Поиск на сайте

В школе юных инноваторов

В МБОУ «Лицей № 21» уже второй год работает лингвистическая секция проектной школы юных инноваторов.

Научная деятельность школьников помогает самореализации в общественно значимом деле, стимулирует читательский интерес и активную гражданскую позицию обучающихся.

Поддержка и развитие детского и юношеского чтения обозначены как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства в Национальной программе поддержки и развития чтения, Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 года N 1155-р). Отмечается, что будет разработана соответствующая подпрограмма государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)». Таким образом, проблема развития читательской активности официально объявлена на государственном уровне. Безусловно, в первую очередь, её решение связано со школьниками как активно обучаемой и воспитываемой части населения.

В 2016 году на базе МБОУ «Лицей №21» открылась Городская образовательная проектная школа юных инноваторов «UNIINNOVSCHOOL». Лингвистическая секция Школы юных инноваторов предполагает исследовательскую работу по двум направлениям: первое охватывает вопросы межкультурной коммуникации и позволяет открывать новые подходы и приёмы в изучении иностранного языка, второе ищет эффективные средства формирования коммуникативной компетенции через стимулирование читательской активности обучающихся 8-11 классов.

Оба направления отражают давние и очень важные методические и психолого-педагогические проблемы образования, влияющие на успешное освоение материала в любой предметной области как школьной, так и вузовской программы. Этот круг проблем связан с коммуникативными навыками учеников. Сформулированы следующие цели Программы лингвистической секции:

  • развитие творческих способностей;
  • углубление научных знаний в лингвистической области;
  • выработка навыка самостоятельно мыслить и решать задачи нестандартным путём;
  • реализация созидательных возможностей;
  • стимулирование мотивации к инновационной деятельности;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • стимулирование читательской активности.

Реализация Программы производится посредством проведения занятий два раза в месяц по 45 минут каждое, всего 9 занятий.

Результатом работы лингвистической секции стало выступление обучающихся лицея на ежегодном Фестивале науки в Юго-Западном университете с проектами «Книги вместо спасения», «Интерес к чтению у современных подростков: исследование отношения к чтению обучающихся 5-8 классов МБОУ «Лицей №21».

Актуальность и выбор тем исследования определялись рядом факторов.  Во-первых, проблемы стимулирования читательской активности, т.е. интереса к чтению, формирование правильного круга чтения, повышения эрудиции с помощью книг очень актуальны в наше время.  Во-вторых, падение интереса к чтению и необходимость его возрождения требует активных мер в этой области. Целенаправленная и скрупулёзная исследовательская работа по этому направлению выявила, однако, что многочисленные утверждения СМИ о падении интереса к чтению и необходимости его возрождения, по нашему мнению, устарели; журналисты и общественные деятели голословны или ссылаются на источники не позже 2012 года.

За прошедшие годы ситуация значительно изменилась, требуются новые исследования. В-третьих, изучение общественного мнения – работа нужная и интересная: она поможет увидеть реальную картину в выбранном направлении исследования. В-четвёртых, обращение к лицеистам с вопросами об их читательской активности позволило узнать реальные интересы ровесников юных учёных, заинтересовало  более широкий круг школьников поднятой проблемой, помогло найти единомышленников. Наконец, обращение к трудным, но героическим страницам нашей истории  в первом исследовании, безусловно, в значительной степени не только усилит интерес к проблеме чтения, но и поспособствует гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.

В результате проведённых исследований было доказано, что значение книг и чтения очень велико, книги были актуальны во все времена и даже в страшные военные годы оставались важной духовной составляющей жизни людей. Лицеисты сделали вывод, что чтение книг – необходимейшая составляющая человеческого существования, книги образовывают, увлекают, отвлекают от жизненных невзгод.

Важным моментом в аналитической работе юных инноваторов стало выявление перспектив развития, дальнейших исследований  по данной теме в следующих направлениях:

  1. исследование других возрастных и социальных групп (младшая, старшая школа, учителя, родители);
  2. обращение к историческому анализу проблемы развития читательской активности с целью выявления закономерностей, положительного примера.

В 2017-2018 учебном году основным направлением работы юных инноваторов лингвистической секции стало именно историческое. Заявлены две темы научных исследований в этом направлении:

  1. «Читательская активность: прошлое и современность (сравнительный анализ сочинений начала XX и начала XXI веков»;
  2. «Чтение на рубеже XIX - XX  и XX - XXI веков (сравнительный анализ работы библиотек)».

На первом этапе работы ребятам было важно найти параметры для сравнения (возрастная категория, род занятий; жанры произведений (темы, конкретные названия), авторы; количество читающих за конкретный период; отношение к чтению и др.). Активная работа ещё ведётся, но уже выявляются интересные факты, подтверждающие гипотезы о сходном отношении к чтению в переломные исторические моменты, об огромном влиянии (и в наши дни!) книг и периодики на умы молодёжи.

Ещё одна работа, заявленная для реализации в 2017-2018 учебном году,  – «Роль феминитивов в современном обществе». Юные исследовательницы хотят доказать, что  введение феминитивов в массовое употребление – не только и не столько желание представительниц женского пола стать значимыми в социуме, сколько следствие определённых тенденций развития общества в целом и грамматики русского языка в частности.

Таким образом, работа проектной школы юных инноваторов открывает широкие перспективы для обучения школьников умению аналитически и творчески мыслить,  позволяет обеспечить самореализацию и общественную значимость будущего полноправного члена общества. Добровольное желание учащихся постигать новое, быть полезным обществу становится важным подспорьем при осознанном стимулировании читательской активности – как со стороны педагогов, так и со стороны лицеистов, воспитывает активного гражданина.

Малыхина Ольга 

Список литературы

  1. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах, 2008–2016. Режим доступа: http://refru.ru/culture.html (дата обращения 23.01.17).
  2. Малыхина О.Н. Формирование читательской активности в современной школе: сборник теоретических и практических работ : учеб. пособие – 2-е изд., исправ. и доп.– Курск: ЗАО «Университетская книга», 2017 г., 59 с.
  3. Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/436739637 (дата обращения 27.01.18).
  4. Российская книжная палата опубликовала статистические данные за первое полугодие 2016 г. Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/statistics.html (дата обращения 08.01.17).

Яндекс.Метрика