Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Книги Юрия Третьякова

Когда я была маленькой, мне подарили книгу «Алёшин год» Юрия Третьякова.

Она была моей любимой, я в ней раскрашивала картинки, играла в те же игры, что и герой её − пятилетний мальчик Алёша, чьи родители уехали на Север и обещали привезти ему белого медвежонка.

Живёт он у бабушки в деревне Ушинка с котёнком Зубастиком и друзьями: стариком-кумом, Алёнкой да Васильком.

Мне казалось, что я похожа на рассудительную Алёнку, а моя бабушка на Алёшину бабушку, был также и «товарищ», похожий на Пашку-букашку, такой же жадный и трусливый.

Своему сыну Алёше перед сном я читала рассказики из этой книги, некоторые из них по просьбе сына приходилось читать несколько раз: «Бесенята», «Маленькие охотники», «Сам хозяин», «Новая шубка».

Было весело, когда ребятишки после чтения сказки Пушкина о попе и его работнике Балде привязали к своей одежде хвосты и стали озорными бесенятами: натаскали воды, собрали листья, перенесли поленья с улицы во двор и даже прокатились на телеге кума-соседа.

Алеша и бабушка«Сделали всем хвосты из верёвочек. Алёша был самый главный бесенёнок, у него хвост — самый длинный, даже по земле волочился. У Алёнки — чуть покороче, а у Василька — самый короткий.

Прицепили хвосты, пошли бабушке показаться.

Увидела их бабушка с хвостами и удивилась:

— Это что такое?

— Мы бесенята! — объяснил ей Алёша. — Озорничать начинаем!

— Ну, озорничайте, озорничайте, — согласилась бабушка. — Только не очень сильно.

— Мы немножко будем, — пообещал Алёша.

Вышли бесенята на улицу, стали придумывать какое-нибудь озорство. А оно никак не придумывается.

Тут бабушка позвала:

— Эй, бесенята! Подите сюда! — И приказала: — Бегите, принесите ведёрко воды!

Бесенята сходили к колодцу за водой. Все, кто видел их с хвостами, спрашивали:

— Вы кто же такие будете?

— Бесенята мы! — рассказывал Алёша. — Вот они у нас — хвостищи какие!»

Когда Алёша стал охотником с луком, он долго искал, на кого поохотиться, едва не убил маленького птенчика, зато понял, что в живых птиц не надо стрелять.

«Схватил Алёша свой лук за конец, кинул и попал прямо по ветке, где птичик сидел! Бечёвка оборвалась, лук распрямился, опять палкой стал, а птичик на землю шлёпнулся!

Завизжали Алёша с Алёнкой, схватили птичика, начали его рассматривать.

А он — живой, только вялый стал какой-то… Посадишь на землю, а он не сидит, на бок ложится… И глаза закрывает, и клюв открыт… А на ветке весёлый был.

— Чего он? — спрашивает Алёнка.

— Не знаю… — отвечает Алёша.

Посадили птичика обратно на ветку — он падает, лапками не держится…

Закрыли ему клюв — открывает… Пригладили перья — не помогло…

— Это ты его палкой ушиб! — закричала Алёнка на Алёшу. — Умрё-от он теперь… О-о-ой, бедненький…

А тут ещё прилетела такая же коричневая птица, только большая, и хвост длинный; начала скакать по веткам, птичика звать.

— Это его мама! — ахнула Алёнка. — Она принесла ему червяка, а он уми-и-ра-е-ет!..

Заплакала Алёнка, за ней и Алёша заплакал. Сидят охотники, плачут...»

 

 Детство АлёшиЭх, и здорово быть хозяином! Никого дома нет, делай, что хочешь: можно полакомиться мёдом, изюмом, повертеть бабушкину прялку, залезть в погреб, попробовать сметаны, а потом вину за всё сделанное свалить... на петуха.

«— Ладно… — согласилась бабушка. — Пускай будет петух… Тогда, значит, призовём кума, чтоб ему голову оттяпал, да и сварим в супу лапшовом! Не балуйся!

Жалко стало Алёше своего друга-петуха.

Начал он за него заступаться:

— Он нечаянно… упал в погреб… прямо на сметану… она и пролилась… Давай не будем варить?

— Даже не проси!.. — упрямилась бабушка. — А жалко его, красавца нашего! Уж желанный-то: сам зёрнышка не съест, всё — курам! Как-то посадила его под пол, он там зёрнышко нашёл, так всё утро их скликал: мол, зёрнышко нашёл, сюда! И умный, чисто человек! Однако делать нечего, коль это он сметану пролил… Если б не он, тогда другое дело…

Вышел Алёша во двор, поглядел, как петух по двору расхаживает, ничего про суп не знает, вернулся опять к бабушке.

— Ну? — спрашивает бабушка. — Сказать чего-нибудь хочешь?

— Да про петуха… — решился Алёша. — Вспомнил я! Оказывается, он не залетал в погреб!.. Он в сенцы только заходил… крикнул там… А я банку уронил нечаянно…»

Зимой Алёша надел новую шубку, чтобы погулять, а старенькое пальтишко оставил на вешалке. Всем шубкам шубка — хвалят знакомые новую одежду. А ребята шары из снега катают кто больше. Запачкалась шубка и стала горячить Алёшу, пришлось на старое пальтишко поменять.

«Прибежал домой, говорит бабушке:

— Бабушка, давай моё старенькое пальтишко, а эта мешает только!

Заохала бабушка над шубкой, какая она стала…

Алёша старенькое пальтишко надел. Ловко оно наделось — обрадовалось, что опять с варежками и валеночками оказалось.

А про шубку Алёша сказал бабушке:

— Спрячь её обратно в сундук! Пускай там лежит… Я лучше её дома буду беречь, а то на улице в ней играть очень жарко!»

 

Книга про Алёшу и его друзей состоит из четырех разделов: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». В каждом из них по 8 рассказов. Замечательное чтение для ребёнка! Здесь много интересного и смешного: представлены все времена года, есть и поучительное общение со сверстниками и взрослыми, и забавные детские шалости и игры, и добрый юмор, и важные уроки, которые выносят ребята из своих маленьких приключений.

Рисунки И. Казакова, хоть и чёрно-белые, прекрасно соответствуют настрою книги, точно подмечают Алёшины увлечения, передают настроение той или иной главы, удобно располагаются на странице и сопровождают чтение.

Как было бы хорошо, если бы книгу переиздали! У меня первое издание книги: Центрально-чернозёмное книжное издательство, Воронеж, 1974 год.

Прочитайте «Алёшин год» Ю. Третьякова своим детям!


Яндекс.Метрика