Поиск на сайте

images/slideshow/fact36.jpg

Мне читают, я мечтаю

В жизни всегда приходится что-то выбирать. И книги в том числе. От чего зависит выбор читателя? Какие предпочтения преобладают?

Наверное, среди нас много искателей приключений, поклонников волшебных и необъяснимых явлений, потому что книги приключенческие, фантастические всегда пользуются первостатейным выбором.

Увлекательное чтение уносит читателя в мир странствий, невиданных историй, тайн и загадок.

Привыкший к логике и фактам, человек возьмёт в руки томик детективных рассказов и будет наслаждаться дедукцией по примеру Дюпена, Шерлока Холмса, мисс Марпл, Пуаро, комиссара Мегрэ, отца Брауна. Романтичный человек не останется равнодушным к любовной истории, такой же длинной и запутанной порой, как сама жизнь. Кто-то, может быть, начнёт читать сборник фельетонов и юмористических рассказов. Тонкий лирик не расстанется с томиком стихов, а философ найдёт полезное в беллетристике. Выбор читателя – дело вкуса, и с этим не поспоришь.

Взрослым легче сделать выбор, они люди искушённые, за их плечами советская школа, когда читали только то, что проходило проверку на соответствие политике партии и очередному съезду. От «выморочной» литературы не осталось и следа: читай, что хочешь.

Детям осуществить свой выбор помогают родители, первая учительница, детская библиотека, детские журналы, кино. Хорошо, если книга стала для ребенка другом, лучшим подарком, полезным отдыхом. И всё-таки не для всех это действительно так. Вот почему над проблемой детского чтения задумались педагоги и стали искать средства, чтобы привить любовь к книге.

Неужели дети ничего не читают? Ведь им выдают списки для летнего чтения, заставляют вести читательские дневники. Разве это не приносит результатов? Приносит. Списки неинтересные, кому охота читать классику. Читательский дневник как наказание. Впрочем, нет. Все названные способы только тогда приносят пользу, если ложатся на подготовленную почву.

Когда ребенок видит, что его одноклассники с жаром обсуждают книгу и приносят её в школу на урок, а она оказывается такой интересной и необычной, потому что издана разными издательствами, оформлена яркими рисунками, он понимает: надо найти такую же книгу, чтобы не отстать от других. «Как! Ты не читал «Гарри Поттера»?! Ну, ты даёшь!» - слышит он от своего товарища, испытывает неловкость и стыд – чувства, помогающие убедить лучше каких-либо слов. Вот такой верный тон задаёт коллектив.

Не ошибёмся, если назовём самой читаемой в мире детской книгой в ХХ веке сказку Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Мы знаем эту сказку в переводе Норы Галь (Гальперина Элеонора Яковлевна: 1912—1991).

В каждой хорошей книге есть заветная мысль, ради которой писатель не спал по ночам, думал, перечеркивал уже напечатанное, снова сочинял — в надежде, что его поймут. Почему грустную сказку о взрослых Сент-Экзюпери рассказывает детям? Ведь дети за взрослых не отвечают. "Все взрослые сначала были детьми, — напоминает автор, — только мало кто из них об этом помнит". Когда же человек забыл все самое главное, разговаривать с ним бесполезно, верно? Потому-то книжка адресована не взрослым, а детям. В ней надежда, что когда дети вырастут (а ведь это стучится уже скоро), то сумеют сохранить в своей душе всё самое главное из детства: интерес к миру, в котором мы живём, верность друзьям, отвагу и жажду справедливости.

Маленький принц — мальчик-инопланетянин прилетел с планеты Астероид В-612 и встретил пилота, у которого сломался самолёт.

У путешественника золотые волосы и шарф, до прибытия на Землю он владел розой, тремя вулканами, из которых один был потухший. Ему попадались крохотные планеты со своими жителями. Маленький принц встретил короля без подданных, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа и, наконец, лётчика, застрявшего в пустыне из-за поломки мотора. С ним-то он и подружился, а потом снова улетел на свою планету.

Что было бы с Маленьким принцем, если бы не Лис? Наверное, он так ничего бы и не понял. Ведь он прилетел с маленькой планеты — чуть больше его самого. А Земли огромна, и на ней очень много людей. Маленький принц обрадовался — ему так не хватало друга, но люди куда-то торопились. Они так спешили, что ничего вокруг не замечали. Им некогда было разговаривать с Маленьким принцем.

Эти странные люди, которым было всё время некогда — некогда смотреть на звезды, некогда дружить, некогда улыбаться, — назывались взрослыми. Они даже не заметили Маленького принца.  Так и бродил он по Земле в одиночестве.

Однажды он увидел цветущий сад. О, это было огромное горе! Ведь Маленький принц покинул свою планету потому, что поссорился с капризным цветком. Где бы мальчик ни странствовал, он помнил о нём, думал, что его роза одна-единственная в целом свете, и вдруг увидел сто тысяч точно таких же роз! Маленькому принцу от этого открытия стало так обидно, что он лег в траву и заплакал.

Вот тут-то и появился Лис! Самый обыкновенный:  рыжий и пушистый. Маленькому принцу было очень грустно, и он попросил: "Поиграй со мной"! Лис же сердито ему отвечал, что играть с ним не может, потому что не приручен. "А как это — приручить?" — спросил Маленький  принц, ведь он был  на  Земле  пришельцем  и еще многого не знал.

Маленький принц оставался для Лиса пока всего только маленьким мальчиком. Точно таким же, как сто тысяч других мальчиков, которые Лису безразличны. Да и Лис дли Маленького принца всего лишь зверь, точно такой же, как сто тысяч других лисиц. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу, — сказал Лис. — Ты будешь для меня единственный в целим свете. И я буду для тебя один в целом свете". И Маленький принц понял: если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи его.

Сколько удивительно точных наблюдений сделал рассудительный Маленький принц! Многие из них стали афоризмами:

 

• Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдёшь.

• Взрослые очень любят цифры.

• Дети должны быть снисходительны к взрослым.

• Это очень печально, когда забывают друзей.

• Тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

• Самое главное – то, чего не увидишь глазами.

• Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

• Зорко лишь одно сердце.

 

В XXI веке после  саги «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкина пальму первенства подхватили книги английской писательницы Джоан Ролинг о приключениях Гарри Поттера и его друзей в школе магии и волшебства Хогвартс. Этот огромный замок имеет тысячи тайных ходов, даже Дамблдор не все из них знает!

Представим только, что делал бы я, если бы был учеником школы Хогвартс…  Для начала я бы приобрёл письменные принадлежности и учебники. Особенно интересна мне книга «Фантастические звери: места их обитания», она чем-то похожа на раздел биологии, который мы изучаем в нашей школе – зоологию. В свободное время ходил бы в библиотеку, читал о драконах, троллях, гномах, эльфах, гоблинах, медузах, растениях и веществах (а ночью обязательно заглянул бы в запретную секцию!). Мне нравится профессор МакГонагалл. Обожаю строгих и справедливых учителей. Эх, если бы я был учеником школы Хогвартс…

Для подростков же самой читаемой стала книга Стефани Майер из серии «Сумерки» про вампиров. Наверное, неслучайно их заинтересовала романтическая история любви Эдварда и Беллы. Такая история из разряда вечных сюжетов напоминает нам о Пираме и Фисбе, Тристане и Изольде, Ромео и Джульетте. Преданность, желание любить вопреки всем преградам, целомудренность, семейственность, право выбора ради добра и пользы – это далеко не весь список тем, поднятых Стефани Майер в своём бестселлере.

Надо признать, что книга  всегда интереснее фильма, она даёт большой простор для фантазии, развивает воображение, учит справедливости, передаёт жизненный опыт, помогает выдержать испытания и стать добрее.

Яндекс.Метрика