Среди многообразия методов преподавания русского языка и литературы (исследование, эксперимент, диспут, аукцион, проект, театрализация), способствующих формированию коммуникативной компетенции на уроках, наиболее полно нашей задаче отвечает работа с текстом.
Именно текст – носитель объективной и субъективной информации. Текст используется во многих сферах жизни, а в школе почти на каждом уроке.
Следовательно, задача учителя-словесника состоит в том, чтобы научить работать с любым текстом, использовать его по максимуму – во всей полноте его функций. Работая с текстом, мы отвечаем на следующие вопросы: Зачем? Какой? Как? (Слайд 1).
Задавая вопрос к тексту "зачем?", мы подразумеваем следующее: зачем мы читаем данный текст, зачем данный текст написан, то есть определяем цель изучения, исследования текста, его тему, основную мысль. (Слайд 2).
Описывая текст, отвечая на вопрос "какой?", обучающиеся под руководством учителя могут характеризовать текст по способу передачи (устный, письменный), по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), по структуре (вступление, развитие действия, или основная часть, заключение, или вывод), по стилистической окраске (художественный, научный, официально-деловой, разговорный, публицистический). (Слайд 3).
Вопрос "как?" предполагает осознание текста, эмпатию – мы учим текст, задумываемся над его содержанием, сочувствуем точке зрения автора… или забываем, если он не нашёл отклика в нашем сознании. (Слайд 4).
Таким образом, текст мы «пропускаем через себя». Мы учим «пропускать через себя» тексты, поскольку коммуникативные навыки при работе с текстом формируются при условии рефлексии, ведь носителем любой установки является человек (и создающий текст, и транслирующий его, и воспринимающий его).
Рефлексия может проявляться в создании своих текстов (сочинения), вторичной переработке текстов (изложение), интерпретации текстов (чтение по ролям или инсценировка). (Слайд 5).
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Исследуя текст, обучающиеся приобретают навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Задачей учителя русского языка и литературы становится формирование коммуникативной компетенции обучающихся с учётом морали и этики, внимания к индивидуальности с призывом к ответственности за сказанное – перед самим собой, перед обществом. (Слайд 6).
Предлагаем провести урок развития речи в 7 классе – один из вариантов комплексного анализа текста.
Цели:
- учиться воспринимать художественный текст как совокупность лексических и грамматических средств выражения авторской мысли;
- учиться определять принадлежность текста к тому или иному типу, стилю речи, доказывая свою точку зрения;
- повторить изученный лексический материал (синонимия, антонимия, многозначность, родственные слова и формы слова);
- повторить основные признаки текста, виды и средства связи предложений в тексте;
- формировать умения вычленять из текста смысловые отрезки, ключевые слова (фразы);
- повторить различные виды разборов.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, сообщение и запись темы, объявление целей).
II. Комплексный анализ текста.
1. Чтение текста:
Каменный зверобой
Из красной наносной глины торчали ершисто и жёстко кустики каменного зверобоя. Мелкие, пыльно-зелёные, колючие на вид листочки напоминали о чём-то жестяном, неуютном и сообщали растению совершенную невзрачность. Но если бы кому-то пришло в голову рассмотреть эти листочки пристально и подробно, он поразился бы их тонкому, кружевному изяществу, незаметному при беглом взгляде: узкие, стремительно-плавные у основания, они замедлялись в некотором удалении от стебля, чтобы пустить первые резные узоры. Пристрастный взгляд и окраску листьев нашёл бы незаурядной; вблизи пыльно-зелёный оттенок пропадал, заменяясь бархатистой, робко-серебристой зеленью, которая источала неожиданный среди этих камней, на этой высоте запах росистого, раздольного медового луга.
(В. Шугаев).
Сначала текст читает учитель, затем даёт возможность ученикам подготовить выразительное представление текста, выбрав необходимый тон, темп, определив логические ударения, места коротких и длительных пауз.
2. Определение темы и основной мысли текста.
Тема данного текста – описание растения каменный зверобой. Основная мысль заключается в желании автора обратить внимание на «кружевное изящество» невзрачного на первый взгляд растения.
Ключевые фразы:
«мелкие, пыльно-зелёные, колючие на вид листочки напоминали о чём-то жестяном, неуютном и сообщали растению совершенную невзрачность» при «пристальном и подробном» осмотре поражаешься «тонкому, кружевному изяществу листочков» зверобоя, их «незаурядной окраске», «росистому, раздольному, медовому» запаху.
3. Придумывается заглавие, определяется, на что оно указывает: на тему или идею.
4. Вспоминаем основные признаки текста, доказываем, что перед нами текст.
Рассказ В. Шугаева о каменном зверобое является текстом, потому что, во-первых, имеет тему и идею; во-вторых, озаглавлен; в-третьих, обладает связностью и смысловой законченностью. Композиционное единство соблюдено: первое предложение выполняет функцию завязки (вступления), а последнее ещё раз подчёркивает необычность описанного растения (основную мысль), тем самым логически завершая текст.
5. Определение стиля речи.
Текст о каменном зверобое относится к художественному стилю речи, так как рассчитан на широкую аудиторию с целью воздействия на неё (обратить внимание на красоту, незаурядность невзрачного на первый взгляд растения).
Художественный приём контраста (невзрачность на первый взгляд – незаурядность при внимательном рассмотрении) позволяет автору подчеркнуть свою мысль. Обилие ярких определений также служит идее текста (жестяном, неуютном, тонкому, кружевному изяществу, стремительно-плавные, бархатистой, робко-серебристой, росистого, раздольного, медового).
Сложные и осложнённые однородными членами (в основном, определениями) предложения также свойственны художественному стилю (например: «Но если бы кому-то пришло в голову рассмотреть эти листочки пристально и подробно, он поразился бы их тонкому, кружевному изяществу, незаметному при беглом взгляде: узкие, стремительно-плавные у основания, они замедлялись в некотором удалении от стебля, чтобы пустить первые резные узоры»).
6. Определяем тип речи.
Тип речи данного текста – описание, что можно доказать, во-первых, наличием перечисления отличительных признаков предмета (растения зверобой), во-вторых, обилием определений, характеризующих описываемый предмет в соответствии с основной мыслью автора. К тексту можно задать вопросы: «Что это за предмет? Какой он?».
7. Определяем вид связи предложений в тексте.
Основной вид связи предложений в тексте – параллельный, однако 2 и 3 предложения объединены цепной связью (средство связи: повтор слова «листочки» с добавлением выделения – местоимения «эти»).
8. Лексическая работа:
а) выяснение значений слов, которые могут вызвать затруднения (используя толковый словарь):
наносная – наносить – носить
ершисто – ёрш
жестяной – из жести
невзрачный – непривлекательный с виду, некрасивый
пристально – внимательно
изящество – тонкая и строгая художественная соразмерность и красота
незаурядный – необычный, выделяющийся среди других
источать – издавать, распространять, выделять из себя
раздольный – полный раздолья (простора, широкого свободного пространства);
б) синонимы автора к определению «невзрачный» (следуют после переходной записи: «Язык автора богат, выбраны точные, яркие, оригинальные определения»):
невзрачный лист – мелкий (размер)
пыльный (внешний вид)
зелёный (цвет)
жестяной (на ощупь)
неуютный (качество);
Подбираем свои синонимы (например: блеклый, неяркий, некрасивый, неприглядный, жёсткий, грустный, невесёлый, незаметный , печальный, злой…).
в) антонимический ряд:
незаурядный лист – кружевной, тонкий, стремительно-плавный, резной, бархатистый, робко-серебристый (свои: крупный, яркий, блестящий, изумрудный, ажурный…);
г) выпишите все слова с корнем -лист- со словами, от которых они зависят (листочки напоминали, рассмотрели листочки, окраску листьев).
- укажите формы слова и родственные слова;
- являются ли слова с корнем -лист- в первой и второй выписанной группе одной и той же формой;
- является ли первая выписанная группа словосочетанием;
д) выпишите другие однокоренные слова из текста (зелёные – пыльно-зелёные – зеленью; каменного – камней);
е) есть и в тексте многозначные слова (голова – 9 значений по словарю С.И. Ожегова, вид1 с 5-ю значениями, вид2 с 3-я значениями; высота (7 значений), стебель (2), взгляд (2), основание (6).
- Составьте предложения со словом «вид» в разных значениях.
9. Повторим синтаксический разбор (умение задавать смысловые вопросы, вычленять простые предложения в составе сложного, определять главные и придаточные предложения, составлять схему сложного предложения). Выполним разбор следующего предложения:
Но если бы кому-то пришло в голову рассмотреть эти листочки пристально и подробно, он поразился бы их тонкому, кружевному изяществу, незаметному при беглом взгляде: узкие, стремительно-плавные у основания, они замедлялись в некотором удалении от стебля, чтобы пустить первые резные узоры.
III. Домашнее задание:
1) по толковому словарю определить значения слов ВЫСОТА, ОСНОВАНИЕ;
2) выписать из текста все прилагательные и определить их разряд;
3) сделать морфологический разбор 1 существительного, 1 прилагательного, 1 глагола из текста.
IV. Итоги урока (выводы по тексту, оценки, рефлексия).