Мастерская учителя

Часики. Фото В. Бабенко

Когда практически завершена 2 четверть, в 5-8 классах проходят контрольные работы. Для каждой параллели можно предложить по три разных текста с грамматическими заданиями по морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису.

В самом конце дана таблица анализа диктанта и задания. Для удобства указаны типы орфограмм и пунктограмм, которые проверяются.

К слову сказать, диктанты для 5-6 классов составлены к учебникам А.Д. Шмелёва, для 7 классов — М.М. Разумовской, для 8 классов — Е.А. Быстровой.

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

5 класс

 
НОЧНАЯ ЖИЗНЬ ЗАЙЦА

Заяц зимой жил возле деревни. Пришла беспокойная ночь. Затихли безбрежные поля. Зайчишка вслушивался в тишину, шевелил усами, нюхал глубокий снег4. Потом косой вдруг вскочил, прыгнул и огляделся.

Снег выложился волнами и сиял. Над головой зайца висел и колебался морозный пар4. В небесах горели яркие звёздочки. Зайчишка поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел ростки озими и поскакал дальше.

Близился рассвет. Звёзды становились всё меньше, а морозный пар ещё гуще. Заяц проложил дорожку по снежку, обошёл свою старую нору. Он раскопал снег, сделал новую норку, удобно расположился в ней и заснул.

(По Л.Н. Толстому.)

(91 слово.)

Правописание приставок, проверяемые безударные гласные, корни с чередованием гласных О-А, суффиксы существительных, правописание парных согласных, однородные члены предложения, сложное предложение с союзом А.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Над головой зайца висел и колебался морозный пар4. (1 вариант);

Зайчишка вслушивался в тишину, шевелил усами, нюхал глубокий снег4.  (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: беспокойная, зайчишка, проложил (1 вариант); безбрежные, звёздочки, поиграл (2 вариант).

3. Словообразовательный разбор: рассвет, морозный, поскакал (1 вариант); дорожку, глубокий, пришла (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

5 класс

 

НОВЫЙ ЛИСИЙ ДОМ

Новый лисий дом расположился у реки на расстоянии мили от прежнего. В этом месте речка покидает холмы и растекается по лугам4. В широкой лощине у самой скалы лисы устроили новое жилище. Вход в него охраняли два больших гранитных камня. Прежняя нора находилась в сосновой роще, а эта разместилась рядом с осиной. Сосна вечно шумит и вздыхает, осина всё время дрожит и трепещет.

Вход в нору закрывали густые заросли. Они спускались к заросшей осокой речной заводи. На зелёной полянке играли и кувыркались лисята4. Здесь можно было наблюдать возвращение домой охотника-отца* с добычей.

(По Э. Сетон-Томпсону.)

(91 слово.)

* — сказать о постановке дефиса.

Правописание приставок, проверяемые безударные гласные, корни с чередованием гласных О-А, правописание парных согласных, окончания имён существительных, прилагательных и глаголов, однородные члены предложения, сложное предложение с союзом А, бессоюзное сложное предложение.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

В этом месте речка покидает холмы и растекается по лугам4. (1 вариант); На зелёной полянке играли и кувыркались лисята4. (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: расположился, жилище, густые (1 вариант); разместилась, вход, зелёной (2 вариант).

3. Словообразовательный разбор: лисята, сосновой, гранитных (1 вариант); охотника, широкой, речной (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

5 класс

 

РОСКОШНЫЙ ЦВЕТОК

Тёма с ужасом вдумывался в безвыходность своего положения. Всего минуту назад он спустился через террасу в сад в беззаботном расположении духа.

Мальчик шёл по аккуратным дорожкам сада и с наслаждением осматривался4. Вдруг сердце его сильно забилось. Любимый папин цветок наконец расцвел! Какой это роскошный цветок! Ещё вчера папа рассматривал бутон и не ждал, что он распустится.

Тёма вбежит в столовую и крикнет во всё горло:

— Махровый расцвёл!

Папа бросит чай и сразу выскочит в сад4. Восторг переполняет маленькое сердечко Тёмы. Он тянется к цветку губами и теряет равновесие... Всё погибло!..

(По Н.Г. Гарину-Михайловскому.)

(90 слов.)

Правописание приставок, словарные слова, проверяемые безударные гласные, корни с чередованием гласных О-А, окончания имён существительных, прилагательных и глаголов, однородные члены предложения, сложное предложение с союзом ЧТО, прямая речь, восклицательные предложения.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Мальчик шёл по аккуратным дорожкам сада и с наслаждением осматривался4. (1 вариант);

Папа бросит чай и сразу выскочит в сад4. (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: снеговые, приходится, просёлках (1 вариант); зимняя, повесил, шапки (2 вариант).

3. Словообразовательный разбор: дорожкам, маленькое, вбежит (1 вариант); равновесие, столовую, расцвёл (2 вариант).

 

АНАЛИЗ  ДИКТАНТА  5______класса

по итогам 2 четверти 2016-2017 учебного года

Учитель________________________________

Количество обучающихся по списку –   _________чел.

Количество обучающихся, выполнявших работу – _________ чел.

 ГРАМОТНОСТЬ

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество

Обученность

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество

Обученность

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ  ОШИБКИ

Орфограммы

Кол-во ошибок

Орфограммы

Кол-во ошибок

Проверяемые гласные

 

 

 

Непроверяемые гласные

 

 

 

Корни с чередованием

 

 

 

Парные согласные в корне

 

 

 

Приставки на -з/-с, пре-/при-

 

 

 

Окончания существительных

 

 

 

Суффиксы существительных

 

 

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Пунктограммы

Количество ошибок

Запятая в предложении с однородными членами

 

Отсутствие запятой при однородных членах

 

Запятая в сложном предложении

 

 ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ

1. Неверно разобрали слова по составу

 

2. Ошибки в словообразовательном разборе

 

3. Неверная схема предложения

 

4. Не сделали характеристику предложения

 

5. Ошибки в определении частей речи

 

6. Ошибки в обозначении членов предложения

 

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

6 класс

 

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ

Раки живут в чистой воде рек, озёр и прудов4. Они выбирают каменистое дно и под камнями, корягами или корнями деревьев роют узкие норы.

Панцирь рака надёжно защищает мягкие части его тела. Передняя пара конечностей заканчивается мощными клешнями. Ими животные хватают добычу или обороняются4. Длинные усы предупреждают о приближении врага, а выпученные глаза позволяют прекрасно видеть в толще воды.

Вам, наверное, приходилось слышать выражение: «Я тебе покажу, где раки зимуют!» Произошло оно от наказания, которое применялось во времена крепостного права. Барин отправлял виновного зимой добывать раков. Их ловили самым примитивным способом —* руками.    

(По материалу из журнала «Мурзилка», 2011, №2.)

(91 слово.)

* — сказать о постановке тире.

Правописание приставок, словарные слова, проверяемые безударные гласные, корни с чередованием, гласные И-Ы после Ц, окончания разных частей речи, суффиксы прилагательных и глаголов, однородные члены предложения, сложное предложение с союзом А, сложноподчинённые предложения, прямая речь, восклицательные предложения, вводное слово.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Раки живут в чистой воде рек, озёр и прудов4. (1 вариант);

Ими животные хватают добычу или обороняются4. (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: конечностей, каменистое, выбирают (1 вариант); приближении, примитивным, обороняются (2 вариант).

3. Морфологический разбор слова: крепостного права (1 вариант); мощными клешнями (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

6 класс

 

ПРИХОД ЗИМЫ

Поздней осенью выпадает первый снег. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят3 разноцветные искорки инея4. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются3. В ельнике все деревца присыпаны снегом. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Люди выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца и  сыграть в снежки4. «Здравствуй, зима!» — радостно приговаривают люди.

(По Д. Зуеву.)

(91 слово.)

Правописание приставок, проверяемые безударные гласные, корни с чередованием, непроизносимые согласные, окончания разных частей речи, суффиксы прилагательных и глаголов, правописание Ь, правописание частицы НЕ с глаголом, сложные слова, однородные члены предложения, сложное предложение с союзами И, НО, прямая речь, восклицательные предложения, обращение.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Загораются, блестят разноцветные искорки инея4. (1 вариант);

Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца и  сыграть в снежки4. (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: зверюшек, пешеходные, приговаривают (1 вариант); снежинки, предзимние, касаются (2 вариант).

3. Морфологический разбор глагола: блестят (1 вариант); осыпаются (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года  

6 класс

 

ЛЕДЯНЫЕ ЧЕРТОГИ

Бесконечные галереи и тоннели не кончаются4. Свет фонаря выхватывает всё новые причудливые3 картины. Диву даёшься, сколь различны наплывы ледяных3 сосулек. Не верится, что сюда не проникает свет солнца. Здесь пещера со сводчатыми гротами и лабиринтом переходов.

Сверкают, переливаются огромные кристаллы4. Вставишь в фонарь цветные стёкла, и сразу оживут старые уральские сказы. Увидишь и рубиновые россыпи, и изумрудные наплывы малахита, и огромные куски янтаря. Будто попал во дворец Хозяйки Медной горы. Но это сосульки и гора не Медная, а Ледяная. Известна всему миру гора, потому что в её недрах раскинулась знаменитая Кунгурская пещера.

(По Л. Волковой.)

(93 слова.)

Правописание приставок, словарные слова, собственные имена существительные, проверяемые безударные гласные, непроизносимые согласные, окончания разных частей речи, краткие прилагательные, суффиксы прилагательных, окончания глаголов, правописание частицы НЕ с прилагательными и глаголами, однородные члены предложения, сложное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Бесконечные галереи и тоннели не кончаются4. (1 вариант);

Сверкают, переливаются огромные кристаллы4. (2 вариант).

2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: сосулек, бесконечные, раскинулась (1 вариант); переходов, известная, переливаются (2 вариант).

3. Морфологический разбор имени прилагательного: причудливые (1 вариант); ледяных (2 вариант).

 

СНЕГИРИ

В старом парке есть кленовая аллея. Снегири наведываются туда каждый день. Их манят деревья, сплошь усыпанные3 лёгкими крылатыми семенами4.

Сидят птицы на клёнах важно, спокойно, не спеша поклёвывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая, спинка голубая, а на голове чёрный берёт.

Поют снегири всей стайкой: и румяные праздничные самцы, и скромно одетые3 самки4. Мой дедушка называл их пение «серебряными гуслями зимы».

По временам птицы ныряют в снег, купаются в нём, чертят бороздки и следы-крестики. От слова «снег» птице название дано — «снегирь». Снегири — первые вестники зимы.

По утрам я частенько просыпаюсь от ранней снегириной побудки. И перед глазами встаёт заснеженный старый парк, кленовая аллея, стайка красногрудых снегирей...

(По А. Баркову.)

(110 слов.)

Проверяемые безударные гласные, словарные слова, непроизносимые согласные, окончания разных частей речи, суффиксы прилагательных и причастий, правописание букв Н-НН, правописание наречий, сложные слова, однородные члены предложения, обособленные определения, сложное предложение с союзом А, тире между подлежащим и сказуемым, постановка кавычек.

Грамматическое задание

1.  Морфологический разбор: усыпанные (1 вариант); одетые (2 вариант).

2. Выполните разбор по составу: просыпаюсь, крылатыми, скромно (1 вариант); наведываются, золотистые, частенько (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Их манят деревья, сплошь усыпанные3 лёгкими крылатыми семенами4. (1 вариант);

Поют снегири всей стайкой: и румяные праздничные самцы, и скромно одетые3 самки4. (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

7 класс

 

ЗИМНИЕ ЦВЕТЫ

Я люблю смотреть на робкое падение снега. Выйдешь на крыльцо и глаз оторвать не можешь от бескрайнего снежного движения.

К обеду снегопад прекратился. Я надел лыжи и побежал к своему другу в село Покровское. Просёлочная дорога шла через поле. Издали я увидел кусты репейника, казавшиеся3 сиротливыми и жалкими среди ослепительной белизны снега4. А теперь, приближаясь к ним, я поразился. Сухой репейник расцвёл и полыхал жёлтым.

Невзначай я взмахнул палкой, и зимний цветок разом осыпался. Лепестки ожили, встрепенулись и полетели. Увал наполнила звонкая, переливчатая трель. Пели щеглы. Невольно я залюбовался птицей, одиноко усевшейся3 на голую ветку лещины4.

Щегол был грациозен, ярок. «Недаром,— подумал я,— нарядно одетого человеке щёголем называют».

(По А. Баркову.)

(108 слов.)

Правописание приставок, словарные слова, проверяемые безударные гласные, парные согласные, сложные слова, собственные имена, окончания разных частей речи, суффиксы прилагательных, окончания глаголов, правописание частицы НЕ, правописание наречий, однородные члены предложения, обособленные обстоятельства и определения, сложное предложение с союзом И, прямая речь.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Издали я увидел кусты репейника, казавшиеся3 сиротливыми и жалкими среди ослепительной белизны снега4. (1 вариант);

Невольно я залюбовался птицей, одиноко усевшейся3 на голую ветку лещины4. (2 вариант).

2. Морфологический разбор: казавшиеся (1 вариант); усевшейся (2 вариант).

3. Выполните разбор по составу: смотреть, залюбовался, называют (1 вариант); оторвать, осыпался, выйдешь (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

7 класс

 

ПОДАРОК

Под Новый год мне подарили снегиря. Он жил в деревянной клетке с круглым верхом. За привычку стучать толстым клювом по жёрдочкам мы прозвали его Гришкой Кузнецом.

В клетке, висящей3 над подоконником, снегирь скакал по жёрдочкам и высвистывал немудрёный мотив4. Рябину, давленые кедровые орехи, кусочки яблока он брал из рук, степенно забирая3 лакомство с ладони4.

По воскресеньям мы пускали снегиря летать по комнате. К вечеру он сам влетал в клетку или облюбовывал себе укромный уголок на оленьих рогах.

В марте мы отнесли клетку в кленовую аллею и открыли дверцу. Вначале Гришка с опаской поглядывал по сторонам, но, услышав родные голоса, взлетел на клён. Снегири дружески приняли его в свою стаю.

(По А. Баркову.)

(109 слов.)

Правописание приставок, словарные слова, проверяемые безударные гласные, О-Ё после щипящих, собственные имена, окончания разных частей речи, суффиксы прилагательных, причастий и деепричастий, окончания глаголов, правописание букв Н-НН, правописание наречий, однородные члены предложения, обособленные обстоятельства и определения.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

В клетке, висящей3 над подоконником, снегирь скакал по жёрдочкам и высвистывал немудрёный мотив4. (1 вариант);

Рябину, давленые кедровые орехи, кусочки яблока он брал из рук, степенно забирая3 лакомство с ладони4. (2 вариант).

2. Морфологический разбор: висящей (1 вариант); забирая (2 вариант).

3. Выполните разбор по составу: деревянной, облюбовывал, дружески (1 вариант); немудрёный, высвистывал, вначале (2 вариант).

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

8 класс

 

НОЧНОЙ ЧАСОВОЙ

Лимонный ломтик месяца стынет в тёмном небе. Мерцают и горят холодные звёзды. А на дубе, навострив чуткие уши и прикрыв веки, замер филин4. Словно сказочный часовой, он сторожит тишину ночного леса.

Скрипнула от мороза старая ель. Филин поднял тяжёлые веки, кошачьим взглядом обвёл поляну... И вдруг из кустов с лёгким шорохом выкатился косой. Филин неслышно снялся с дерева, камнем упал на спину зайца. И помчал косой ушастого по лесу, пытаясь сбросить страшного седока4.

Филин одной лапой когтит спину зайца, другой за деревья цепляется, точно якорь бросает. Собрал русак последние силёнки, сделал отчаянный прыжок. И филин кубарем скатился в сугроб. Что поделаешь! Не всегда в лесу везёт хищнику. Бывает и у него осечка!

Ушастый разбойник выскочил из сугроба, отряхнулся и бесшумно уселся на дуб до утра стеречь тишину зимнего леса.

(По А. Баркову.)

(129 слов.)

Проверяемые безударные гласные, парные согласные, словарные слова, окончания разных частей речи, суффиксы прилагательных, окончания глаголов, правописание частицы НЕ, правописание Ь, правописание наречий, однородные члены предложения, обособленные обстоятельства и определения, сложное предложение, сравнительный оборот, восклицательные предложения.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

А на дубе, навострив чуткие уши и прикрыв веки, замер филин4. (1 вариант);

И помчал косой ушастого по лесу, пытаясь сбросить страшного седока4. (2 вариант).

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.  

3. Подчеркните в тексте сравнительные обороты.

4. Определите роль инфинитива в предложении:

Ушастый разбойник выскочил из сугроба, отряхнулся и бесшумно уселся на дуб до утра стеречь тишину зимнего леса.

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

8 класс

 

КОСАЧИ

Под лучами скупого зимнего солнца обледенелые берёзы кажутся застывшими фонтанами. Из какой дивной сказки пришли они в заснеженный лес? Может, Василиса Прекрасная невзначай взмахнула рукавом, и на лесной поляне забили фонтаны?

В рыхлом снегу купаются тетерева-косачи. Перо у них чёрное, брови красные, а хвост, словно лира, загнут в разные стороны. Зимой тетерева на лесной полянке можжевеловую ягоду поклюют, в берёзовой роще серёжками полакомятся, а в дальнем урочище еловой да сосновой хвоей.

Декабрьский день короток. Сизые сумерки сгустились, неприметно переходя в темень4. Сжался косач в комок и, сложив свои крылья лодочкой, нырнул вниз, прямо в сугроб4. А за ним, словно по команде, и остальные птицы попрыгали в белоснежную постель.

Разгуляется ночью метель-пурга, наметёт высокие сугробы. А птицам в мягкой постели и тихо, и тепло. Рыжая кума стороной пройдёт и не сможет заметить.

(По А. Баркову.)

(131 слово.)

Правописание приставок, словарные слова, проверяемые безударные гласные, парные согласные, сложные слова, собственные имена, окончания разных частей речи, суффиксы прилагательных, окончания глаголов, правописание наречий, приложение, однородные члены предложения, обособленные обстоятельства и определения, сложное предложение, сравнительный оборот, вопросительный знак.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Сизые сумерки сгустились, неприметно переходя в темень4. (1 вариант);

Сжался косач в комок и, сложив свои крылья лодочкой, нырнул вниз, прямо в сугроб4. (2 вариант).

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.  

3. Подчеркните в тексте сравнительные обороты.

4. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

2016-2017 учебного года

8 класс

 

ЗАЯЧЬИ ХЛОПОТЫ

С причудами выдалась осень. Сперва залила, отхлестала землю дождём, потом смягчилась и осыпала берёзовым листом4. А ночью внезапно ударил мороз, пошёл снег. И вся земля вокруг засветилась, точно кристальные россыпи.

Повстречался мне как-то заяц. Жмётся он по полям да по ложбинам —* нигде места себе не найдёт. Не успел косой летнюю одежду сменить:* спина бурая, а лапы и голова белые. В таком пёстром наряде его легко заметить и лисе, и волку, и филину4.

Полежал-полежал снег на пригорках и растаял. К тому времени заяц в белый наряд вырядился, как невеста на выданье. Я его на просёлочной дороге увидел, хлопнул в ладоши:

— Берегись!

Заяц припал к земле да как даст стрекача! Несётся как чумовой: не знает, где схорониться лучше. Не до смеха косому. Ведь шуба-то своя, не покупная —* наземь её не скинешь!

(По А. Баркову.)

(129 слов.)

* Сказать детям о постановке тире и двоеточия в БСП.

Правописание приставок, словарные слова, проверяемые безударные гласные, парные согласные, сложные слова, окончания разных частей речи, суффиксы прилагательных, окончания глаголов, правописание наречий, однородные члены предложения, обособленные обстоятельства и определения, сравнительный оборот, сложное предложение, восклицательный знак, прямая речь.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Сперва залила, отхлестала землю дождём, потом смягчилась и осыпала берёзовым листом4. (1 вариант);

В таком пёстром наряде его легко заметить и лисе, и волку, и филину4. (2 вариант).

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.  

3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

4. Подчеркните в тексте сравнительные обороты.