В 8 классе для диктанта можно предложить текст, состоящий в основном из односоставных предложений и одного сложного.
В тексте есть вводные слова, обособленные члены. Предложения в нём разные по цели высказывания и эмоциональной окраске. Много разных орфограмм в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях. Встречаются приложения, словарные слова.
Муравьиные будни
Муравейник… Как интересно наблюдать за насекомыми! Наклонишься к земле над жилищем муравьев, возьмёшь лупу или бинокль с лупами-насадками, заглядишься на маленький народец и забудешь обо всем окружающем. Вот муравей спешит с ношей в челюстях. Его беспрерывно останавливают сожители по гнезду. Наверное, хотят узнать о появлении аппетитной добычи?
Муравей выносит другого муравья из подземных камер наверх, «бродит» с ним несколько минут по земле в разных направлениях, потом отпускает.4 А тот, почистив усики, отправляется по делам. Уж не ради ли этого его вынесли из жилища?
Муравьи напали на какого-то муравья-чужака, тайком подобравшегося к их жилищу, но не стали казнить.4 И теперь вокруг задержанного течёт безостановочный поток любопытных. Может быть, нужно, чтобы познакомиться, узнать о будущем противнике, с которым придётся сражаться?
(118 слов).
Грамматическое задание:
- Выполните синтаксический разбор предложения.
Муравей выносит другого муравья из подземных камер наверх, «бродит» с ним несколько минут по земле в разных направлениях, потом отпускает. 4 (1 вариант)
Муравьи напали на какого-то муравья-чужака, тайком подобравшегося к их жилищу, но не стали казнить.4 (2 вариант)
- Выпишите из своего предложения столбиком все словосочетания и определите их вид связи:
Согласование:
Управление:
Примыкание:
- Найдите в тексте и выпишите три разных вида сказуемых, укажите их вид.
- Обозначьте виды односоставных предложений.