Мастерская учителя
×

Предупреждение

JFolder: :files: Путь ведёт не к каталогу. Путь: /home/helena2012/ruslita.ru/docs/images/urok_astafev
×

Внимание

There was a problem rendering your image gallery. Please make sure that the folder you are using in the Simple Image Gallery Pro plugin tags exists and contains valid image files. The plugin could not locate the folder: images/urok_astafev

"Конь с розовой гривой"Урок литературы в 6 классе был проведён на семинаре по проблеме «Арт-технологии как способ развития и самореализации личности на уроках и во внеурочной деятельности».

Арт-технологии организуют процесс обучения средствами искусства, мотивируют ребёнка на создание самостоятельного творческого продукта. Можно создавать коллажи, инсталляции, театральные постановки.

Здесь и рисование цветовыми пятнами, и составление интеллект-карт, и многое другое. Такая работа на уроке позволяет соединить  мысль и чувство, творчество и логику, помогает интерпретировать и перечитывать текст, избежать монотонности учебного процесса. Учащиеся более глубоко погружаются в художественный мир писателя раскрывают своеобразие характера литературного героя.

Рисование цветовыми пятнами позволяет каждому ученику почувствовать себя художником, передать своё видение прочитанного произведения, служит установкой на монологическую речь, которая в данной ситуации становится просто необходимостью. Ребёнок вынужден говорить, ему хочется говорить, чтобы его рисунок стал понятен окружающим. Более того, монолог ученика в этом случае - это уже не просто пересказ содержания эпизода, а, как правило, эмоциональный  анализ переживаний героев, их взаимоотношений.

Работая  над  такой иллюстрацией, ученик  прислушивается к своим ощущениям, ассоциациям, связывает их с выбором определённой цветовой гаммы. Эта работа не так проста, как кажется на первый взгляд. Она требует напряжения эмоциональной сферы ребёнка, будит воображение и внутренние силы ученика.

Очень важно, чтобы учитель умело выбрал эпизоды из произведения, которые будут предложены для иллюстрирования. Лучше всего для этой цели подходят ситуации выбора, сильного душевного напряжения или смятения, в которые попадают герои произведения по задумке автора. Именно поэтому я считаю уместным использование приёма цветового пятна на уроке литературы по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой», ведь герою часто приходится делать непростой для ребёнка выбор между добром и злом, правдой и ложью.

 

Тема урока: «Проблема нравственного выбора

в рассказе В. Астафьева "Конь с розовой гривой"»

 

Цели:

1. Формирование умения анализировать текст художественного произведения, опираясь на ассоциативное восприятие текста и составление интеллект-карты.

2. Воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, найти и принять верное решение.

3. Развитие творческих способностей, воображения.
Оборудование: альбомные листы, заготовки для интеллект-карты, краски, фломастеры, учебник, проектор, экран.

Оформление:

1) тема урока (за доской);

2) слайды: эпиграф, пословицы;

3) музыкальный фрагмент (5-7 мин.)

 

Эпиграф:

«Совесть — это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал».  
Л. Н. Толстой

Справка:

батог-палка — 1) опора для пешехода (трость, посох); 2) толстые прутья для наказания.

 

Предварительное домашнее задание:

1. перечитать рассказ;

2. найти пейзажные зарисовки (сделать закладки);

3. из эпизодов с участием бабушки выписать опорные слова, характеризующие её.
    

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о героях рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Это произведение о маленьком мальчике, который попал в непростую ситуацию. Она могла стать препятствием на пути к мечте — получить пряник конём. Я надеюсь, что вы проявите сегодня на уроке свои творческие способности и вдохновение.

II. Актуализация знаний:

— Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? («Трудом своим».)

— Исполнилась ли мечта Витьки? (Да.)

— Счастливое завершение истории... Но какой ценой достался мальчику этот пряник конём?!

— Почему через много лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?

III. Формулирование темы урока. Работа над эпиграфом.

— Готовясь к нашему уроку, я остановила своё внимание на словах Л. Н. Толстого.
                             (Слайд с эпиграфом.)

— Имеет ли отношение к рассказу Астафьева это высказывание?   

— Когда человека мучает совесть? (Когда он поступает неправильно, ошибается.)

(Ответы учащихся должны приблизиться к логическому ряду: совесть — ошибка — выбор. Человек совершает ошибки, когда делает выбор.)  

Запись темы урока.

— Как вы думаете, о ком из героев рассказа пойдет речь в первую очередь? (О деревенском мальчике — Витьке.)

     Анализ опорных эпизодов рассказа.

— На прошлом уроке мы уже говорили о главном герое. Что узнали мы о его характере?

(Он трудолюбивый, ответственный, любит бабушку и дедушку, у него очень тесная связь с ними.)

— Почему же герой попадает в трудную ситуацию выбора? Каков этот выбор?

(Бабушка, конь — или развлечения с Левонтьевскими ребятишками; честный труд — или ложь.)

— Давайте вернёмся к тому летнему дню. Какие эпизоды вы считаете важными, влияющими на ход событий, когда Витька попадает в ситуацию выбора?

Эпизоды. Опорные слова.

1. Каким мы видим Витьку в начале сбора ягод? («Трудом своим», «брал старательно», «бабушкин совет помнит».)

2. Почему Витька поддался влиянию Саньки и бросил собирать ягоды?

(Его упрекнули в жадности, трусости; он хочет доказать обратное, забывает о бабушкиных уроках, мальчик «попал на уду».)

3. Чуть позже герой сам назовёт себя «запутавшимся преступником». Одно «преступное» решение повлекло за собой цепочку других «преступлений».

Перечислите их.

(Растерзали рыбину; убили стрижа; не собрал ягод; наполнил корзину травой; обманул бабушку; украл калачи; не признался в обмане.)

— Какое преступление самое серьёзное? (Предал бабушку, обрёк её на стыд.)

4. Удалось ли Саньке окончательно одержать победу над Витькой? (Нет.)

5. Прочитайте диалог Витьки и Саньки. Какой выбор делает Витька? (Звучит твёрдый отказ идти по дороге лжи и обмана.)

— Попробуем разобраться в том, что помогло мальчику победить, сделать выбор в пользу добра, нравственности.

IV. Проверка домашнего задания. Работа над пейзажем.

— Удалось ли вам найти пейзаж в произведении? Хочу обратить ваше внимание на то, что в рассказе очень мало описаний природы — всего один пейзаж (описание ясного летнего дня).

1. Чтение вслух (учитель или подготовленный ученик).

2. Обсуждение прочитанного. Примерный круг вопросов:

•     Какие слова автора привлекают внимание? («Хорошо было жить».)

•     Почему «было»? (Жизнь разделилась на прошлое и настоящее.)

•     Какова роль пейзажа? (Помогает понять состояние души героя: в прошлом — всё прекрасно; в настоящем — душевные муки, угрызения совести.)

•     Какой приём использует автор? (Контраст, антитеза.)

3. Формулирование выводов.

Автор не случайно показывает взаимоотношения человека и природы. Они являются показателем духовности личности. Мир природы противопоставлен миру зла, эгоизма, обмана. Пейзаж помогает раскрыть душу героя. Оставшись наедине с природой, Витька делает свой выбор. Что больше всего мучает Витьку? Страх перед бабушкой или угрызения совести? Совесть берёт верх. Мальчик делает нравственный выбор в пользу добра.

V. Работа над образом бабушки. Опора на домашнее задание.

— Только ли у Витьки в рассказе есть выбор? (Есть выбор и у бабушки: купить — не купить коня; будить — не будить Витьку; искать — не искать его; рассказать — не рассказать о проступке внука.)

      Трудный вопрос! И ответ не однозначен!

Чтобы понять поступки бабушки, попробуем определить черты её характера. Человек обычно проявляет себя в отношениях с другими людьми. Вы собирали текстовой материал, выписывали ключевые слова из эпизодов, в которых мы видим бабушку.

— Назовите, с кем общается бабушка? Кто эти люди? (Витька, дедушка, тётка Васеня, Левонтий, соседи.)

— Прочитайте выписанные ключевые слова и словосочетания. (Ученики читают собранный текстовой материал, характеризующий отношение бабушки к другим героям рассказа.)

— Какой пёстрый материал! Образ бабушки очень сложен! Какую роль она сыграла в жизни своего внука и в том важном нравственном выборе, который он сделал? В этом нам поможет разобраться интеллект-карта и работа с цветовыми «пятнами».

VI. Творческие задания для групп учащихся.

1 группа при помощи цветовых «пятен» передает внутреннее состояние Витьки во время сбора ягод, динамику его душевных переживаний и готовит комментарий по итогам своей работы.

2 группа составляет интеллект-карту, отражающую взаимоотношения бабушки и других персонажей рассказа и позволяющую сделать важные выводы о роли образа героини в произведении В.Астафьева.

(Необходимый раздаточный материал был заранее получен учениками; во время творческой работы звучит очень тихая музыка; составление интеллект-карты может осуществляться и индивидуально, и в парах.)

VII. Защита творческих работ.

Выступления учащихся разных творческих групп. Работы помещаются на доску. Обмен впечатлениями. Ответы на проблемные вопросы.

— Что больше всего мучает Витьку? Что заставило его раскаяться? Страх перед бабушкой или угрызения совести?

— Был ли у бабушки выбор – покупать или не покупать внуку пряник? Могла ли такая бабушка не купить Витьке коня?

— Не кажется ли вам странным, что бабушка не ищет Витьку, не будит его, когда он вернулся и заснул? Почему не высказывает ему своё негодование?

— Однако почему бабушка всей деревне рассказывает о поступке любимого внука?

Основные тезисы беседы.

Нравственное наказание и поощрение лежит внутри личности. Это совесть. Совесть берёт верх, и Витька делает нравственный выбор в пользу добра. Влияние бабушки на внука огромно. Моральный закон, унаследованный от бабушки и дедушки, оказался сильнее всех искушений.

Бабушка, мудрая, любящая своего Витьку, очень хорошо его знает и чувствует. Она понимает, что лучшие воспитатели для мальчика — это сама жизнь и все, кто его окружает, односельчане. Чтобы он не повторил своих ошибок, бабушка рассказывает всем о Витькином поступке. Стыд, муки совести – самое главное наказание.

Бабушка не может не купить Витьке коня, ведь она очень любит своего внука, понимает, как дорога Витьке его мечта и какой трудной оказалась для него дорога к ней.

VIII. Работа с пословицами. (Слайд с пословицами.)

— Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.

— Снаружи мило, а внутри гнило.

— Верная указка не кулак, а ласка.

— Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

— Добро сильнее зла.

— Без строгости и щенка не вырастишь.

— Добрый пример лучше ста слов.

 (После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.)

IX. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему одной из пословиц.

X. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Было ли интересно на уроке?

— Что показалось непонятным, трудным?

— На какие вопросы урока мы не смогли ответить?

В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе.

{gallery}urok_astafev{/gallery}

 

Яндекс.Метрика