов. Наши корреспонденты сообщали: «Бомбят Киев!», «Горит Каунас!».

Всё утро в эфир передавалась только музыка. Ожидались дополнительные разъяснения. Наконец из Кремля предупредили: «Готовьтесь, правительственное сообщение пойдёт в эфир в полдень».

На всю жизнь запали в память слова: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в четыре часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну...» Левитан повторял их в микрофон несколько раз в течение дня.

В дни войны солдаты самоотверженно сражались за Родину. Находясь в изолированной студии, диктор Всесоюзного радио сообщал всем о результатах их боев. Что же больше всего необходимо было самому диктору?

Мужество, выдержка, самообладание...

Однажды на здание немцы метнули бомбу весом в пятьсот килограммов. К счастью, она упала во двор и не разорвалась. Пролетая над нами, бомба порвала электрические провода, и в студии, откуда шла передача, погас свет. Но диктор не отошёл от микрофона, нащупал в кармане фонарик и водя его слабым лучиком по тексту, дочитал сообщение до конца.

Летом сорок третьего года фашисты стянули на Центральный фронт самую мощную технику. Готовилось наступление, способное решить исход войны. Каждый вечер в назначенный час московское радио передавало сводку о положении на этом фронте. Вся страна ждала её с нетерпением. Однажды сводку не передали. Радиослушатели беспокоились, высказывали разные предположения об исходе тяжёлых боёв. Наконец позвонили из Ставки: «Сегодня сводка отменяется, объявите радиослушателям, что в такой-то час будет передано весьма важное сообщение».

Наступает назначенный час — сводки нет.

Прежде чем прочесть текст по радио, диктор над ним работает, обдумывает, как донести до слушателей главную мысль, как расставить акценты, какими обогатить интонациями. Тем более, когда передаётся сообщение, ожидаемое всей страной!.. В ту минуту, когда должна была начаться передача, вбегает представитель Ставки и вручает Левитану особо важный пакет. Юрий на ходу вскрывает пакет и мчится к микрофону. Над текстом написано: «Приказ Верховного Главнокомандующего». Познакомиться с приказом — не осталось ни одной секунды. О чём предстоит сейчас поведать миллионам слушателей? Что в долгожданном сообщении с Центрального фронта? Победа или?.. Как настроить голос?

С замиранием сердца начинал: «Говорит Москва...» Перевёл дыхание, заглянул в середину текста. Увидел одно только слово: «победа». С огромным трудом сдержал нахлынувшую радость и продолжил: «Наши войска овладели Орлом и Белгородом...»

В чём же искусство диктора?

В умении, подойдя к микрофону, забыть обо всём, кроме слушателей, сквозь маленькую металлическую коробочку увидеть их живые лица, полные внимания глаза. Диктор советского радио — это агитатор, пропагандист. Он несёт собственное отношение к событию, о котором информирует слушателей.

Работа диктора творческая. В который раз читаешь по радио текст и не перестаёшь искать способы более точного выражения мысли. Сорок лет Левитан стоял перед микрофоном Всесоюзного радио, но каждое выступление для него — премьера.

С годами накапливается опыт. Во время многих зарубежных поездок коллеги по радиовещанию спрашивали: «Как советская дикторская школа достигает такой выразительности? Даже не зная языка, мы многое понимаем по интонациям!»

Чем радует профессия диктора?

Все новости о замыслах и свершениях наших грандиозных планов диктор узнаёт первым и делится с бесчисленными слушателями. Как только телетайп отстучит интересное сообщение, нестерпимо хочется сделать его достоянием других. Иногда даже в стенах Дома радио. Как-то раз Юрию Борисовичу принесли к очередной передаче листок с сообщением: «Сегодня космический корабль, пилотируемый женщиной...» Выбежал он в коридор с криком: «Товарищи, в космосе женщина!» Из всех редакционных кабинетов устремляются к нему сотрудники, атакуют вопросами: «Кто она? Откуда? Дети есть?» Отвечал: «Терешкова, Валентина, текстильщица из Ярославля. Пока больше сведений нет...»

 

Не суждено было Гитлеру свершить расправу над советским диктором. История распорядилась иначе: Юрий Левитан сообщил из Москвы по радио всему миру о капитуляции фашистской Германии.

Легендарный голос заслуженного артиста РСФСР Юрия Левитана звучал в эфире оптимистично. Он читал последние известия, обзоры печати, знакомил с важнейшими партийными и государственными сообщениями, рассказывал о замечательных делах, которыми богата наша жизнь. Но жизнь его оборвалась внезапно от сердечного приступа, когда он был в Белгородской области в 1983 году на мероприятии при участии ветеранов битвы под Курском. 

 

Литература

  1. Левитан Юрий. 50 лет у микрофона. — М.: Искусство, 1987.
  2. Левитан Юрий. Говорит Москва… //Юность.— 1966.— №12. - С. 62.
  3. Кириченко А. Голос, знакомый всем// Искорка. — 1971. — №11.

Яндекс.Метрика