Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Тайны графики

Странно всё-таки, мы твёрдо учим буквы алфавита с их звуковыми значениями, но не можем усвоить систему знаков препинания.

А ведь эти знаки, по меткому выражению Чехова, что «ноты при чтении».

Небуквенная графика становится камнем преткновения для тех, кто на компьютере набирает тексты, выполняет индивидуальные задания, учится дистанционно.

На уроке, например, при изучении постановки дефиса в неопределённых местоимениях то один, то другой ученик вместо слова "дефис" произносит слово "тире" и не видит между этими символами никакой разницы. Почему? Да, они похожи своим начертанием, но роль они играют совсем не одинаковую.

Дефис — орфографический знак, а тире пунктуационный. Значит, эти чёрточки важны для разных разделов лингвистики: орфографии и пунктуации. Давайте попробуем выяснить, зачем нужен дефис, какова принципиальная разница его употребления, как не смешивать дефис с тире.

Начнём с самого начала... Давным-давно в русских текстах использовалось сплошное письмо, без пробелов между словами, без каких-либо знаков препинания. Потом появились знаки переноса с одной строки на другую ~ ("съединительный знак") и // ("единитный знак"). Дефис впервые возник в 18 веке как знак переноса и многоточия (три дефиса --- обозначали паузу в речи). В практику письма его ввёл В. Тредиаковский. В 19 веке тоже не было постоянства в употреблении дефиса, его называли то соединительной, то разделительной чёрточкой.

Буквальный перевод с латинского слова "дефис" (divisium) означает "разделение". В типографиях этот знак был разделителем слов, когда нужно было перенести слово на другую строку. Позже в русском языке освоились многие слова-иностранцы, которые в первоисточнике имели дефисное написание. Наконец появилось различие: дефис (- чёрточка!) соединяет, а тире (— черта!) разъединяет.

Сравните, как употребляется дефис в самостоятельных и служебных словах: Иван-да-Марья, мать-и-мачеха, Лос-Анджелес, Ростов-на-Дону, пол-яблока, девушка-красавица, диван-кровать, экс-губернатор, мини-сочинение, люля-кебаб, зюйд-вест, блок-клапан, светло-синий, синий-синий, жарко по-летнему, крест-накрест, еле-еле, кое-где, когда-нибудь, кто-то, триста-четыреста, три-четыре, в сентябре-октябре, из-за, из-под, точь-в-точь, принеси-ка, всё-таки, да-с, о-го-го, баю-бай.

Эти и многие другие слова с дефисом подчиняются орфографическим правилам. Вот почему дефис встречается внутри слов, между их частями (кино-, теле- и видеофильм). Он помогает сократить слова: г-н (господин), 20-летие, ж.-д. (железнодорожный), 5-х классов. Можно с его помощью обозначить морфемы в слове: пре- и при- (приставки), -равн- (корень), -изн- (суффикс), -ый (окончание).

Иногда дефис нужен, чтобы поделить слово на слоги (по-ло-же-ни-е), или показать длительность произнесения слова, когда говорящие находятся далеко друг от друга (— Антропка-а-а! — Чего-о-о-о-о?) или читают по слогам (бы-ло е-му от ро-ду лет два-дцать).

Тире в 18 веке называли "молчанкой", а впервые стал применять его писатель-историк Н.Карамзин. Тире стоит между членами предложения (Мой папа — доктор), часто подаёт сигнал пропуска какого-либо слова в предложении: В саду стояла беседка, а рядом с домом — качели.

Тире отделяет однородные члены от обобщающего слова, части сложного предложения (И ты, и он, и я — все пели. Лес рубят — щепки летят), реплики в диалоге (— Как дела? — Не жалуюсь!), слова в рекламных слоганах (Туристам — отличный отдых!), пояснительную информацию (Моё появление — я это сразу заметил — смутило присутствующих), участвует в маркированном списке, интонационно выделяет смысловые отрезки (Я — к вам, вы — к нему), числовые и собственные названия в определённом промежутке: 5—11 классы, в 2013—2014 учебном году. Пробел ставится, если одна из частей уже имеет пробел: в сентябре — начале октября, на день — на два, раз пять — десять.

Чтобы люди перестали путать дефис и тире, Феликс Кривин сочинил смешную и мудрую сказочную историю «Чёрточка». Знакомимся с нею!

 

Маленькая Чёрточка знала своё дело. Она с большим искусством разделяла самые сложные слова, присоединяла нераспространённые приложения, даже принимала участие в образовании некоторых частей речи. Чего только не перенесла Чёрточка на своём веку — и ни разу не нарушила правил переноса.

Но не бывает же так, чтобы хороший работник долго оставался на своём месте.

Однажды Чёрточку вызвали и сказали:

— Думаем перевести вас на место Тире. Там больше простора, сможете развернуться…

— Но я не справлюсь, — замялась Чёрточка.

— Ничего, справитесь. В случае чего поможем.

И поставили Чёрточку на место Тире — между двумя Дополнениями. А Дополнения эти как раз противопоставляли себя друг другу и поэтому держались на некотором расстоянии. Пока между ними стояло Тире, это им удавалось, но когда появилась Чёрточка, она первым делом постаралась их сблизить.

Что тут началось!

— Отодвиньтесь! — кричало первое Дополнение своему соседу. — Между нами не может быть ничего общего!

— Сами отодвиньтесь! — парировало второе Дополнение. — Я вас и видеть не желаю.

— Остановитесь, остановитесь! — умоляла их Чёрточка. — Не нужно ссориться!

Но её прижали, и больше она ничего не могла сказать.

А Дополнения так разошлись, что на них обратило внимание само Сказуемое, у которого они находились в непосредственном подчинении.

— Прекратите безобразничать! — прикрикнуло на них Сказуемое. — Что тут между вами происходит?

Дополнения сразу притихли. Они понимали, что со Сказуемым шутить не приходится.

— Между нами… — заикнулось первое Дополнение.

— Между нами… — заикнулось второе.

— Между нами какая-то Чёрточка…

— А должно быть Тире…

Только теперь Сказуемое заметило Чёрточку.

— Как вы сюда попали?

— Я здесь работаю. Меня сюда перевели, чтобы я развернулась…

— Вы не можете здесь развернуться, — объяснило Сказуемое. — У вас для этого нет данных.

— У меня нет данных? Посмотрели бы вы, какие я слова соединяла!

Шумит Чёрточка, скандалит, не поймёшь, что с ней произошло. Такая была скромная Чёрточка, такая воспитанная и с работой справлялась неплохо… А вот назначили её на место Тире…

Да, конечно, это была ошибка.

 

Несколько слов теперь о пробеле. При сомнении, как писать слово — раздельно или слитно, ребята часто сокращают расстояние между словами и утверждают, что написано так или иначе, пытаясь извлечь для себя выгоду. Но учителю известны подобные уловки! Кстати, когда вы набираете что-нибудь на клавиатуре, всегда используете межстрочные интервалы и межсловные пробелы (2 %, № 1, § 78).

Среди орфограмм-дефисов, контактов есть орфограммы-пробелы (со мной, под небесной высью, общественно полезный, не был, не зная, не решённый до сих пор, не ворона, не кожаный, не замужем, как бы, как будто). Пробел служит как опознавательный признак многих орфограмм.

Стихотворение Ю. Киреева построено на градации: потеря запятой, использование только  простых предложений, где не надо ставить тире и двоеточия, приводит лирического героя к утрате нравственных ориентиров, к исчерпанности своих возможностей.

 

Человек потерял запятую,
Предложений бояться стал сложных.
Подыскать хочет фразу простую,
Иллюстрацию мыслей несложных.

Восклицательный знак потерял он,
Говорит с интонацией тихой.
Ничего его не возмущало,
Даже самое горькое лихо.

Вопросительный знак вдруг утратив,
Перестал задаваться вопросом.
А ведь был любопытен когда-то,
Но теперь позабыл и про космос.

Двоеточие где-то посеял
И не смог объяснить свой поступок.
В голове лишь кавычки имея,
Сыпал всюду цитатами тупо.

Скучен стал и во всём одинаков,
И дошёл наконец-то до точки...

 

Чтобы мы с вами не «дошли до точки», до предела, до безвыходного положения, давайте обратимся к многоточию, самому загадочному знаку препинания. Когда ученики пишут диктант, как правило, никто из них никогда не использует этого знака. Вы скажете, что и не нужно о нём говорить. Однако в сочинениях особенно при цитировании этот знак встречается часто. Внимательные читатели найдут его в стихотворениях и рассказах тех поэтов, писателей, у кого он стал «любимым». Называют знак то три точки (троеточием), то отточием, то многоточием. А как правильно?

Троеточие — нелитературное слово, по его аналогии писатель Лев Кассиль придумал своё забавное слово «троетётие», когда рассказывал о детстве Лёльки и Оськи в книге "Кондуит и Швамбрания".

Отточие — ряд точек, обозначающих пропуск в предложении или тексте, обычно используется в самом начале фразы (...Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных...).

Многоточие указывает, что предложение почему-то не закончено. В устной речи присутствует определённая интонация — намёк на что-то недоговорённое. На письме же такая пауза выражена многоточием, и читателю нужно самому догадаться, о чём именно умолчал автор. Это фигура умолчания. У Феликса Кривина об этом сказано иронично и образно: «Очередное Слово, которое уже готово было сорваться с пера <...>, видит, что точкам этим не будет конца, и, перебирая в уме все знакомые крепкие слова, отправляется обратно в чернильницу».

У прозаика Ивана Шмелёва многоточия передают волнение, раздумья, воспоминания, глубокие переживания: «У меня слабость... — вот ругались типографщики! — к многоточиям». В наше время многоточие обозначает неожиданный поворот мысли, её многозначность, эмоциональную напряжённость речи, большую паузу, вынужденную или намеренную недосказанность. Многоточие может быть и элементом заголовка стихотворения («Как хороши, как свежи были розы...», «А зори здесь тихие...»).

Делая работу над ошибками в диктанте, ученики были удивлены, что не поставили восклицательный/вопросительный знак, и заявили, что не слышали, с какой интонацией звучало это предложение, хотя в классе нашлись и те, кто знаки поставил правильно. Из-за недостаточного внимания или неразвитого фонематического слуха ученики не различают пауз, восклицательной или вопросительной интонации. Это дело поправимое. Нужно найти смысловые маркеры, которые помогут догадаться, какой именно знак ставить в конце предложения.

У поэта Михаила Светлова спросили, что такое вопросительный знак, он не раздумывая ответил: «Это состарившийся восклицательный!» Очень верное замечание! Да, вопросы что крючочки, вечно не дают покоя, вертятся на языке, заставляют искать ответы и размышлять.

Вопросительный знак нужен для выражения радости или восхищения («Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весною до зари?»), тревоги или сочувствия («Что за отчаянные крики?», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябинка?»), сомнения или недоумения внутри какой-либо цитаты, для побуждения к действию или подтверждения сказанного, для отрицания или утверждения без ожидания ответа (риторический вопрос).

Как же обойтись без восклицательного знака, если нужно выразить восторг, восхищение, потрясение, признание, лесть, волнение, возмущение, иронию, приветствие или прощание! Восклицание может передать жизненное кредо, философию жизни: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (А.С. Пушкин).

Восклицательный знак — самый любимый знак у Гоголя (восторженно-лирические признания «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!», «Скучно на этом свете, господа!»), у Игоря Северянина («Увертюра», или «Ананасы в шампанском!..»), у Владимира Маяковского (названия стихотворений «Вам!», «Нате!», «Долой!», «Даёшь!»).

Хотите потренироваться в различении вопросительного и восклицательного знаков, напишите под чью-нибудь диктовку фрагмент из рассказа А. Чехова:

 

«Отрочество. Иди-ка сюда, я тебя высеку! Где это ты себе нос разбил?  Не беспокой мамашу! Ты не маленький! Не подходи к столу, тебе после! Читай!  Не знаешь? Пошел в угол! Единица! Не клади в карман гвоздей! Почему  ты  мамаши не слушаешься? Ешь как следует! Не ковыряй  в  носу!  Это  ты  ударил  Митю? Пострел! Читай мне "Демьянову уху"! Как будет именительный падеж множественного числа? Сложи и вычти! Вон из класса! Без обеда! Спать пора! Уже девять часов! Он только при гостях шалит! Врешь! Причешись! Вон из-за стола! А ну-ка, покажи свои отметки! Уже порвал сапоги?! Стыдно реветь такому большому! Где это ты мундир запачкал? На вас не напасешься! Опять единица? Когда, наконец, я перестану тебя пороть? Если ты будешь курить, то я тебя из дома выгоню!  За что вы моего сына на второй год оставили?»

 

Самым употребляемым знаком внутри предложения остаётся запятая, и правил, когда нужно ставить одну или пару запятых, много, но разобраться в них обязательно нужно. А то выйдет так же, как у героя Чехова:

 

«Хоть эти запятые взять…— думал Перекладин, чувствуя, как его члены сладко немеют от наступавшего сна.— Я их отлично понимаю… Для каждой могу место найти, ежели хочешь… и… и сознательно, а не зря… Экзаменуй, и увидишь… Запятые ставятся в разных местах, где надо, где и не надо. Чем путаннее бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед „который“ и перед „что“. Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо запятой отделять… Знаю!».

 

Учимся узнавать грамматическую основу, находить и выделять междометия, обращения, вводные отрезки, обособленные и уточняющие члены, прямую речь, диалоги. Не путаем предложения с однородными членами и сложные предложения. Сейчас значительно реже употребляется точка с запятой, чем одиночная или парная запятая.

Среди графических средств есть сноска *, косая или дробная черта, используемая как знак альтернативности, отношений, сокращений, описания, обозначения, например: и/или, доллар/евро, р/с (расчётный счёт), дерев/янн/ый (деление на морфемы в словарях). Встречаются апостроф (Оʾ Генри), знак ударения (срéдства), скобки круглые (1), квадратные [фсʾó], наклонные (Пастухова Л.С. О трёх точках / Русский язык в школе), фигурные { }, треугольные <...>. Даже кавычки имеют свои различия! Каждый вид имеет своё название: лапки “ ”, ёлочки « », марровские ‘  ’.

Обо всём многообразии знаков можно узнать в Своде правил русской орфографии и пунктуации под редакцией В.В. Лопатина (2006).

 

Литература


1. Гольцова Н.Г. Тургеневское многоточие /Русский язык в школе. — 2003. — № 5.

2. Дружинина Т.В. Точка, точка, запятая... (Лингвистическая игра для старшеклассников) / Русский язык в школе. — 2009. — № 4.

3. Онацкая О.И. Из истории дефиса в русском языке / Русский язык в школе и дома. — 2004. — № 4.

4. Острикова Т.А. Небуквенные графические знаки и их функции: лингвометодический аспект / Русский язык в школе. — 2008. — № 6.

5. Пастухова Л.С. О трёх точках / Русский язык в школе. — 1985. — № 6.

6. Соколова Г.П. Так ли просты «простые» знаки препинания / Русский язык в школе. — 2006. — № 6; 2007. — № 1.

Комментарии  

Velda
# Velda 13.05.2017 03:06
I'm for the first time here. I found this board and I find It truly useful, it helped me out much.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Miriam
# Miriam 14.04.2017 14:07
It's appropriate time to make a few plans for the longer term
and it is time to be happy. I've read this submit and if I may
just I desire to suggest you few fascinating issues or suggestions.
Maybe you could write next articles referring to this article.
I wish to read more issues approximately it!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Яндекс.Метрика