Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 11 классе разноплановые и интересные. Придётся вспомнить старинные буквы, поработать с устаревшей лексикой и фразеологией.
Олимпиада
РУССКИЙ ЯЗЫК
11 КЛАСС
1 этап
№1. Одно из стихотворений Марины Цветаевой, посвящённое её современнику, великому русскому поэту начала ХХ века, начинается такими строками:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ,
Имя твоё – пять букв…
Кому посвятила М.И. Цветаева это стихотворение? Напишите 5 букв, о которых говорится в стихотворении. Согласны ли вы, что при произнесении этой фамилии происходит лишь одно «движение губ»? Укажите, сколько звуков в этой фамилии, и по возможности опишите движения органов речи при произнесении каждого из них.
№2. Прочитайте стихотворение-«азбуку» В.Я. Брюсова «Июльская ночь».
Алый Бархат Вечереет, Улетели Феи Холить
Горделиво Дремлют Ели, Царство Чары Шаловливой,
Жаждет Зелень - И iюль Щебет Ѣдких Эпиграмм…
Колыбельной Лаской Млеет… начинаетЪ снЫ неволитЬ,
Нежно Отзвуки Пропели… мVро льёт нетерпеливый
Разостлался Синий Тюль. Юга Ясный θимиам.
Назовите буквы, которые 1) исключены из состава современного русского алфавита, 2) сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение, 3) есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении.
№3. Перед вами текст, состоящий из непонятных слов, но составленный по законам русского языка. Дайте свой вариант его «перевода». Объясните, что помогло вам при подборе слов.
Бренцало. Хрюбенькие кувычики дрюмко буркотались и зюнзели. Земко кляснула хлявая кумка, дмыхнул морк, и буры закунялись.
№4. Внимательно прочтите отрывок из романа А.Н. Толстого «Пётр Первый».
«Над пожарищем распалось небо, и видима стала твердь стеклянная и престол, стоящий на четырех животных, на престоле сидящий Господь, ошую и одесную – дважды по двунадесят старцев и херувимы окрест его…»
Какой частью речи являются выделенные слова? Замените их современными синонимами.
Ошую - … . Одесную - … .
№5. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор.
Леса лысы.
Леса обезлос..ли.
Леса обезлес..ли.
В. Хлебников
№6. В слове мороз пять звуков. Сколько раз используется каждый из этих звуков в пословице:
Семь раз примерь, один – отрежь?
№7. Подберите к каждому слову русские синонимы.
Апломб, атрофия, инспирировать, корректный, манипулировать, наркотический, санкция, фиксация.
№8. Обозначьте морфемный состав слов дороговизна, дешевизна. Объясните, как образованы эти слова. В чём отличие этих слов от других существительных на –изна?
2 этап
№1. Каково происхождение слова культура? В одном или разных значениях употребляется это слово в выражениях мировая художественная культура, культура речи, зерновая культура?
№2. Укажите источники фразеологизмов, дайте им толкование, придумайте с ними предложения.
Нищие духом, блудный сын, ничтоже сумняшеся, нет пророка в своём отечестве, влить молодое вино в старые мехи.
№3. Проведите морфемный анализ и сравните значение, морфемный состав глаголов в парах раздеться – разодеться; раскрасить – разукрасить. Являются ли слова в парах однокоренными? Одинакова ли значение приставки раз- (рас-)?
№4. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.
Стрелок, кипяток, обломок, лоскуток, желток, белок, ездок, моток, ходок, обрезок, пинок, игрок, кивок, дичок, ветерок, отпечаток, язычок, бросок, уголок, брелок.
№5. Напишите два мини-сочинения, в научном и художественном стиле, на одну из предложенных тем:
1) Гроза. 2) Море.
№6. В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки, например:
У нея ротик фитою. Станет фертом, ноги-то азом распялит. Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.
Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Напишите эти буквы. Какие звуки они обозначали? Каких букв нет в современном алфавите и почему?
№7. Какую роль играют выделенные слова в следующем фрагменте текста?
Я засыпаю в натопленной жарко детской. Приходят сны, лёгкие, розовые сны. Розовые, как верно, Обрывки их ещё витают в моей душе. И милый Горкин, и царь Соломон – сливаются. Золотая корона, в блеске, и розовая рубаха Горкина, и старческие розовые щёки, и розовенький платок на шее. Вместе они идут куда-то, словно летят по воздуху. Лёгкие сны, из розового детства. (И.С. Шмелёв. «Лето Господне»).