Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Скульптура из песка

Когда простое предложение осложнено обращением, сразу понятно, кому адресована речь.

По обращению можно выяснить также социальный статус, положение, профессию, степень близости между говорящими, родство.

Обычно обращение помогает установить контакт с каким-либо лицом, побудить собеседника к какому-то действию или выразить своё отношение.

Контакт, принимающий официальный характер, складывается между чужими, посторонними людьми. Контакт заочный возникает, когда к читателям обращается автор, писатель. Его цель: воздействовать на собеседников, вызвать внимание к какому-либо событию. Вот почему обращения чаще всего встречаются в предложениях побудительных и вопросительных.

В качестве обращения используются не только собственные, но и нарицательные существительные в форме Имен. падежа. Они называют людей, животных, предметы и природные явления. К обращениям могут присоединяться притяжательные местоимения (Ты играй, моя скрипочка...), оценочные прилагательные (Пошёл отсюда, стручок!).

Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, и есть определение обращения. Очень важно не перепутать обращение с подлежащим, которое тесно связано со сказуемым и другими членами предложения.

Обращение никогда само не является членом предложения. Его выделяет из предложения особая интонация - звательная, поэтому нужно ставить выделительные знаки препинания - запятую/запятые или восклицательный знак.

Некоторые прилагательные, причастия, очень редко числительные и местоимения могут заменять имена существительные, выступая в роли обращения: Хорошая, любимая, мы от тебя далеко. Первый, вышел вперёд! Эй, ты, шевелись!

Различаются нераспространённые (состоят из одного слова) и распространённые обращения (состоят из нескольких слов, в их составе могут быть согласованные или несогласованные определения, приложения):

Расти, брат, расти! Эх, Лёнька, коммунар мой! Как же я без тебя, красавица моя? Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный.

В поэтической и разговорной речи возможно использование обращений с частицами О, А. Эти частицы "прилипают" к обращениям и тогда никак не выделяются на письме знаками препинания:

Расступись, о старец-море! Не хочу, о други, умирать! Иван, а Иван! Погляди же на меня!

В предложении обращение занимает любое место, находясь и в начале, и в середине, и в самом конце:

Петро-о! Чай пить… — звал дядя Никита. Хозяйствуй, сынок, привыкай! А сапоги-то сними, Гусь Иваныч.

Обращения встречаются в диалогах и прямой речи художественного и разговорного стилей:

— Эх вы, Кузяевы, до чего ферму-то довели! — выговаривала Александре Ульяна Краюхина.

— Ладно, Степаныч, не расстраивайся. Мой отнесёт, — сказала Ульяна.

Когда я подходил к нему, он тихонько дёргал меня за нос: «Погоди, Лёнька, стриж глупый, погоди… разведём мы с тобой сад».

В ораторской, поэтической  и деловой речи тоже нельзя обойтись без обращений:

Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится... (из речи К. Минина).

Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней! (Ф. Тютчев).

Уважаемые господа! Уважаемые коллеги!

Когда в поэзии обращаются к неодушевлённому предмету, животному, к отсутствующему лицу, то используют риторическое обращение, повторы, устаревшие формы:

Что, дремучий лес, призадумался? (А. Кольцов.)

О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? Чего тебе надобно, старче? (А. Пушкин.)

Теперь нужно тренироваться и находить обращения, давать им характеристику, правильно расставлять знаки препинания. Покажем образцы рассуждений.

Пример 1.

— Разбирай, ребята!

В односоставном определённо-личном предложении нераспространённое обращение, выраженное нарицательным собирательным существительным, находится в конце. Данное предложение простое, побудительное, восклицательное.

Пример 2.

— Ах вы, жульё базарное! — побагровела Матрёна и, выскочив из-за стола, бросилась к мальчишке.

В предложении с прямой речью в реплике выражена неодобрительная оценка по отношению к тому, к кому обращена речь. Распространённое обращение стоит в самом конце восклицательного неполного предложения.

Пример 3.

— В чём дело, граждане?

Вопросительное предложение содержит нераспространённое обращение, выраженное нарицательным существительным, которое стоит также в конце. Само обращение имеет официальный характер.

Предлагаем найти и выписать обращения в предложениях из рассказов писателя А. Мусатова. Знаки препинания все расставлены.

 

ЗАДАНИЕ

Найдите и выпишите из предложений обращения.

1) Вы ешьте картошку-то, со свининой жарила.

2) Эх вы, родная кровь!

3) — Всё он, братец мой разлюбезный, — мрачно отозвался отец.

4) Ну как, бригадиров сын, всё в порядке или есть какие упущения?

5) Ах такой-сякой, ах мошенник! Куда мешок потащил, куда?

6) — Спишь, голубятница! — закричал Колька.

7) — Ой, ребята, я сейчас! — смущённо забормотала Клава.

8) — Вить, смотри, — позвал Колька приятеля.

9) — Тихо ты, слушай, — шёпотом перебил его Колька.

10) — Тётя Матрёна, вы ж задушите его! — взмолилась Клава, видя, как ворот рубахи врезался в Борькину шею.

11) — Ничто ему, нехристю!.. Ишь какую моду взял! Тётка из дому, а он все калитки настежь. Входи, кому не лень, пасись на чужом ягоднике!

12) — Да нет же, тётенька! — вырвалось у Клавы. — Борька тут ни при чём…

13) — Клавка, да скажи ты маме. Это же неправда!

14) — А ну, не хнычь! — прикрикнул на него худенький чернявый Федя Сушков. — Разнюнился тоже… плакса-вакса.

15) — Ты что, голубушка, белены объелась?..

16) — Нет уж, гражданочка, придётся пройти, — сказал милиционер.

17) — Ведь правда, племяш? Ну, скажи им…

 

Ответы на задание

1) -----

2) родная кровь

3) братец мой разлюбезный

4) бригадиров сын

5) такой-сякой, мошенник

6) голубятница

7) ребята

8) Вить

9)  -----

10) Тётя Матрёна

11) кому не лень

12) тётенька

13) Клавка

14) плакса-вакса

15) голубушка

16) гражданочка

17) племяш

 

ТЕСТ

1. Найдите в предложениях и выпишите обращения (знаки препинания не расставлены). Ответ запишите словами.

1) С вашего позволения мы осмотрим больную.

2) Извини друг мой но я с просьбой и надеждой.

3) Как вы намереваетесь приступить к лечению?

4) Дамы и господа! Я горжусь тем обстоятельством что на моём празднике присутствует столько молодежи.

5) О Надя наизусть знала то что излагал Игорь Антонович.

Ответ: ____________________________    .

2. Найдите в предложениях и выпишите обращения (знаки препинания не расставлены). Ответ запишите словами.

1) О тихий Амстердам зачем я здесь?..

2) В каждом сердце возникает и томит и увлекает образ твой.

3) Предлагаем вам принять участие в кинофестивале!

4) Ты не прячь глаза свои бесстыжие!

5) — А ты зачем шлем надевал Борисыч? — вдруг спрашивает Федор.

Ответ: ____________________________    .

3. Найдите в предложениях и выпишите обращения (знаки препинания не расставлены).

1) Знаешь меня возмутило поведение Тамары.

2) Вот ваша книга мадемуазель.

3) Он  был любимцем покойного царя Александра III.

4) Тебе товарищ Метелькин скажу первому: в совхоз «Полуденный» привезли тело погибшего героя.

5) Получив письмо генерал не вскрывая отдавал его дочери.

Ответ: ____________________________    .

4. Найдите в предложениях и выпишите обращения (знаки препинания не расставлены). Ответ запишите словами.

1) Ну что вам от меня надо?!

2) Дяденька больше не буду простите я нечаянно.

3) Ты говоришь о мальчике исполнявшем роль Бруннера?

4) Вот красавица-то моя гляди Трофимыч!

5) А зовут вас Матвей?            

Ответ: ____________________________    .

5. Найдите и выпишите обращение. Ответ запишите словами.

1) Кто ваши папа, мама, дедушка, прабабушка?

2) Жарников моя фамилия.

3) Дорогая Клара! Приветствуем твое существование...

4) Да я же не писательница.

5) Разрешите пригласить вас, — галантно раскланялся перед ней Анатолий.

Ответ: ____________________________    .

 

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

1. друг мой, дамы и господа

2. О тихий Амстердам, Борисыч

3. Мадемуазель, товарищ Метелькин

4. дяденька, Трофимыч

5. дорогая Клара

 

Литература

 

1. Брыкова А.А. Функции обращения (на материале детского журнала "Чиж" 1930-1941 гг.) / Русский язык в школе. - 2015. - №8.

2. Основитина Г.А. Обращение и омонимичные ему конструкции / Русский язык в школе. - 1998. - №2.

3. Останин А.И. Косвенное обращение в русском языке / Русский язык в школе. - 1998. - №2.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1965.

Яндекс.Метрика