Поиск на сайте

Мой Сергей Есенин

Среди поэтов XX века, самобытных, эмоциональных, есть тот, чьё творчество связано с трепетной любовью к родному краю, природе и женщине. Это Сергей Есенин.

Его называли «органом, который создан исключительно для поэзии». Полагаю, с этим невозможно не согласиться: на чутких струнах поэтического сердца Есенин сумел раскрыть музыку своей нежной души.

Прелесть поэзии С.А. Есенина для себя я открыла ещё в детстве: до сих пор я представляю себе белую берёзу, прикрытую снегом «точно серебром», чувствую необыкновенно душистый аромат черёмухи, завившей свои кудри, вижу снежную равнину, белую луну, словно саваном укрытую «нашу сторону».

Одно из моих любимых стихотворений ― «О красном вечере задумалась дорога…» Здесь мне близко прежде всего непосредственное любование деревенской природой:

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадётся мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Как здесь всё красиво, волшебно и загадочно! И задумчивая дорога, и туманная глубина с кустами рябины, и изба, похожая на старуху, и мгла на дворе, и синь стекла, и галочья игра… А какая звучная метафора «пахучий мякиш тишины…»! Эти ёмко и точно сцепленные слова заставляют каждый раз по-новому смотреть на красоту окружающего мира. В стихотворении появляется философский мотив, навевающий грусть, заставляющий задуматься о бренности жизни:

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

О ком грустит лирический герой? О тех, кто уже не может топтать траву, бегать по рощам, любоваться прелестью вечной природы…

Особенно необычны и интересны, на мой взгляд, стихи Есенина о любви. Страстный, постоянно увлекающийся герой, словно хмельной, упивается своей молодецкой силушкой, никого и ничего не боится:

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

В стихотворении «Голубая кофта. Синие глаза...» без своей любимой герой остро чувствует одиночество, а на сердце у него «метель»:

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель,

У меня на сердце без тебя метель».

Очень откровенно и просто звучит тема любви в стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь...». Лирический герой говорит о ветрености и непостоянстве своей избранницы:

Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Увы, все вопросы останутся без ответов, да и знает герой правду, хоть и просит поделиться с ним самым тайным, сокровенным. Как жаль ему «распылять безрадостные дни»! Герой убеждён в том, что если он когда-то и встретит эту женщину вновь, то это его нисколько не взволнует:

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжёшь.

Укрепившийся в моём сознании образ крестьянского поэта-гуляки Есенина рассыпается, когда я внимательно перечитываю стихотворение «Заметался пожар голубой...». В первый раз услышав эти строки, я даже не знала, что они принадлежат Сергею Есенину. Положенные на плавную гитарную музыку, они звучали на концерте, и случилось это, когда я ещё только открывала для себя мир поэзии, а творчество Есенина знала лишь по нескольким стихотворениям о природе.

Настроение лирического героя ― целая гамма сложных, мучительных переживаний. Он «отрекается скандалить», пить, и плясать, и «терять свою жизнь без оглядки», только бы его любимая не ушла к другому:

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Не могу не возвратиться к тем строкам вновь. В них я вижу поэта таким искренним и честным, каким, наверное, он был в глубине души. Каждая строка ― исповедь.

Лирический герой говорит о женщинах, о «зелье», о кабаках ― и всё это противопоставлено «злато-карему омуту» глаз любимой женщины. Пленённый ею, он уже не может быть прежним, и жизненные роли меняются: теперь он не соблазнитель, а соблазнён сам. Он готов пойти за возлюбленной «хоть в свои, хоть в чужие дали», способен изменить не только привычный образ жизни, но и оставить «родимые» места. Вероятно, не только родной дом, но и семью. Герой обращается к девушке, желая, «чтоб, прошлое не любя», она уйти не смогла к другому. Слова передают неуверенность и страх, что с ним теперь могут поступить так, как он привык делать сам.

«Заметался пожар голубой...» для меня ― это отражение истины о том, что настоящая любовь меняет человека. С лирическим героем Есенина произошли какие-то важные изменения. Очевидно одно: его жизнь уже не будет прежней. Возможно, разочарованный этой любовью, он познает настоящее несчастье. Или же всё будет с точностью до наоборот.

Я вспоминаю историю отношений Сергея Есенина с Августой Миклашевской, вспоминаю его жизненный путь и убеждаюсь в том, что в данном стихотворении лирический герой является двойником самого Есенина. Вся душа поэта наизнанку ― открытая, ранимая, пылкая. И его чувство, пусть в чём-то и отчаянное, от этого лишь прекраснее. Именно такому чувству стоит посвящать стихи.

Чем близка мне поэзия Есенина? Ежеминутной меняющейся палитрой красок, динамичным перевоплощением форм и настроений, умением откровенно и доверительно делиться с читателем своими мучительными переживаниями. В творчестве поэта много полунамёков и недосказанности, но есть и та особая искренность, которая подкупает, вызывает ответный отзвук.

Несколько стихотворений любимого поэта, но я смогла прочувствовать того Есенина, который особенно мне дорог, которого сумела понять я, «моего Есенина».

Автор: Лисова Екатерина

Яндекс.Метрика