Данная методическая разработка предназначена для организации самостоятельных и проверочных работ по литературному чтению в начальной школе (УМК «Школа XXI века», программа «Литературное чтение», 1-4 класс, автор Ефросинина Л.А.).
Задания можно использовать как дополнительный материал к урокам. Рекомендуем их для учащихся с разным уровнем успеваемости по предмету в виде карточек, дополнительных заданий.
Дидактические материалы представлены в разных формах. Это и ответы на вопросы, и рассказы, и монологи и диалоги персонажей, и составление текстов сочинений-миниатюр разных типов речи, и создание собственных рисунков. Есть задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников, умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста.
Такое разнообразие заданий ведёт к более глубокому восприятию поэзии и прозы, к пониманию авторской идеи, к осознанию своего собственного отношения к тому, что и как написано в произведении. Использование данного дидактического материала помогает учителю своевременно и систематично проводить диагностику качества усвоения учебного материала, способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной и исследовательской работы, осознанного чтения.
Материал позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разной степенью обучаемости, обеспечивает комфортные условия при изучении художественных произведений разных авторов, имеет высокую практическую значимость. Применение дидактического материала в ходе урока направлено на формирование и развитие мыслительных операций, способствует развитию личностных качеств обучающихся.
Использование картин курских художников
на уроках литературного чтения
1 класс
№ п\п |
Название литературного произведения |
Название картины |
Творческое задание |
1 |
А. Кушнер «Что я узнал» |
Бартенева Юлия Владимировна «Розы» |
Придумать разговор цветов. |
2 |
А. Кушнер «Что я узнал» |
Золотых Михаил Сергеевич «Лена. Портрет дочери» |
О чём вам хочется спросить девочку? |
3 |
А. Кушнер «Что я узнал» |
Ерофеев Василий Иванович «Родина» |
О чём мечтает мальчик? |
4 |
Э. Мошковская «Лёд тронулся» |
Согачёв Иван Иванович «Ледоход на р. Тускари» |
1. Какие звуки слышны на реке? 2. Составить хвалебную песнь солнцу. |
5 |
И. Соколов-Микитов «Радуга» |
Машталерук Владимир Иванович «На курской земле» |
Как радуга украшает землю? |
6 |
И. Соколов-Микитов «Май» |
Трегуб Федор Петрович «В ту весну цвела черёмуха» |
Опишите чувства дерева и человека весной. |
7 |
Я. Тайц «Всё здесь» |
Андреева Ирина Ивановна «Хлеб солнцевский»
|
Составить рассказ о том, как хлеб на стол пришёл. Спор хлеба: «Кто вкуснее». |
8 |
Р. Валеева «Здравствуй, лето» |
Савельев Фёдор Васильевич «Живой венок» |
О чём шумят березки? |
9 |
Литературное слушание: И. Соколов-Микитов «Русский лес» |
Каркавцева Луиза Ивановна «Осенний день»
|
Какими чувствами наполняется душа в осеннем «цветистом» лесу? |
10 |
И. Соколов-Микитов «Русский лес» |
Шабанов Николай Константинович «Осень» |
Наряд какого осеннего дерева оказался красивее? |
11 |
И. Соколов-Микитов «Русский лес» |
Хомяков Александр Александрович «Зимний пейзаж» |
На что похож зимний лес? |
2 класс
№ п\п |
Название литературного произведения |
Название картины |
Творческое задание |
1 |
Ф. Савинов «Родина» |
Михеев Александр Тимофеевич «Река Тускарь под Курском» |
О чём думает река? Монолог реки. |
2 |
С. Романовский «Русь» |
Ерофеев Василий Иванович «Родина» |
Продолжите предложение: «Русь – это страна, где много…» |
3 |
С. Романовский «Слово о Русской земле» |
Рыков Виктор Михайлович «Богородице-Рождественский собор XII века» |
Опишите красоты земли Русской. |
4 |
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
Широких Александр Викторович «Поздняя осень» |
Какую новость разносят по лесу сороки? |
5 |
Г. Скребицкий «Осень»
|
Никулин Егор Устинович «Пасмурный день» |
Диалог золотистой берёзки и тёмно-зелёной ели. |
6 |
Е. Трутнева «Осень» |
Широких Александр Викторович «Пора журавлиная» |
Что кричит мальчик улетающим журавлям? |
7 |
З. Александрова «Зима»
|
Окаев Владимир Петрович «Снежок» |
Что можно добавить в картину, чтобы она соответствовала тексту стихотворения? |
8 |
С. Иванов «Каким бывает снег»
|
Руднев Леонид Иванович «Снег выпал»
|
Опишите чувства земли, покрывшейся снегом. |
9 |
С. Иванов «Каким бывает снег» |
Мезенцев Валерий Сергеевич «Последний снег» |
Составить монолог последнего снега. |
10 |
К.Д. Ушинский «Кот Васька» |
Конев Вячеслав Васильевич «Кот на крыше» |
Чем отличается изображённый кот от кота Васьки из литературного произведения? |
11 |
«Колыбельная народная песня» |
Заутренников Михаил Михайлович «Сладкий сон» |
Какой сон видит девочка? |
12 |
В. Солоухин «Деревья» |
Трегуб Фёдор Петрович «Рябинка» |
Рассказ «Дружба девочки и рябинки». |
13 |
С. Михалков «Быль для детей» |
Заутренников Михаил Михайлович «Дедушкины ордена» |
Разговор дедушки и внука. |
14 |
С. Михалков «Быль для детей» |
Михеев Александр Тимофеевич «Годы войны» |
Что хотелось бы сказать изображённым людям? |
15 |
С. Баруздин «Салют» |
Заутренников Михаил Михайлович. Гобелен «Победа» |
Какие символы России изображены на гобелене? |
16 |
А.П. Чехов «Весной» |
Влазнев Аркадий Владимирович «Последний снег» |
Какие чувства испытывает природа? |
17 |
Г. Скребицкий «Весна-художник» |
Толмач Валентина Ивановна «Май. После дождя» |
Какие краски использовала весна-художница? |
18 |
Э. Шим «Чем пахнет весна» |
Кизилова Екатерина Викторовна «Апрельский натюрморт» |
Какие запахи весны почувствовали? |
19 |
Э. Шим «Чем пахнет весна» |
Бартенева Юлия Владимировна «Подснежники» |
О чём задумались подснежники? |
20 |
Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» |
Толмач Валентина Ивановна «Апрельское утро» |
Опишите чувства облаков. |
21 |
В.А. Жуковский «Жаворонок» |
Воробьёв Иван Анатольевич «Последний снег» |
Как радуется природа весне? |
22 |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
|
Конев Вячеслав Васильевич «Чёрное море»
|
Какими красками художник выразил состояние природы? |
23 |
Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»
|
Кизилов Владимир Александрович Иллюстрации к сказочной повести Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» |
К каким чудесам привыкла Алиса? |
24 |
Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» |
Рюмшин Василий Антонович «Осень в Коренной пустыни» |
Нарисуйте цветок любви, выросший в душе поэта. |
25 |
Дополнительное чтение: М. Пришвин «Осеннее утро» |
Барабанщиков Глеб Иванович «Сезон окончен», Тимков Алексей Александрович «Пейзаж» |
Придумать историю летающего листика. |
26 |
Дополнительное чтение: А. Майков «Осень» |
Широких Александр Викторович «Поздняя осень» |
Опишите звуки осеннего леса. |
27 |
Дополнительное чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки» |
Притула Александр Иванович «Рыльский мотив» |
На что похожи облака? |
28 |
С. Прокофьев «Родина» |
Подорожко Алексей Павлович «Святая обитель» |
Какие красоты Родины изобразил художник? |
3 класс
№ п\п |
Название литературного произведения |
Название картины |
Творческое задание |
1 |
Устное народное творчество. Пословицы. Какие бывают пословицы |
Никулин Егор Устинович «Лето» |
Рисунок к пословице «Зелёный наряд радует взгляд». |
2 |
А.С. Пушкин «Зимний вечер» |
Никулин Егор Устинович «Зимний вечер» |
Назовите различия в изображении зимнего вечера в произведениях. |
3 |
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» |
Руднев Леонид Иванович «Встреча» |
Какие чувства рождает небо в душе человека? |
4 |
И. Никитин «Русь» |
Проценко Фёдор Иванович «Теплая осень» |
Монолог реки. |
5 |
И. Никитин «Русь» |
Капустин Владимир Владимирович «Татарские орды под Курском» |
Составьте призыв к защите Курска от врагов. |
6 |
С. Дрожжин «Привет» |
Рыков Виктор Михайлович «Разлив на реке Клязьме» |
Напишите разговор облаков с рекой. |
7 |
С. Дрожжин «Зимний день» |
Воробьёв Владимир Викторович «Зимняя фантазия» |
Опишите чудеса зимы. |
8 |
С. Есенин «Стихи о Родине» |
Подорожко Алексей Павлович «Святая обитель» |
Напишите «Гимн берёзе». |
9 |
С. Есенин «Стихи о Родине» |
Рюмшин Василий Антонович «Осень в Коренной пустыни» |
Напишите, какие земные сокровища автор назвал небесными. |
10 |
С. Есенин «Я покинул родимый дом» |
Бартенева Юлия Владимировна «Окраина» |
Напишите письмо автору картины. |
11 |
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» |
Рюмшин Василий Антонович «Пейзаж с деревом |
Обращение к грустному дереву. |
12 |
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» |
Михеев Александр Тимофеевич «Дождик»
|
Перечислите сходство между дождем и любовью. |
13 |
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» |
Окаев Владимир Петрович «После дождичка в четверг» |
Спор: «Кому хорошо после дождичка?» |
14 |
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» |
Широких Александр Викторович «Суздаль. Моросит» |
Опишите состояние природы после дождя. |
15 |
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» |
Рюмшин Василий Антонович «Перед грозой» |
О чём шумит ветер перед грозой? |
16 |
М.М. Пришвин «Моя Родина» |
Шевченко Сергей Евгеньевич «На реке Сейм» |
Составьте «Думы деревьев». |
17 |
М.М. Пришвин «Моя Родина» |
Савельев Фёдор Васильевич «Живой венок» |
Продолжите предложение: «Земля радуется, когда...» |
18 |
М.М. Пришвин «Моя Родина» |
Пронина Вера Михайловна «Курские дали. Мальвы» |
Дары земли людям, животным, птицам, растениям… |
19 |
Дополнительное чтение: И.С. Тургенев «Лес и степь» |
Понарин Николай Иванович «Лето»
|
Напишите, с кем дружит река. |
20 |
Дополнительное чтение: И.С. Тургенев «Лес и степь» |
Меньшиков Николай Петрович «Поздней осенью» |
Опишите запахи осеннего леса. |
21 |
Дополнительное чтение: И.С. Тургенев «Деревня» |
Пшеничников Владимир Иванович «Тёплый вечер» |
Напишите приглашение провести лето в деревне. |
22 |
Дополнительное чтение: И.С. Тургенев «Деревня» |
Садров Эдуард Ефимович «Сумерки» |
Напишите сказку, которую услышали от звёздочки. |
23 |
Дополнительное чтение: С. Есенин «Топи да болота» |
Псурцев Дмитрий Павлович «Околица»
|
Нарисовать сердце и написать в нём, какие есть богатства в краю родном. |
24 |
Дополнительное чтение: С. Есенин «Стихи о берёзе» |
Никулин Егор Устинович «Пасмурный день» |
Нарисуйте портрет березы: грустной, радостной, … |
25 |
Дополнительное чтение: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» |
Михеев Александр Тимофеевич «Мельник Иван Никифорович» |
Напишите советы человеку, который хочет стать трудолюбивым. |
26 |
Дополнительное чтение: Ф. Тютчев «Чародейкою зимою» |
Воробьёв Владимир Викторович «Зимний вечер в лесу» |
Нарисовать музыку зимнего леса. |
4 класс
№ п\п |
Название литературного произведения |
Название картины |
Творческое задание |
1 |
А.С. Пушкин «Осень», стихи |
Меньшиков Николай Петрович «Поздней осенью» |
Как вы думаете, умеет ли осень грустить? Опишите состояние природы осенью. |
2 |
А.С. Пушкин «Дни поздней осени бранят обыкновенно…» |
Жилин Виктор Иванович «Осенняя тишина»
|
Напишите, что дарит осень художникам, поэтам, взрослым, детям. |
3 |
А.С. Пушкин «Зимняя дорога» |
Парашечкин Владимир Вячеславович «Фельдъегерская тройка» |
Опишите, о чём думает луна. |
4 |
К.Д. Бальмонт «Снежинка» |
Ефремова Маргарита Вячеславовна «Первый снег» |
Напишите сказку о том, что увидела снежинка, опускаясь на землю. |
5 |
А.А. Блок «Россия» |
Дайбов Владимир Александрович «Дом бабы Нюты» |
Что художник хотел выразить, запечатлев этот деревенский дом? |
6 |
И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…» |
Заутренников Михаил Михайлович «Сенокосная пора» |
Напишите сказку о том, как разговаривали колоски в поле. |
7 |
И.А. Бунин «Шире, грудь, распахнись» |
Рыков Виктор Михайлович «Разлив на реке Клязьме» |
Напишите, чему может научить весенняя природа человека. |
8 |
Н.А. Заболоцкий «Детство» |
Пашкина Людмила Ивановна «Любимая игрушка» |
О чём может говорить девочка кукле? |
9 |
И. Соколов-Микитов «Родина» |
Руднев Леонид Иванович «У истока Ангары» |
Опишите настроение реки. |
10 |
И. Соколов-Микитов «Родина» |
Понарин Николай Иванович «Лето» |
О чём в жаркий день беседуют берёзы? |
11 |
И. Соколов-Микитов «Родина» |
Машталерук Владимир Иванович «Лодочная станция на Сейме» |
Опишите характер реки. |
12 |
И. Соколов-Микитов «Родина» |
Машталерук Владимир Иванович «На курской земле» |
Сочините сказку о том, как исчезла радуга. |
13 |
И. Соколов-Микитов «Родина» |
Заутренников Михаил Михайлович. Из серии «Коренная пустынь». Дали неоглядные. |
Закончите предложение: «Если бы не было неба…» |
14 |
И.А. Бунин «Листопад» |
Воробьёв Владимир Викторович «Осенний лес» |
Опишите запахи осеннего леса. |
15 |
Дополнительное чтение: Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» |
Проценко Фёдор Иванович «У окна. А.С. Пушкин и Н. Гончарова» |
Как вы думаете, каким человеком был художник? |
16 |
Дополнительное чтение: Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» |
Минин Игорь Анатольевич (в соавторстве с Криволаповым Николаем Петровичем) Памятник А.С. Пушкину |
Напишите письмо А.С. Пушкину о том, почему его сказки до сих пор остаются чудом и радостью. |
17 |
Дополнительное чтение: В.А. Жуковский «Вечер» |
Воробьёв Владимир Викторович «Закат у реки» |
Сделайте художественное описание картины. |
18 |
Дополнительное чтение: С.Я. Маршак «Зелёная застава» |
Воробьёв Владимир Викторович «Тропинка» |
Напишите «Гимн деревьям». |