Главная
images/slideshow/fact7.jpg

Разберёмся с особенностями разбора местоимений. Важно без ошибок и колебаний определять, какую часть речи оно заменяет и к какому разряду относится.

Нужно знать и общее грамматическое значение местоимений: оно всегда указывает, но не называет.

Постоянные признаки личных местоимений заметно отличаются от признаков других разрядов.

Повторите материал о местоимениях, для этого сравните 3 таблицы. Затем выучите план разбора и попробуйте сами сделать несколько вариантов разборов. используйте приведённые ниже образцы. Кстати, непринципиально, где указывать начальную форму и вопрос: в первой или в какой-либо другой части. Обратите внимание на отсутствие непостоянных признаков у притяжательных местоимений его, её, их.

 

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ

 

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки:

Постоянные (П.п.):

- разряд (у всех),

- лицо (только у личных),

- число (только у личных),

- род (только у личных в 3 лице).

Непостоянные (Н.п.):

употреблено в форме

- падеж,

- число (кроме личных).

3. Синтаксическая роль местоимения.

 

Текст из рассказа Анатолия Алексина "Подумаешь, птицы!.."

Найдите местоимения и выполните их морфологический разбор:

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. "Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?"

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика - для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени...

 

Вот сколько местоимений в тексте:

Никто, её, мы вам, они, он, ты, мною, себя, его - местоимения-существительные.

Все, наша, сам, ту, своего, которая, самым, всему, этому - местоимения-прилагательные.

Нескольких - местоимение-числительное.

 

Теперь выполним морфологический разбор этих местоимений:

1. Никто – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в И.п.
3. не называл (кто?) никто – подлежащее.

 

1. Её – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) её – дополнение.

 

1. Мы – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Покажем (кто?) мы – подлежащее.

 

1. Они – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Кричали (кто?) они – подлежащее.

 

1. Он – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед.ч.
Н.п. – в  И.п.
3. Умел гасить (кто?) он – подлежащее.

 

1. Ты – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Доволен (кто?) ты – подлежащее.

 

1.  Мною – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2.  Н.ф. – (кто?) я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Т.п.
3. Ты доволен (кем?) мною – дополнение.

 

1. Себя – м.-с., т.к. указывает на субъект, но не называет его.
2. Н.ф. нет формы И. п. - себя
П.п. – возвратное.
Н.п. – в Р.п.
3. Вытаскивала (для кого?) для себя – дополнение.

 

1. Его – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) его – дополнение.

 

1. Все – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное.
Н.п. – в И.п., во мн.ч.
3. Называли (кто?) все – подлежащее.

 

1. Наша – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) наш
П.п. – притяжательное.
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р.
3. Лёля (чья?) наша – определение.

 

1. Сам – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (каким образом?) сам
П.п. – определительное.

Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Он умел гасить (как? каким образом?) сам – обстоятельство.

 

1. Ту – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) тот
П.п. – указательное
Н.п. – в В.п., в ед.ч., в ж.р.
3. Сторону (какую?) ту – определение.

 

1. Своего – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) свой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Торжества (какого?) своего – определение.

 

1. Которая – м.-п., т.к. указывает на отношения между частями сложноподчинённого предложения.
2. Н.ф. – (какой?) который
П.п. – относительное
Н.п. – в И.п., в ж.р., в ед.ч.
3. С мамой, которая... – подлежащее.

 

1. Самым – м.-п., т. к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) самый
П.п. – определительное
Н.п. – в Т.п., в ед.ч., в м.р.
3. Кубком (каким?) самым дорогим – определение.

По мнению некоторых учёных, слово "самым" в данном словосочетании можно считать формообразующей частицей, которая служит для образования превосходной степени прилагательного "дорогой".

 

1. Всему – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное
Н.п. – в Д.п., в ед.ч., в м.р.
3. Верил (чему?) всему – дополнение.

 

1. Нескольких – м.-ч., т.к. указывает на неопределённое количество, но не называет его.
2. Н.ф. – (сколько?) несколько
П.п. – неопределённое
Н.п. – в П.п., во мн.ч.
3. Пролетал (как далеко?) в нескольких миллиметрах – обстоятельство.

 

Тренировочные задания с самопроверкой

 

Произведите морфологический разбор указанных местоимений.

 

Никого3 не вижу, никого не знаю.

Над тобой3 небо  светлое.

В неё3 нужно налить воды.

Того3, кто украл, я не нашёл.

С ним3 я дружил давно.

Твой3 подарок мне очень дорог.

Какие-то3 проблемы?

Мой3 дом - моя крепость.

Мне3 нечего3 искать здесь.

Есть тут кто-нибудь3?

Им3 это не нужно.

Эти3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

Нас3 беда обошла стороной.

Чем3 тебе помочь?

Я не ждал никакой3 помощи.

Вам что-нибудь3 нужно?

 

САМОПРОВЕРКА

 

Никого3 не вижу, никого не знаю.

 

1. Никого – м.-с., т.к. указывает на отсутствие лица и не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в Р.п.
3. не вижу (кого?) никого – дополнение.

 

Над тобой3 небо светлое.

 

1. (над) тобой – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Т.п.
3. Над (кем?) тобой – дополнение.

 

В неё3 нужно налить воды.

 

1. (в) неё – м.-с., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., ж.р.
Н.п. – в В.п.
3. налить (во что?) в неё – дополнение.

 

Того3, кто украл, я не нашёл.

 

1. Того – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) тот
П.п. – указательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Не нашёл (кого?) того – дополнение.

 

С ним3 я дружил давно.

 

1.  (С) ним – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2.  Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., м.р.
Н.п. – в Т.п.
3. дружил (с кем?) с ним – дополнение.

 

Твой3 подарок мне очень дорог.

 

1. Твой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) твой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Подарок (какой?) твой – определение.

 

Какие-то3 проблемы?

 

1. Какие-то – м.-п., т.к. указывает на неопределённый признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) какой-то
П.п. – неопределённое в значении вопросительного.
Н.п. – в И.п., во мн. числе
3. проблемы (какие?) какие-то – определение.

 

Мой3 дом - моя крепость.

 

1. Мой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) мой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. дом (какой?) мой – определение.

 

Мне3 нечего искать здесь.

 

1. Мне – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Д.п.
3. искать (кому?) мне – дополнение.

 

Мне нечего3 искать здесь.

 

1. Нечего – м.-с., т.к. указывает на отсутствие предмета и не называет его.
2. Н.ф. – нечего (нет формы Им. п.)
П.п. – отрицательное
Н.п. – в Р.п.
3. искать (что?) нечего – дополнение.

 

Есть тут кто-нибудь3?

 

1. Кто-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённое лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь
П.п. – неопределённое
Н.п. – в И.п.
3. есть (кто?) кто-нибудь – подлежащее.

 

Им3 это не нужно.

 

1. Им – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., мн.ч.
Н.п. – в  Д.п.
3. не нужно (кому?) им – дополнение.

 

Эти3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

 

1. Эти – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) этот
П.п. – указательное
Н.п. – в И.п., во мн.ч.
3. дожди (какие?) эти – определение.

 

Нас3 беда обошла стороной.

 

1. Нас – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в Р.п.
3. обошла (кого?) нас – дополнение.

 

Чем3 тебе помочь?

 

1. Чем – м.-с., т.к. указывает на вопрос.
2. Н.ф. – (что?) что
П.п. – вопросительное.
Н.п. – в Т.п.
3. помочь (чем?) чем – дополнение.

 

Я не ждал никакой3 помощи.

 

1. Никакой – м.-п., т.к. указывает на отсутствие признака и не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) никакой
П.п. – отрицательное.
Н.п. – в Р.п., ед.ч., ж.р.
3. помощи (какой?) никакой – определение. 

 

Вам что-нибудь3 нужно?

 

1. Что-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь
П.п. – неопределённое.
Н.п. – в В.п.
3. нужно (что?) что-нибудь – дополнение.

Комментарии  

Марина
# Марина 11.05.2017 22:47
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, морфологический разбор местоимения в предложении: Будет смех наш раздаваться. У нас спор про число, множ. или ед.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 13.05.2017 21:57
Извините за задержку с ответом, были проблемы с вирусной атакой на сервер. В данном предложении используется слово "смех". Оно имеет форму только единственного числа. Притяжательное местоимение с ним согласуется в роде, числе и падеже: нашего смеха, нашему смеху, нашим смехом. Как видим, местоимение употребляется в единственном числе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Лизавета
# Лизавета 06.12.2016 22:21
Помогите сделать разбор местоимения их, из предложения: ...интересовалс я происхождением славян, нравами и обычаями славянских племён, их историей. Заранее спасибо:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 07.12.2016 00:30
1. Их (историей) – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) их
П.п. – притяжательное.
Н.п. – мн.ч., неизменяемое
3. Историей (чьей?) их – определение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
сабина
# сабина 30.11.2016 18:59
Помогите сделать морфологический разбор местоимение "таким".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 30.11.2016 22:40
1. Таким – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) такой
П.п. – указательное
Н.п. – в Т.п., в ед.ч., в м.р.
3. Словом (каким?) таким – определение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
элмира
# элмира 30.05.2016 13:30
Нужен морфологический разбор местоимений в предложении: Каждый день некто встречал этого моего друга.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 30.05.2016 20:18
1. Каждый (день) – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) каждый
П.п. – определительное.
Н.п. – в В.п., в ед.ч., в м.р.
3. Встречал (когда? как часто?) каждый день – обстоятельство времени.

1. Некто – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет или лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) некто
П.п. – неопределённое.
Н.п. – в И.п.
3. Встречал (кто?) некто – подлежащее.

1. Этого – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) этот
П.п. – указательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Друга (какого?) этого – определение.

1. Моего – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) мой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Друга (чьего?) моего – определение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Екатерина22
# Екатерина22 10.05.2016 20:06
Помогите сделать морфологический разбор местоимение кто
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 10.05.2016 21:50
В предложении: Кто не пришёл на урок? - слово "кто" является вопросительным местоимением, так как указывает на вопрос. А в предложении: Я знал, кто не пришёл на урок. - оно относительное, указывает на отношения между частями сложноподчинённ ого предложения. Синтаксическая роль - подлежащее. Непостоянные признаки одинаковы: употребляется в форме Им. п.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Просточёк
# Просточёк 05.05.2016 18:49
Помогите мне нужно сделать морфологический разбор слова "предложение"
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 05.05.2016 22:19
На данной странице идёт речь о разборе местоимений, а слово "предложение" является именем существительным .
Перейдите по ссылке ruslita.ru/.../435-morfologicheskij-razbor-sushchestvitelnogo
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Никита
# Никита 05.05.2016 09:48
Можете пожалуйста разобрать местоимение в предложении:" Убедиться в какой-либо правоте". Очень нужно
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 05.05.2016 22:13
1. (в) какой-либо (правоте) – м.-п., т.к. указывает на неопределённый признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) какой-либо
П.п. – неопределённое.
Н.п. – в П.п., в ед. числе
3. В правоте (какой?) какой-либо – определение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Влад
# Влад 12.04.2016 20:14
Мне нужен морфологический разбор слова чем-нибудь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 13.04.2016 00:38
С чем-нибудь поздравить?
1. С чем-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (что?) что-нибудь
П.п. – неопределённое.
Н.п. – в Тв.п.
3. Поздравить (с чем?) с чем-нибудь – косвенное дополнение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
давиддд
# давиддд 01.11.2015 18:34
Мне нужен морфологический разбор местоимения его.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 01.11.2015 21:41
Если это слово находится в словосочетании "его плечо", то разбор такой:
1. Его – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) его
П.п. – притяжательное, м.р, ед.ч.,
Н.п. – неизменяемое.
3. Плечо (чьё?) его – определение.
Если это личное местоимение, смотрите разбор в материале.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Аиша
# Аиша 14.04.2015 20:35
Помогите сделать м.р. кто?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 14.04.2015 21:38
В предложении: Кто не пришёл на урок? - слово "кто" является вопросительным местоимением, так как указывает на вопрос. А в предложении: Я знал, кто не пришёл на урок. - оно относительное, указывает на отношения между частями сложноподчинённ ого предложения. Синтаксическая роль - подлежащее. Непостоянные признаки одинаковы: употребляется в форме Им. п.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 04.04.2015 19:16
Нет предложения, поэтому трудно сделать разбор. Посмотрите пример выше - слово "ту". Разница лишь в форме рода и числа.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Егор2002007
# Егор2002007 04.04.2015 10:42
Помогите разобрать местоимение то.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Айлина
# Айлина 27.05.2014 17:57
Помогите, пожалуйста, сделать морфологический разбор местоимения: Мы всё знали о нём.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
helena30
# helena30 27.05.2014 20:11
В предложении нас интересуют местоимения "о нём" и "всё".
1. (О) нём – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед.ч.
Н.п. – в П.п.
3. Знали (о ком?) о нём – дополнение.

1. Всё – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное
Н.п. – в В.п., в ед.ч., в ср.р.
3. Знали (что?) всё – дополнение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
helena30
# helena30 28.04.2014 21:42
1. Сколько – м.-ч., т.к. указывает на неопределённое количество, но не называет его.
2. Н.ф. – (сколько?) сколько
П.п. – относительное
Н.п. – в И.п.
3. Не знал (чего?) сколько лет – составное именное сказуемое в безличном предложении.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Аля
# Аля 28.04.2014 19:14
Помогите, пожалуйста, разобрать местоимение "сколько": Они не знали,сколько ему лет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Анастасия01
# Анастасия01 27.04.2014 15:57
Мне нужен морфологический разбор местоимения "сами, самый"!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 27.04.2014 21:02
Анастасия! Вне предложения эти местоимения можно разобрать с ошибкой. Слово 1. сами - местоимение, указывает на предмет, но не называет его. Н.ф. – (кто?) сами П.п. определительное , Н.п. стоит в И.п., во мн.ч. Сами сделаем (кто?) сами – подлежащее.
Второе слово, видимо, служит для образования превосходной формы прилагательного . Пример такого разбора есть.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Кристя
# Кристя 14.04.2014 14:27
Мне надо морфологический разбор местоимения "я".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 14.04.2014 19:50
1. Я (иду) – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. иду (кто?) я – подлежащее.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
андрей
# андрей 17.03.2014 00:08
Спасибо...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Тара кашка
# Тара кашка 02.12.2013 21:45
Спасибо огромное!)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
sevka
# sevka 01.10.2013 20:24
Он (она) учится - глагол, обозначает действие предмета. Н.ф. учиться
П.П. несов. вид, непереход., возврат., II спр.
Н.П. в изъявит. наклон., наст. врем., 3 лице, ед.ч.
В предложении простое глагольное сказуемое.
Глагол "учимся" разбирается так же, только лицо 1 и множ. число.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
таня
# таня 01.10.2013 15:59
Мне нужен морфологический разбор слов "учится" и "учимся"!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Эмиль
# Эмиль 11.03.2016 19:02
Мне нужен морфологический разбор слова не о ком.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Колесникова Елена
# Колесникова Елена 11.03.2016 21:23
Допустим, это слово взято из предложения "Мне не о ком мечтать".
1. Не о ком – м.-с., т.к. указывает на отсутствие лица и не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в П.п.
3. мечтать (о ком?) не о ком – косвенное дополнение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Яндекс.Метрика