«Мой ребёнок не любит чтение. Как заставить его читать?» — переживают родители. Действительно, как? Универсальный совет один: нужно заинтересовать книгой. Рассмотрим способы, как этого добиться. Для начала напомним об умении читать. Оно далеко от привычного складывания письменных знаков, когда глаза «бегают» по буквам, из букв вечно выходит какое-нибудь слово, и всякое слово что-нибудь да «значит».
Настоящее чтение происходит совсем по-другому: как возникло написанное, зачем поведал автор свою историю, что нам необходимо увидеть, почувствовать, продумать и усвоить. Ведь книга уходит к читателю, неизвестному, далекому. Уходит без автора. Он оставляет читателя со своей книгой наедине. Сам читатель должен добыть смысл из прочитанного. За него никто не сделает этого: иначе книга пройдёт мимо него.
Настоящее чтение требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Надо чувствовать сердцем, проникнуть в глубину авторского замысла, отождествляться с незнаемым. Только при этом условии читателю откроется то важное и значительное, над чем трудился писатель.
Читать — значит искать и находить. Читатель словно отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это творческий процесс. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Оно побеждает одиночество, разлуку, эпоху.
По чтению можно узнать человека. По словам И.А. Ильина, каждый из нас есть то, что читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочитанного.
Книга создает новую, художественную реальность, бесконечно расширяет жизненный опыт за счет опыта читательского, даёт возможность прожить много-много жизней, перечувствовать и передумать много-много судеб.
Итак, что же нужно предпринять для развития интереса к чтению? Совместный выбор книги, совместное чтение вслух, просмотр киноверсий книг до или после чтения, хорошие учителя в школе.
Начните с малого: возьмите за правило читать каждый вечер перед сном, перечитайте с ребёнком те книги, которые сами читали в детстве, заведите домашнюю библиотеку, дарите книги по поводу и без повода, обсуждайте прочитанное, запишитесь в библиотеку, приобретите электронную книгу-читалку.
Поучителен опыт писателя В. Короленко, пережитый им в гимназические годы. Его чтение в то время, по его признанию, было развлечением и приучало смотреть на литературу как на занимательное описание того, чего, в сущности, не бывает. Порой он прикидывал поступки и разговоры книжных героев к условиям окружающей жизни и находил, что никто и никогда так не поступает и не разговаривает.
Но вот в классе появился учитель В. Авдиев. Он прочитал «Два помещика» из «Записок охотника» И.С. Тургенева, прочитал так, что гимназисты в этот день уносили с собой огромное и новое впечатление. «Меня, — пишет Короленко в "Истории моего современника", — словно осияло». Он увидел в простых словах настоящую, не приукрашенную правду, поднимающую над буднями и открывающую жизненные шири и дали. Стоило Авдиеву «преподать» новое произведение, как гимназисты «кидались» его читать. Педагог в общении с читателями оживил интерес учащихся собственным интересом, делился с ними любовью к тем произведениям, о которых вёл речь.
В основе интереса детей лежит сопереживание — особого рода воображение, позволяющее разделить с героем любое чувство: радость, тревогу, боль. Читателю предлагается мысленно представить себя в тех обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель, и смотреть на мир, на поступки и взаимоотношения с людьми с этой точки зрения.
Что читать? К каким книгам возникает интерес?
С одной стороны, интерес к тому, что окружает ребёнка, к поступкам ровесников в обстоятельствах, близких к тем, в каких приходится действовать юному читателю.
С другой – интерес к тому, что никогда не случится, но принять участие в этом очень хочется. Конечно, речь идёт о приключенческих, фантастических, исторических книгах. «Три толстяка» или «Два капитана» — книги очень известные и, как говорится, на века.
Сегодня большинство литературных произведений экранизировано. И фильмы не уступают книгам, по которым они сняты. Кажется, зритель-читатель должен предпочесть кино- и мультфильмы. Но он выбирает книги. Посмотреть фильм проще и быстрее, чем прочитать произведение. И все же... Книга — это моя книга: я таким вижу героя, такими слышу его слова, так понимаю его поступки. И все это без подсказок режиссёров, актеров и художников.
Есть такие ребята, кто читает везде и всюду, не успеешь отвернуться – он уже с книжечкой сидит и пребывает в состоянии полного блаженства. Причём это не связано с культурным уровнем семьи, с жизненными пристрастиями окружающих.
Есть и такие, кто, прочитав, обязательно посмотрит киноверсию. Кино рассчитано на совместное восприятие, а чтение — всегда встреча один на один, что-то очень личное.
Литературный образ дает бесконечную свободу истолкования, и поэтому все читающие книги с детьми — родители и учителя — должны, прежде всего, обращать внимание на то, что ребёнок почувствовал, что пережил, что подумал в тот или иной момент чтения.
Необходимо использовать каждый удобный случай для того, чтобы убедить юного читателя в том, что граница, отделяющая литературу от реальности, прозрачна. Идёт мама с ребёнком по весеннему лугу и говорит ему: «Посмотри, какие удивительные цветы, прямо, как у поэта, помнишь, в стихах, которые мы учили, — "Колокольчики мои..."» Или отец, оценивая рассказ сына, замечает: «Ну, это, вообще, базаровский прагматизм».
Родители своим примером показывают значимость литературных образов и ситуаций для понимания действительности и приобретения юным читателем опыта жизни.
С детства необходимо прививать мысль: я хороший гражданин, потому что я хороший читатель, культурный человек. Конечно, без внутренней мотивации — читаю, потому что мне интересно читать — далеко не уедешь. Однако можно незаметно подавать инициативу и формировать привычку. Вот, например, мамина похвала: «Какой ты у меня молодец, ты прочитал и понял взрослую умную книжку!»
Многие дети увлекаются чтением потому, что без книжки в семье жить невозможно: читают в любую свободную минуту мама, папа, дедушка — короче, все окружающие. Тогда и заставлять никого не нужно!