Задания

Читатель в Интернет-пространстве

Нам с вами сегодня выпала возможность работать в условиях широкого информационного Интернет-пространства, и, зная  о том, что наши обучающиеся являются его активными пользователями, мы просто не имеем права не знать его законов и не быть его пользователями.

Так как же можно соединить, казалось бы, совсем разные понятия «интернет-пользователь» и «грамотный читатель», сблизить их и таким образом попытаться решить проблему формирования читательской компетентности? Что несёт Интернет-пространство для чтения: пользу или вред?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Но для начала давайте разберёмся с терминами.

Интернет-пользователь — это тот, кто обращается за информацией в веб-пространство.

Грамотный читатель — это тот же интернет-пользователь, но умеющий осуществлять поиск ресурсов и работать с разными типами информации, владеющий навигационными навыками в потоке информации, имеющий критически осмысливать найденную информацию и отбирать доверительные источники.

Надо уточнить значение ещё двух понятий: «компьютерная грамотность» и «информационная грамотность».

Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач.

Информационная грамотность предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках, в периодике. Это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.

В Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Целые библиотеки оцифровывают свои хранилища, фильмофонды освоили Youtube. Если есть доступ к Сети, можно «набрести» даже на такие специфические вещи, как журнал «Пионер» за 1940 год. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, становится понятно, что компьютер с сетью — не готовое решение проблем.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАВИГАЦИЮ В ПОИСКЕ НУЖНОГО?

Формируется информационная грамотность не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам. Получив тему очередного сообщения или проекта, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?

  • Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
  • Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
  • Если необходимо, переформулировать вопрос.
  • Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
  • Сохранять найденную информацию с указанием источников.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ НА ВЕБ-РЕСУРСЕ?

О важности умения критически оценивать информацию должен знать каждый, кто пытается найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависят важные решения. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:

  • Кто её автор и является ли он экспертом?
  • Когда сайт был создан и когда обновлялся? Есть ли дата публикации статьи?
  • Откуда пришла эта информация?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ПРОДУКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕБ-РЕСУРС ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ К ЧТЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ИНТЕРЕСА?

- Чтобы поддержать падающий интерес к познавательной литературе, мы подбираем информативные тексты для диктантов из научно-популярной литературы.

- Поскольку просмотровое чтение постепенно вытесняет аналитическое чтение, мы используем тексты с вопросами после прочтения какой-то его части.

- В разделе «Даты и события» ведём календарь литературных дат с ссылками на материалы о жизни и творчестве писателей.

- В разделе «Любимые писатели» собрано несколько сотен материалов о русских и зарубежных писателях.

- В разделе «Времена года» произведения отсортированы по четырем сезонам.

- Лучшие работы учащихся (сочинения, исследования, проекты, рецензии, очерки) по литературе опубликованы в разделах «Что почитать?» («Читальный зал», «Выбор читателя», «Книги о школе», «Книги моего детства»).

- Привлекаем краеведческий материал: для расширения представлений о жизни и творчестве Е. Носова и К. Воробьева опубликованы статьи сотрудника Литературного музея Спасской Е.Д.

- О понятиях «книжник», «книгочей» размышляет в своих очерках Борис Тебиев, профессор РГГУ из Москвы.

Выводы:

  • Нужно максимально эффективно использовать интернет для поддержки культуры чтения.
  • Нужно знакомить детей с лучшими новыми произведениями детской литературы, освещать результаты литературных конкурсов для детских писателей.
  • Нужно руководить чтением подростков, предлагать им самим становиться рецензентами книг, обсуждать их в группах по литературным предпочтениям, чтобы сделать этот процесс полезным досуговым времяпрепровождением.
  • Сделать тематические указатели, рекомендации к спискам для чтения по возрастным группам.

Яндекс.Метрика