Login
needlewoman.infoновости гламура

Мастерская учителя

Анализируем поэтический текст

Поля земли роднойКомплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» можно провести на одном из уроков по изучению лирики поэта. Мы проследим по этапам движение от анализа поэтического текста к выразительному чтению и самостоятельному творчеству.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…», расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю, о выразительных средствах языка, о видах сложноподчинённых предложений.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение выразительно читать художественный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к литературной классике.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: способствовать развитию речи учащихся, овладению комплексным анализом поэтического текста, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, свободное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей обучающихся.

Личностные УУД: стремление к самостоятельному мышлению, речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, интерес к изучению поэзии М.Ю. Лермонтова.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

ХОД УРОКА

 

1. Целевая установка.

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…».

Чтобы подготовиться к выразительному чтению, необходимо проанализировать текст с точки зрения речеведения, языка, композиции, что поможет раскрыть авторский замысел, и выбрать верную интонацию. В том, как читается текст, проявляется глубина его понимания.

Прекрасны вы, поля земли родной,
Ещё прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми её народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда,
Но этот снег, летучий, серебристый
И для страны порочной - слишком чистый,
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда
И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

1831

2. Работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова  «Прекрасны вы, поля земли родной…».

— Как бы вы определили тему этого стихотворения?

— Как бы вы озаглавили стихотворение? Объясните свой выбор названия.

— С помощью каких художественных средств выражено отношение поэта к родной земле в первой строфе? Объясните роль обращения, эпитетов, олицетворения, оксюморона, лексических повторов.

— К какой части речи относится слово «сходна»? Подберите синонимы к этой части речи. Объясните значение словосочетаний «первая зима», «первые люди». Как вы понимаете смысл строк:

Зима сходна  в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми её народы?

— В толковом словаре найдите значение слова «родня». Объясните смысл сопоставления «раскинувшейся лиловой пеленой степи» и состояния души лирического героя.

— В своём творчестве Лермонтов постоянно использует такие приёмы, как анафора, многосоюзие. Найдите эти приёмы в тексте стихотворения и объясните смысл их употребления.

3. Групповая работа.

1 группа. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений. Какую литературоведческую роль эти придаточные выполняют и что дают для понимания содержания стихотворения?

2 группа. Объясните значение восклицательных предложений и многоточия в конце первой строфы. Назовите способ соединения первой и второй строф. Какова роль противительного союза «но», указательного местоимения «эта» и лексического повтора «степь» в данном контексте? Какая степь  «чужда любви» лирического героя?

3 группа. Понаблюдайте за употреблением в тексте антонимов, одного из излюбленных приёмов поэта. Найдите во второй строфе образы, чувства лирического героя,  антонимичные образам и поэтическим переживаниям в первой строфе («земля родная» — «страна порочная», степь «родня с душой» — степь «любви моей чужда»). Как вы думаете, в чём смысл  противопоставления?

(Двухстрофная миниатюра выступает в смысловом отношении в виде антонимической пары пейзажного и психологического планов).

4 группа. С помощью каких художественных средств создаётся образ снега во второй строфе?

(Обратите внимание и на употребление авторского знака – тире – в третьем стихе этой строфы. С его помощью, может быть, обозначен резкий контраст между «страной порочной» и  чистотой серебристого снега?) Какую роль играет этот образ для понимания состояния души лирического героя?

5 группа. Найдите антитезу в последнем предложении (антонимичные имена прилагательные в роли эпитетов: прах  «позабытый» — «бесценный»). Как вы понимаете смысл этого предложения?

(Для справки: отец Лермонтова умер 1 октября 1831 года. В этом же году написано стихотворение).

4. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие цели ставили на уроке?

— Удалось ли достичь их?

— Где можно применить полученные знания?

5. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Задание по выбору:

1. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на текст стихотворения М.Ю. Лермонтова и слова Л. Гинзбург: «Поэтическое слово… оценивает всё, к чему прикасается». Как вы понимаете это высказывание? 

2. Напишите сочинение  «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»

 

Литература

 

1. Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. – Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. – Т. 1. Стихотворения и драмы. 1828–1836. – С. 215–216.

2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2002.

3. Елагина Н.И. Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» / Сборник материалов, посвящённых 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. - Курск, издательство "Учитель", 2015.

4. Тимофеев Л.В., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. Москва, «Просвещение», 1974.

5. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.: «Просвещение», 2002.


Добавить комментарий

You cannot add a banned link


Защитный код
Обновить