Мастерская учителя

  • Register

Русский язык и литература для всех

Путешествие в Саровскую обитель

ОбительИнтегрированный урок-экскурсия, посвящённый памяти преподобного Серафима Саровского, проводится учителями ОПК, литературы и информатики в 7 классе.

Но урок этот необычный. Это виртуальное путешествие по тем местам, которые связаны с жизнью великого старца. Мы пройдёмся по старинным курским улицам, посетим Дивеевскую обитель, узнаем о биографии и чудесах Серафима Саровского.

 

Цели урока:

Образовательная: познакомить с событиями, связанными с жизнью преподобного Серафима Саровского, его служением на благо Русской Церкви; сохранить память о величайшем святом Русской Православной Церкви, нашем земляке, преподобном Серафиме Саровском.

Воспитательная: духовное, нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения России и обучающейся отдельной личности в целом.

Развивающая: развить патриотизм и любовь к «малой Родине».

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайд-шоу, фотографии, таблица «Хроника жизни Серафима Саровского», портреты, эссе-заготовки на печатной основе.

 

Ход урока

 

1. Приветствие.

2. Звучит спокойная музыка.  Ученица читает стихотворение.

В МОЛИТВЕННОЙ ТИШИНЕ

Когда на улице становится тихо,
Незаметно уходит зима.
Встану я у иконы и снова
Помолюсь потихоньку одна.
Попрошу я о помощи старца
— Покровителя курской земли.
Попрошу я отца Серафима,
Чтоб услышал молитвы мои.
А потом, помолившись усердно,
Я свечу у иконы зажгу.
И, открыв любимую книгу,
Житие его я прочту.
Я узнаю, где старец родился,
Где он вырос и где он прожил.
Как он Господу в келье молился,
Как Ему он с любовью служил...
А потом, ещё вечером, дома,
На икону смотреть буду я,
И отца Серафима тихонько
Попрошу, чтоб простил он меня.

Учитель ОПК: Как вы догадались, наш урок сегодня посвящён памяти преподобного Серафима Саровского и всея Руси чудотворца.

Учитель литературы: Но урок будет сегодня необычным. Сегодня мы совершим путешествие по тем местам, где родился преподобный Серафим, уроженец Курской губернии, поговорим о жизни великого старца, совершим виртуальную поездку в Дивеево, Саровскую обитель.

Учитель ОПК: Опережающим домашним заданием было задание, связанное с  подготовкой докладов о жизни преподобного Серафима Саровского.

Учащиеся читают доклады о биографии и чудесах Серафима Саровского (см. Приложение № 1).

На виртуальной доске высвечивается хроникальная таблица (см. Приложение № 2). Учащиеся на местах заполняют таблицу в тетради.

Учитель информатики каждый момент жизни Серафима Саровского из доклада ученика сопровождает презентацией (слайд-шоу).

Учитель литературы: Теперь совершим виртуальную поездку в Дивеево. Закройте глаза. Комфортабельный автобус несет вас по серым ленточкам дорог.

Звучит музыка. Ученик читает стихотворение.

МЫ ЕХАЛИ В ОБИТЕЛЬ К СЕРАФИМУ...

Мы ехали в обитель к Серафиму.
Дорога нам казалась длинной и пустынной,
По сторонам к земле клонилась низко рожь,
И серой пеленой с утра стелился дождь.
Мы от дороги все устали,
А лошади и вовсе стали.
Чуть не наехавши на старика,
В кибитку вдруг просунулась рука,
Монашеская шапочка, знакомые черты:
«Вы не могли бы подвезти меня хоть две версты,
Озяб я и устал немного,
УЖ очень трудная дорога».
От лошадей валил горячий пар,
И наш возница так сказал:
«Хоть если б денег
Дали бы мне воз,
Я никого бы больше не повёз».
«Ну, извини, отец», - и старец скрылся.
Но долго образ его мнился,
И так сидели мы в раздумье,
Потом вдруг закричали разом как один:
«Так это ж преподобный Серафим!»
И выскочили из кибитки обоюдно,
Вокруг всё было тихо и безлюдно.
«Прости нас, препободный отче,
Что не смогли тебе помочь мы.
Ведь если бы случилось всё сейчас,
А сам тебя понёс бы на руках».
И долго после я ему молился,
Чтобы простил меня и не сердился.
Ну а судьбу благодарил за то мгновенье,
Что подарило нам чудесное виденье.

Учитель ОПК начинает рассказ о Дивеево (см. Приложение № 3).

Учитель информатики сопровождает рассказ компьютерной презентацией (слайд - шоу).

Подведение итогов.

Учитель литературы: Вот и закончилось наше маленькое виртуальное путешествие, а сейчас давайте попробуем написать свое маленькое эссе о жизни и чудесах преподобного Серафима Саровского. Как вы восприняли его жизнь? Что для вас стало светом разума и добра? (см. Приложение № 4).

 

Приложение № 1

Доклад № 1

 

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1759 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, жили в Курске. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора, но скончался, не завершив работу.

Младший сын Прохор остался на попечении матери. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь мальчика: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его.

Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошёл крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться. Ещё в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди.

Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.

20 ноября 1778 года он пришёл в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебни, просфорне и столярне, нёс обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.

Постоянной работой он ограждал себя от скуки - этого, как позже он говорил, "опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия". Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил молитвы.

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трёх лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...", и желал, чтобы его причастили Святых Тайн.

Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился.

Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящён во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим.

 

Доклад №2.

 

Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенное благодатное видение было во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф.

Когда преподобный произнёс "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат.

Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял ещё три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днём он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, он ушёл в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Тайн.

Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Своё келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развёл огород и устроил пчельник.

Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг.

Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом".

Около трёх лет преподобный питался только одной травой, которая росла вокруг его келии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого "мысленную брань" - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному".

 

Доклад № 3.

 

Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут". Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно".

Разбойники набросились на преподобного, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрёл до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника.

Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келию.

Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.

Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Тайн, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь.

Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил ещё и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрёл высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге старчестве. 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.

Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "Радость моя, сокровище моё". Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, старец всегда нёс за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня".

 

Доклад № 4

 

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. Ещё в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о "Дивеевских сиротах". Он был подлинным отцом для сестёр, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.

Ученики и духовные друзья помогали святому содержать Дивеевскую общину - Михаил Васильевич Мантуров, исцелённый преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестёр Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата.

Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцелённый им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим ещё раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами".

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора.

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келии преподобного; у святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром".

Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем которого преподобный Серафим был всю жизнь.

 

Приложение № 2

Хроника жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского

 

Дата (старый стиль)

Возраст

Событие

19 июля 1759

 

В Курске в именитой купеческой семье Мошниных родился сын, нареченный при крещении Прохором.

1762

3 года

Умер его отец, Исидор Мошнин

1766

7 лет

Прохор упал с колокольни, по чудесном заступлении Божьем остался цел и невредим.

1769

10 лет

Болезнь Прохора. Исцеление от чудотворной иконы Божьей Матери "Знамение", известной как Курская-Коренная.

1776

17 лет

Паломничество Прохора в Киев. Отшельник Досифей благословляет юношу на послушание в Саровский монастырь в Нижегородской епархии.

20 ноября 1778

19 лет

Прохор становится послушником Саровского монастыря.

1780-1783

21-24 года

Тяжелая болезнь. Исцеление после посещения Божьей Матери в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.

13 августа 1786

27 лет

Пострижение в монашество с наречением имени Серафим ("Огненный")

Октябрь 1786 г.

27 лет

Рукоположение отца Серафима во иеродьякона.

1788

29 лет

Агафья Мельгунова (мать Александра) основывает Дивеевскую общину.

13 июня 1789 г.

30 лет

Перед своей кончиной мать Александра берет обещание с отцов Пахомия, Исайи и Серафима "присматривать" за ее общиной.

2 сентября 1793 г.

34 года

Отец Серафим рукоположен во иеромонаха.

1794

35 лет

Умирает игумен Пахомий. Братия избирают игуменом отца Исайю.

1794

35 лет

Отец Серафим для сугубых молитвенных подвигов становится отшельником. Среди верующих он уже известен как старец.

1794-1798

35-39 лет

1000 дней молитвенного "стояния на камне". Строгий пост.

Сентябрь 1804 г.

45 лет

Преподобный Серафим тяжело изранен разбойниками. После многодневных страданий исцелен посетившей его Божьей Матерью.

1806

47 лет

Отставка игумена Исайи. Преподобный Серафим отказывается от предложенного ему игуменства. Игуменом избирается отец Нифонт. Преподобный Серафим прекращает старческое попечение о братии и начинает духовно опекать Дивеевских монахинь.

1807

48 лет

Умирает отец Исайя.

1807-1810

48-51 год

Преподобный Серафим становится "молчальником" в своей пустыньке.

1810

51 год

Отец Нифонт и монастырский собор старцев благословляют преподобного Серафима вернуться в обитель

8 мая 1810 г.

51 год

Преподобный Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор.

1813

53 года

Выход из затвора. Возобновление старческого попечения о братии монастыря и паломниках.

1820-1821

60-61 год

Забота о материальном и административном устройстве Дивеевской обители.

1821

61 год

Первое проявление чудотворения - исцеление помещика Михаила Мантурова.

25 ноября 1825 г.

66 лет

Божья Матерь указывает преподобному Серафиму место для строительства мельницы и имена первых восьми "мельничных сестер".

1827

68 лет

Послание на мельницу первых сестер. Назначение настоятельницей Елены Мантуровой.

6 августа 1829 г.

70 лет

Освящение мельничной церкви.

8 сентября 1830 г.

71 год

Освящение крипты.

24 марта 1831 г.

71 года

Последнее явление Божьей Матери преподобному Серафиму.

5 сентября 1831 г.

72 года

Исцеление помещика Н.Мотовилова

Ноябрь 1831 г.

72 года

Беседа с Мотовиловым о Святом Духе.

1831-1832

72 года

М.Мантуров отъезжает в Польшу. Кончина Елены Мантуровой.

Май 1832 г.

72 года

Н.Мотовилов провозглашается "покровителем" сестер.

2 января 1833 г.

На 73 году жизни

Блаженная кончина преподобного Серафима, Саровского Чудотворца.

 

Приложение № 3

 

Сюда мало кто попадает с первого раза. У человека, собравшегося в поездку в Дивеево, нередко встают на пути преграды, мешающие осуществить задуманное. Но уж если ты оказался здесь, в центре России, то хочется вернуться сюда снова и снова.

Автобус везёт земляков-курян поклониться преподобному Серафиму Саровскому, уроженцу города Курска. Семнадцать часов пути   пролетели   незаметно. Но как в другом мире оказываешься уже буквально наутро. Другие дома, не такие, как у нас, а рубленые бревенчатые, с резными наличниками.

Дивеево  —  районный центр со всеми светскими учреждениями, место, известное в православной осени чудесами, в нём проходящими. Здесь даже воздух другой: прозрачный, лёгкий. После городского смога чувствуешь себя здесь совсем по-другому. Храмы, часовни, купели...

Чудеса, на которые способен батюшка Серафим, сродни сказке, но это не сказка. После одного из таких чудес в Свято-Троицком монастыре  и  появилась  канавка Божьей Матери, которую монахи  и вырыли по благословению батюшки Серафима.

Проживание — в скромной и чистенькой гостинице. Двухъярусные кровати, самая скромненькая, без излишеств, обстановка.

Кроме того, что паломники могут побывать на службах, совершить омовение в святых источниках, каждый пожеланию может побывать на послушании. Мы отправились на монастырскую кухню чистить овощи. И немного не так выполняется это послушание в монастыре, нежели мы привыкли к нему дома.

Оказывается, здесь с морковки кожица не счищается, а срезается, а лук укладывается в строго определённом порядке. На монастырской кухне нет современных технологий, пища готовится самая простая, но тем не менее, испробовав её, каждый из нас насытился, и есть не хотелось до следующей трапезы.

В Сарове — женский монастырь. Вход в него для женщин в брюках, коротких юбках, в одежде с обнажёнными плечами и непокрытой головой заказан. Все эти требования прибывающими сюда соблюдаются строго.

Из пустыни Саровская обитель постепенно, год за годом, превращается в ухоженное место. Почти всё здесь делается руками обитателей монастыря и паломников, на пожертвования православных. Несколько храмов старинной архитектуры, в каждом из них хранятся православные святыни.

В золотой раке - мощи преподобного Серафима Саровского, они находятся под стеклом, приложиться к ним может каждый страждущий. Рядышком - вещи Серафима, его рубашечка, крест с цепью, мотыжка. Ею монахи постукивают по спине болящего — и уходят все хвори. После таких исцелении люди не забывают доброту отца Серафима, снова и снова приезжают поклониться преподобному старцу. Много часов подряд люди стоят для того, чтобы приложиться к иконе Божьей Матери «Умиление».

А если вдруг у вас не оказалось подобающей одежды, вы можете надеть специально сшитую для таких забывчивых монахами: в специальном месте вам дадут юбку и платок. «Вам всё мода, - поучает пришедших девушек монах, - знаете, чем это слово заканчивается? Прочитайте его наоборот! А серьги! Преподобный называл их змеями в ушах. Всё это пришло к нам с Запада».

День клонился к вечеру, и после вечерней молитвы и трапезы пришла пора отдохнуть. Очень долго не спалось. В окно заглядывали мерцающие далёкие звёзды, и умиротворяло своим величием безмолвие...

 

Приложение № 4

Эссе на печатной основе с продолжением

 

Преподобный Серафим родился в ________, а умер в _______. Он прожил ___года. В детстве его звали______. С ним приключилось несколько особых событий:_________,_________. В______лет Прохор решил уйти в монастырь. Сначала Прохор пошёл в ____________за благословением, старец ______указал юноше на______________обитель. Прошло два года. И вдруг Прохор заболел. Во сне к нему пришла___________________и …

ПРОДОЛЖИТЕ ЭССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО СТАРЦА.

 

Литература

 

1. Газета «Курские епархиальные ведомости». - №18, июль 2007 года.

2. Газета «Курская правда» от 13.10.2007.

3. Путеводитель по памятным местам Серафима Саровского. - Курск, 2007.

4. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: История рода. - Курск, ООО «Мечта», 2007.

5. Святые земли Курской /Автор-составитель священник Владислав Реутов. - Курск: Изд-во КГУ, 2003.