Творчество братьев Стругацких, объединённых не только родством, но и страстью к литературе и чтению, знают практически все любители фантастики. Их единомышленников узнают по "летучим фразам" из произведений писателей.
Аркадий (1925-1991), старший из сыновей, учился в институте иностранных языков, служил военным переводчиком на Дальнем Востоке, сочинять фантастические рассказы начал ещё в детстве. Очень любил японскую литературу, много переводил в Гослитиздате.
Бориса Натановича (1933-2012), младшего в семье, влекла в космические дали "звёздная астрономия". После окончания математико-механического факультета он работал в знаменитой Пулковской обсерватории.
Он так объяснил появление творческого дуэта "А. и Б. Стругацкие": «Писать фантастику мы начали потому, что любили... её читать, а читать было нечего... Мы любили без памяти Уэллса, Чапека, Конан-Дойла, и нам казалось, что мы знаем, как надо писать, чтобы это было интересно читать. Было... заключено пари с женой Аркадия Натановича, что мы сумеем написать повесть, точнее — сумеем её закончить, — так всё и началось».
Братьям помогал не только личный энтузиазм, но и притягательное увлечение наукой. Книги В. Обручева, И. Ефремова, первый искусственный спутник, первый полёт человека в космос — всё это тоже подталкивало к напряжённой работе, и результат превзошёл все ожидания. Славу своим создателям приносят научно-фантастические рассказы о светлом будущем, о межпланетных путешествиях, о правдоподобных приключениях благородных героев.
Если в самом начале своего пути писатели прогнозировали долгожданную встречу землян с инопланетянами и их естественное взаимопонимание, воссоздавали мир будущего без противоречий, то потом усомнились в возможностях человека, в благополучии новой реальности, прониклись трагическими ощущениями современности. Так появились самые известные их романы: «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Хищные вещи века», «Отель «У погибшего альпиниста».
Издание повестей «Сказка о Тройке», «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне» в начале 70-х годов в ФРГ привело к запрету публикаций на родине. Только в конце двадцатого века они обрели своего читателя. Что же так возмутило власти? Ответ очевиден: и социально-философская проблематика, и достоверное изображение настоящего, и откровенная сатирическая направленность произведений.
Герои фантастических произведений Стругацких решают вечные вопросы мироздания. Можно ли устоять от соблазнов при освоении неведомых пространств? Как сделать правильный выбор? Нужно ли сопротивляться нелепому порядку жизни? Форма притчи лучше всего выразила деспотию одной-единственной идеологии, которая слишком очевидно и отчётливо напоминала современную жизнь.
В своём творчестве Стругацкие использовали и другие литературные приёмы: элементы политического детектива с ярким персонажем "а-ля-Джеймс Бонд", иронического детектива, пародии на фэнтези.
В конце 80-х годов выходит объёмный роман «Град обречённый». В городе проводят исторический эксперимент: меняются разные модели общественного устройства, есть жертвы, в конце одного цикла лежит начало нового, и всё опять начинается с нуля.
По сценариям писателей снимаются фильмы ("Пикник на обочине" послужил основой для кинокартины "Сталкер" А. Тарковского).
Когда не стало Аркадия Стругацкого (1925-1991), Борис признался, как ему трудно работать без брата: «...представьте, что много лет подряд вы с напарником пилите двуручной пилой огромное бревно; теперь напарник ушёл, вы остались в одиночестве, а бревно и пила никуда не делись, надо пилить дальше...» Больше новых книг под авторством «А. и Б. Стругацкие» не появилось.
Преданные поклонники таланта фантастов учредили литературную премию имени братьев Стругацких. В последние годы Борис Натанович вёл семинар для писателей и возглавлял журнал «Полдень. XXI век».