Login
needlewoman.infoновости гламура

Годовые диктанты в 5-11 классах

8  класс

Река Кубань

 

Кубань, как и все горные реки, осенью пряталась в берега, искала долгожданного покоя. Кое-где речная вода становилась сине-чёрной, прозрачной, текла спокойно, шумела лишь на длинных перекатах. В низовьях и вовсе замедляла свой бег, успокаивая сильный поток. То тут, то там блестели по степи лиманы, сплошь покрытые3 камышом.

Летом же, в пору таяния ледников и частых грозовых дождей в горах, Кубань просыпалась и шумно выплёскивалась из своих берегов.4 Вырвавшись на степной простор, она набирала скорость, заливала вспаханные луга, затапливала низины.4 Река несла измельчённые песок и гальку, огромные корневища деревьев. Тревожная песня её не смолкала почему-то ни днём, ни ночью. Вспененные3 волны проносились то влево, то вправо.

В станицах и хуторах не встретишь, пожалуй, такого человека, который, глядя на бурлящий поток, не подошёл бы к берегу и не удивился бы такой силище: «Разбушевалась, матушка!» (142 слова.)

Грамматическое задание


1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Летом же, в пору таяния ледников и частых грозовых дождей в горах, Кубань просыпалась и шумно выплёскивалась из своих берегов.

2 вариант – Вырвавшись на степной простор, она набирала  скорость, заливала вспаханные луга, затапливала низины.

2.  Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант – Кое-где речная вода становилась сине-чёрной, прозрачной, текла спокойно, шумела лишь на длинных перекатах.   

2 вариант – То тут, то там блестели по степи лиманы, сплошь покрытые камышом.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант – (лиманы) покрытые3; 2 вариант – вспененные3 (волны).

8  класс

Поездка на Кавказ


Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на всё лето уезжаем на Чёрное море, в маленький городок Геленджик. Он был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с жёлтыми сухими цветочками росли в палисадниках.

Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски тёмно-зелёных бутылок.

Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утёсы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом.

Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком.

Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить. (По К.Паустовскому.)

(140 слов.)

Грамматическое задание

 

1. Обозначьте графически в тексте: обособленные определения и уточняющие члены (1 вариант); обособленные обстоятельства и сравнительный оборот (2 вариант).

2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. (1 вариант); Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 1 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).

 

8  класс

Столкновение хищников



Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчёты, разрушает самые верные планы. Приведённый в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперёд. В это же время обе рыси подскочили в воздух, распластавшись в полёте гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.

Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных. Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Однако медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним.

(По Ч. Робертсу.)

(140 слов.)

Грамматическое задание

 

1. Обозначьте графически в тексте составные глагольные сказуемые (1 вариант); составные именные сказуемые (2 вариант).

2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. (1 вариант);

В это же время обе рыси подскочили в воздух, распластавшись в полете гигантского прыжка. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 1 абзац (1 вариант); 2 абзац (2 вариант).

 

8  класс

Леса

 

До соприкосновения с неприятелем было вёрст восемьдесят от станции железной дороги, и я успел вдоволь налюбоваться Южной Польшей. Гор, утехи туристов, там нет, но на что равнинному жителю горы?

Леса сосновые, саженные. И, проезжая по ним, вдруг видишь узкие, прямые, как стрелы, аллеи. Они полны зелёным сумраком, там с куриной повадкой пробегают фазаны, в тихие ночи слышно, как чавкает и ломает кусты кабан.

Среди широких отмелей размытых берегов лениво извиваются реки, озёра блестят и отражают небо, как зеркала из полированного металла. У старых мшистых мельниц тихие запруды с нежно журчащими струйками воды и каким-то розово-красным кустарником, странно напоминающим человеку его детство.

В таких местах, что бы ты ни делал, – любил или воевал, – всё представляется значительным и чудесным. (По Н. Гумилеву.)

(118 слов.)

Грамматическое задание


1. Обозначьте графически в тексте: обособленные уточняющие члены (1 вариант); обособленные определения и обстоятельства (2 вариант).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения: У старых мшистых мельниц тихие запруды с нежно журчащими струйками воды и каким-то розово-красным кустарником, странно напоминающим человеку его детство. (1 вариант);

И, проезжая по ним, вдруг видишь узкие, прямые, как стрелы, аллеи. (2  вариант).

3.  Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 2 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).


8 класс

Иван Ефремов

 

Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвёртом.

В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. Ефремов – создатель тафономии*, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.

Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далёкое будущее. Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает своё время, а Ефремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник.

«Туманность Андромеды» — книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия.

(136 слов.)

* Написать слово «тафология» на доске.

Грамматическое задание

 

1. Обозначьте графически в тексте: обособленные уточняющие члены (1 вариант); вводные слова (2 вариант).

2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: 

К двадцати годам он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. (1 вариант);

«Туманность Андромеды» - книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 1 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).

8  класс

Дом

 

Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку ещё пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.

Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил её сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.

Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-чёрные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (По Ф. Абрамову.)

(125 слов.)

Грамматическое задание


1. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. (1 вариант);

Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. (2 вариант).

2. Обозначьте графически в тексте: обособленные определения (1 вариант); обособленные обстоятельства (2 вариант).  

3. Выпишите разные типы словосочетаний из текста: 1 абзац (1 вариант); 2 абзац (2 вариант).

Комментарии   

 
 
 
# Naaaaa 19.05.2014 21:42
Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Zquad_xx 15.04.2016 13:22
Очень помогло! Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Maksimus 10.05.2016 18:41
Это настоящие диктанты, да?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Колесникова Елена 10.05.2016 21:47
Тексты диктантов реальные, они были составлены для проведения контрольных работ по русскому языку в конце учебного года.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# димон 10.05.2016 21:31
Круто! Помогло на диктанте!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить