Одессу по праву можно назвать городом «свободолюбивых традиций». И это не случайно!

Жители этого портового городка с сочувствием следили за борьбой греков против турков, восхищались подвигами гарибальдийцев, воевавших за независимость Италии. Здесь звучали весёлые песни французского поэта Беранже. Здесь нашли приют польский поэт-бунтарь Адам Мицкевич и изгнанник Александр Пушкин, встречавшийся тут с декабристами.

В 1905 году произошедшее в Одессе восстание на броненосце «Потёмкин-Таврический» потрясло всю страну и провозгласило начало новой революционной эпохи.

С юных лет Валентин Катаев и его друзья детства – Эдуард Багрицкий и Юрий Олеша – оказались свидетелями революционного движения, справедливого переустройства мира.

Все трое, по словам Олеши, были «на стороне революции» – с кавалеристами в будёновках, с революционными матросами: теми, что «Набекрень – бескозырки. Бушлаты – настежь. Карабины — под мышкой. И ветер – в очи» (Э. Багрицкий).

С первых же дней Октября политические песенки молодых одесских поэтов ходили по всей Украине, а революционные представления кукольного театра – «Петрушки» – «собирали толпы на улицах и заставляли забывать о тифе и голоде». Поэты разъезжали с агитпоездами, увешанными фантастическими яркими плакатами, а поэтические их строки и строфы в виде листовок разбрасывались «разведчиками далеко впереди цепей и читались по деревням крестьянами и рабочими». И недаром романтически писал тогда Эдуард Багрицкий, как «на фронт, кострами озарённый», пролетают

Песнями набитые вагоны,

Ветром взмыленные эскадроны.

Эскадрильи бешеных планет.

Слово молодых поэтов (Валентин Катаев начинал тоже как поэт) участвовало не только в борьбе с контрреволюцией, но и с голодом, тифом, разрухой. Все они работали в газетах стенных (ведь бумаги не было, и газеты развешивали как плакаты на стенах домов) и в устных, выступая на митингах как поэты-агитаторы.

Катаев напишет потом, вспоминая это время: «Чудесное, незабываемое, героическое, молодое время! Свистит буйный ветер революции. Холодно. Голодно… И вместе с тем как работалось!»

В годы, когда революция отражала нашествие 14 держав, появился цикл романтических рассказов Катаева Гражданской войне «Золотое перо», «Железное кольцо», «Чёрный хлеб».

В 1922 году Катаев уезжает в Москву и работает в газетах и сатирических журналах, где печатаются рассказы «Ножи», «Вещи», «Фантомы», юмористический роман «Растратчики» и комедии «Миллион терзаний», «Дорога цветов», пьеса «Квадратура круга».

Тема романтики революции, борьбы против тирании в любом её виде органично входит в детские произведения писателя. Это цикл романов, носящий общее название «Волны Чёрного моря», который был начат книгой «Белеет парус одинокий». Сюда входят четыре произведения, написанные в разные годы: вслед за первой вещью — «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960) и «За власть Советов», или «Катакомбы» (1943—1951). Романы эти, перечисленные в их сюжетной последовательности, охватывают бурное сорокалетие, начатое революцией 1905 года и завершённое победой над германским фашизмом в 1945 году. Все части эпопеи связывает воедино тема революции.

Восставший броненосец «Потёмкин», романтическим видением возникающий в морской дали у одесских берегов, становится для Пети и Гаврика символом революционной борьбы. Мысли и переживания маленьких героев связаны с ребячьими соображениями о хорошей жизни.

Гаврик неравнодушен к ярмарочным соблазнам: пострелять в тире, насладиться «зельтерской с сюропом» водой. Но Гаврик с детства приучен к труду, у него уже «валкая, цепкая походочка одесского рыбака», он умеет вести «степенный хозяйский разговор», становится помощником старшего брата Терентия в его опасной подпольной работе.

Петя Бачей – большой фантазёр, любящий прихвастнуть и соврать, он увлекающийся и азартный человек – стоит лишь вспомнить, как он проигрался в знаменитые «ушки». Но вместе с тем мальчик отзывчив, верен в дружбе. Недаром у сурового и требовательного Гаврика «приятелей... было много, а настоящих друзей всего один – Петя». Неясная вначале мечта Пети и Гаврика о подвигах, о героических деяниях находит реальное осуществление в героике революционной бури. Всё вокруг них уже «тронулось с места, всё пошлó...». И всё было впервые – волнующе новым, небывалым, удивительным.

Маленьким героям Катаева не только открывается неодолимое движение истории, романтика революции. Они и сами делаются участниками великих событий. Оба мальчугана проходят жизненные испытания, но остаются при этом детьми, подростками, со свойственными их возрасту увлечениями, даже промахами.  

У матроса Родиона Жукова «отчаянные, весёлые глаза жарко блестели под побелевшими от извести колосистыми бровями, у него был вид человека, занятого какой-то трудной и, главное, спешной работой...». Таких людей победить нельзя – понимают герои повести.

В дни Великой Отечественной войны писатель служит фронтовым корреспондентом газет «Правда», «Красная звезда», становится свидетелем сражений на Волоколамском направлении, под Ржевом, на Орловско-Курской дуге. Из фронтовых впечатлений и рождаются военные новеллы «Флаг», «Виадук», «Новогодняя ночь».

В рассказе «Флаг» воины героически защищают маленький гранитный островок. Фашисты предлагают гарнизону сдаться. В ответ над крепостью взвивается огромный стяг. В предрассветных сумерках враги приняли его за символ капитуляции. Но вскоре убедились в своей ошибке, когда взошло солнце: «Флаг никогда не был белым. Он всегда был красным. Он не мог быть иным».

Валентин Катаев учит своих читателей жизнелюбию, говорит о творческой силе человека, который может и обязан перестроить мир для людского счастья. Романтика его произведений навеяна оптимизмом автора, воспоминанием о молодости, увлечённой революционными бурями начала ХХ века.

 

Литература

Скорино Л. Овеянные октябрьскими бурями (К 70-летию В.П. Катаева). – Дет. лит., 1967, № 1, с.19-22.

Яндекс.Метрика