Login
needlewoman.infoновости гламура

Мастерская учителя

Проектируем урок литературы

На голой вершине сосна...

Как спроектировать современный урок литературы? Сделать это непросто. Внешние рамки урока привычны: необходимо определить этапы и содержание учебного материала, выбрать наиболее подходящие способы деятельности для достижения запланированных результатов, учесть возможные ситуации, когда от учителя потребуется импровизация.

Выясняем, какое новое знание должно быть открыто на уроке, какой будет проблемная ситуация и каким образом подвести обучающихся к её формулировке и решению.

Подробнее...

Анализируем поэтический текст

Поля земли роднойКомплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» можно провести на одном из уроков по изучению лирики поэта. Мы проследим по этапам движение от анализа поэтического текста к выразительному чтению и самостоятельному творчеству.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…», расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю, о выразительных средствах языка, о видах сложноподчинённых предложений.

Подробнее...

Урок литературы с элементами кейс-технологий

Изучаем поэму Лермонтова "Мцыри"Как использовать на уроке элементы кейс-технологий? «Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил  Цицерон. Эта  цитата  объяснит принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.

Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.

Подробнее...

Поэт и толпа

Дом ИскусствУрок литературы в 5 классе можно провести в форме заочной экскурсии в Дом Искусств. Устанавливаются межпредметные связи: литература — музыка — живопись. Вводятся понятия: лирический герой, поэтический калейдоскоп, передвижная выставка, литературный экспонат, стихотворная строка, символ, аллитерация.

Подробнее...

Пишем портретный очерк

Портретный очеркИзучение жанров публицистического текста можно организовать в форме творческой мастерской: с помощью учителя обучающиеся знакомятся с новым жанровым понятием, анализируют образцы, самостоятельно подбирают материал, пробуют написать текст сочинения. Предлагаем материал для изучения портретного очерка.

Подробнее...

Урок по теме "Деепричастия в тексте"

ВодопадПосле изучения раздела "Деепричастие" можно провести урок по теме "Деепричастия в тексте". Это урок-практикум, когда решаются практические задачи выяснения роли и употребления деепричастий в текстах разных стилей. Сценарный план урока содержит возможные ответы учеников, памятки для оценивания письменного ответа и устного ответа на лингвистическую тему.

Подробнее...

Пишем книгу весны

Наша книга весныС каким нетерпением люди ждут весну! Ждут, когда покажется первая зелёная травинка, самый первый цветок — подснежник. Ждут, когда зацветёт черёмуха, когда прилетят крылатые вестники весны.

Последние уроки самой длинной третьей четверти особенно томительны. Впереди долгожданные каникулы. Попробуем вместе с детьми понаблюдать за приходом весны, заметить её капризы, приметы. Напишем свою книгу весны! 

Подробнее...

Урок-исследование «Способы передачи чужой речи»

Моя малая родинаИзучение темы "Способы передачи чужой речи" направлено на решение двух основных задач: овладение грамматической нормой и совершенствование пунктуационных навыков.

Основные способы передачи чужой речи изучены обучающимися ещё в 5-8 классах. В 9 классе мы обобщаем все известные сведения и устанавливаем различия между оформлением высказывания: в степени точности и полноты передачи речи, а также в строении предложений.

Подробнее...

Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО в 5 классе

Незабудковая гжельУчитель русского языка объединяется с педагогом ИЗО и показывает, как в простом предмете увидеть нечто замечательное, как записать свои впечатления, найти яркое, точное, нужное слово и оценить красоту и сложность текста.

Яркой особенностью данного урока становится возможность творчества: в помощь ученикам не только родной язык, но и… вкусное печенье.

Подробнее...

Сочинение по картине

Три художникаШкольники делают первые шаги в мире живописи, учатся постигать невероятно загадочный и увлекательный мир красок и впечатлений.

Трудно добиться, чтобы изобразительное искусство завладело чувствами детей, открыло для них новые, неповторимые в своей красоте горизонты.

Подробнее...

Краски родной земли

Земля - лоскутное одеялоЦель творческой мастерской – сформировать у обучающихся ценностное отношение к национальным традициям, ремёслам, родной природе, литературе, истории своей «малой родины» и России в целом, поэтому выбор типа мероприятия "творческая мастерская" был не случаен.

Творческая мастерская стимулирует работу учеников, дарит им радость открытия мира и своих возможностей, создаёт условия для ощущения свободы в сознании и творчестве.

Подробнее...

Фонарщик с астероида 329

Образ Фонарщика в книге ЭкзюпериМожно ли «нарисовать» мысли? Можно попробовать! И в этом нам поможет интеллект-карта! С её помощью удаётся не только увидеть, как люди думают, но и научить делать это более эффективно, отобразить мыслительную деятельность графическими средствами. Тогда деятельность становится наблюдаемой, а значит, и управляемой.

Подробнее...

Речь героев «Обломова»

Герои романа "Обломов"На уроке старшеклассники анализируют речь героев. Итогом работы на уроке может стать сочинение-рассуждение по одной из рассмотренных или других тем, творческая интерпретация полученных знаний (школьный спектакль, литературная гостиная).

Выбор возраста и источника языкового материала определён недостаточным вниманием к языковым особенностям произведений И.А. Гончарова, желанием преодолеть стереотипы в определении круга проблем романа «Обломов» для школьного изучения.

Подробнее...

Урок литературы в 5 классе «Движение весны»

Движение весныУрок литературы посвящён весне. Поэтическая страница открывает весну лирическую. Обучающиеся знакомятся с текстами Ивана Бунина, Игоря Северянина, выразительно читают стихотворения, рассматривают репродукции картин известных русских художников: Б.М. Кустодиева "Весна", Л.В. Туржанского "Деревушка" и "Последний снег", Н.М. Ромадина "Цветущий бугор", С.А. Виноградова "Весна", С.Ю. Жуковского "Старая усадьба. Май".

Подробнее...

Урок-обобщение по теме «Местоимение» в 6 классе

МедсёстрыДанный урок проводился 15 мая, этим объясняется его форма. Напомним: 15 мая – Международный день медсестры. По ходу урока анализируются и записываются в словарики словарные слова тематической группы "медицина".

В основе урока материал раздела "Местоимение". Шестиклассники уже научились определять разряды местоимений, знают их отличительные признаки, применяют правила написания слов.

Подробнее...

Урок в 5 классе «Культура речи. Имя прилагательное»

Урок в 5 классеЭтот урок русского языка является завершающим, обобщающим знания и систематизирующим умения и способы деятельности по теме «Имя прилагательное как часть речи». Обращаем пристальное внимание на орфоэпические, лексические, грамматические нормы имён прилагательных.

При подготовке к такому уроку нужно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, требующих импровизации и коммуникации.

Подробнее...

Итоговый урок «Имя существительное» в 5 классе

На урокеИзучение большого раздела «Имя существительное» в 5 классе подходит к концу, поэтому готовимся к уроку-закреплению изученного (уроку-рефлексии).

Для этого подойдут различные тексты, цитаты в качестве эпиграфа, тестовые задания, полезные памятки, образцы написания синквейна и лингвистической сказки, табличные формы для заполнения, лист самооценки для обучающихся со шкалой перевода баллов в оценку.

Подробнее...

Путешествие в Саровскую обитель

ОбительИнтегрированный урок-экскурсия, посвящённый памяти преподобного Серафима Саровского, проводится учителями ОПК, литературы и информатики в 7 классе.

Но урок этот необычный. Это виртуальное путешествие по тем местам, которые связаны с жизнью великого старца. Мы пройдёмся по старинным курским улицам, посетим Дивеевскую обитель, узнаем о биографии и чудесах Серафима Саровского.

Подробнее...

Мир Тургенева

Иван ТургеневИзучение биографии писателя даёт возможность раскрыть богатство художественного мира писателя, войти в его творческую лабораторию.

На уроках нужно создавать особую эмоционально-нравственную атмосферу, вызывающую сопереживание и соразмышление с автором и литературными героями. Поэтому важно продумать не только логику изложения материала, но и сами формы эмоционального воздействия на обучающихся.

Подробнее...

Что такое фельетон?

Фельетоны Ильфа и Петрова

Урок литературы «Фельетон как литературный жанр» — это проблемно-диалогический урок открытия нового знания.

В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, решение которой приводит к задуманному результату: ученики самостоятельно формулируют проблему урока в виде вопроса, намечают цели и задачи своей деятельности.

Подробнее...

Урок по рассказу Астафьева

"Конь с розовой гривой"Урок литературы в 6 классе был проведён на семинаре по проблеме «Арт-технологии как способ развития и самореализации личности на уроках и во внеурочной деятельности».

Арт-технологии организуют процесс обучения средствами искусства, мотивируют ребёнка на создание самостоятельного творческого продукта. Можно создавать коллажи, инсталляции, театральные постановки.

Подробнее...

Урок по повести Катаева

Книги Валентина КатаеваЕсть такие книги о детях и для детей, которые сейчас почти не читают и не изучают в школе, как раньше. Нет, эти книги не устарели, они рассказывают о том, что не может устареть: о дружбе и преданности, о верности данному слову и честности, о детях и взрослых, о красоте природы, о том, как большая история врывается в судьбу обычного человека, словно проверяя его на жизнестойкость.

Подробнее...