Login
needlewoman.infoновости гламура

Военные плакаты патриота

Плакаты И. ТоидзеВ тихое летнее утро 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. На огромном пространстве от Чёрного моря до Арктики четыре года шла священная война. И наш народ выстоял и победил!

Идут годы... Но никогда из нашей памяти не изгладится подвиг советских людей, остановивших жестокого врага. Мы обращаемся к дорогим нам реликвиям — военным плакатам, письмам, воспоминаниям...

Давайте внимательно посмотрим на самый первый военный плакат «Родина-мать зовёт!», который был создан художником И.М. Тоидзе (1902-1985) в июне 1941 года.

Эта седая женщина смотрит прямо в глаза, одна её рука вскинута высоко в призывном жесте, в другой — текст военной присяги: «Я всегда готов выступить на защиту моей Родины, клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом...» Сурово лицо женщины, тревожен и требователен взгляд: наступил грозный час испытаний.

Этот плакат и песня «Священная воина» сразу же стали неразрывно связаны с тем трагическим и великим временем, что мы называем Великой Отечественной войной.

Художник Ираклий Моисеевич Тоидзе в то далёкое двадцать второе июня 1941 года работал над иллюстрациями к «Витязю в тигровой шкуре» и по радио услышал страшное слово — «война». Рисунок к поэме Руставели остался незаконченным. Художник искал выход чувству, что охватило его в то мгновение, а в голове всё вертелись строки:

Положи мне на сердце ладонь,
Чтобы пело оно и ныло,
Чтобы билось на сотни ладов
И ни разу не изменило... 

Кому бы мог сказать так боец? Наверное, матери. Потому что мать — выше всего сущего... Художник вспоминал мадонн Рафаэля и Леонардо да Винчи, героинь полотен Делакруа, что сражались на парижских баррикадах, вспоминал женщин на холстах Дейнеки. Каким величием духа обжигают их глаза!

Он должен написать такую женщину-мать, чтобы образ её вобрал в себя черты всех наших матерей, которые не убереглись от ранних седин, растили для Родины своих сыновей, а теперь должны благословить их на смертный бой.

Чувства художника выплёскиваются в карандашном наброске, и появляется образ, который потрясает нас и сегодня. Одежда женщины становится алой, как и огненный призыв наверху: «Родина-мать зовёт!»

Художник понёс плакат в издательство. Через неделю люди увидели эту женщину в алом платье, изображённую во всю огромную стену здания Центрального телеграфа,— и остановились, потрясённые. Плакат соединил личное с неизмеримо большим — с народной судьбой, судьбой Отечества.

Глядя в глаза этой седой женщины, люди невольно подтягивались: в их сердцах вспыхивал огонь лютой ненависти к гитлеровским захватчикам и появлялось желание действовать немедленно.

Люди уходили на фронт, а над перроном звучало: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!..» И провожала в этот смертный бой своих сынов женщина в алом.

Русские считали эту женщину русской, украинцы — украинкой, грузины — грузинкой. Действительно, каждый воспринимал её очень личностно, очень конкретно, не зря же спустя годы поэт напишет: «...И мне казалось, что похожа Родина на тётю Дашу из квартиры пять».

Рассказывают, что в одном тяжёлом бою боец увидел этот плакат на стене полуразрушенного дома и поразился: «Моя мама!» А враг между тем наседал, и решил боец: «Не оставлять же маму гитлеровцам...» Схватил он плакат, спрятал на груди, чтобы вынести из-под огня, но тут ударила пуля — сквозь сердце этой женщины прямо в его сердце...

Ираклий Моисеевич Тоидзе защищал столицу не только оружием искусства: он дежурил на крыше, тушил зажигалки, иногда брал в руки карандаш, и появлялись всё новые образы.

И вот пришёл желанный майский день, когда художник закончил свой последний военный плакат и сверху начертал: «Героям — салют Родины!»

 

1. Лернер П. Память, гордость, боль... / http://костер.рф/archives/5-10/academy.php

2. Сидоровский Л. "Родина-мать зовёт!" / Искорка. - 1981. - № 6.


Добавить комментарий

You cannot add a banned link


Защитный код
Обновить