Спряжение глаголов

В четвёртой четверти 4—5 классы традиционно изучают раздел, посвящённый глаголу.

Под занавес учебного года трудно справиться с двумя самыми сложными в правописании темами — "Гласные в личных окончаниях и в суффиксах глаголов".

Ещё сложнее шестиклассникам, изучающим правописание суффиксов причастий. Ребятам приходится определять спряжение глаголов, а сделать это бывает очень не просто. А уж каково старшеклассникам, у которых впереди экзамен по русскому языку, и представить себе невозможно!..

Сведения разрозненные, не завершённые вовремя тщательной отработкой, приводят к серьёзным пробелам. Будем систематизировать всё, что необходимо знать о спряжении глаголов.

Казалось бы, хрестоматийно известно, что II спряжение имеют глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме, или инфинитиве, на -Ить, а также семь глаголов на -Еть и четыре глагола на -Ать. К I спряжению относятся все остальные глаголы на -Еть, -Ать, -НУть, -Оть, -Ыть и известные по школьным учебникам два слова-исключения на -Ить (брить, стелить).

Редко встречающиеся слова зиждиться (со значением: строиться, основываться), зыбиться (со значением: колебаться, качаться) употребляются только в 3 лице: дисциплина зиждется на сознании ученика, решения зиждутся на законе, тростник зыблется, листья зыблются.

Запомните, что спряжение по инфинитиву определяется только у тех глаголов, которые имеют ударные личные окончания: стоИт — стоять (II спр.), летЯт — лететь (II спр.).

Если же личные окончания у глагола ударные, то незачем искать инфинитив, нужно смотреть на это окончание: берёшь, берёт, берём, берёте, берут (ЕШЬ/ЁШЬ, ЕТ/ЁТ, ЕМ/ЁМ, ЕТЕ/ЁТЕ, УТ/ЮТ) — I спряжение; шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят (ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ) — II спряжение.

Правда, нет ничего нового! Однако проблема остаётся не решённой до сих пор. Почему?

Во-первых, не знаем слова-исключения. Исправить это легко, надо лишь выучить полезную рифмовку:

Гнать, держать, терпеть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть.

И ещё: дышать, вертеть,

И зависеть, и смотреть.

Во-вторых, сама неопределённая форма иногда ставит нас в тупик. Хорошо, если на суффикс перед -ТЬ падает ударение (стоять, молчать, лететь, грозить), но если звук безударный, то сомневаемся, как правильно: клеЯть или клеИть, зависИть или зависЕть, сеИть или сеЯть (подчёркнутые слова написаны верно!). Глаголы нужно опять заучивать и узнавать.

Однако есть маленький совет: проговаривайте нужное слово медленно, чтобы услышать звук йот [j'], во всех словах на -Ять присутствует буква Я, она ведь йотированная гласная (мерить, чистить, НО таЯть, затеЯть).

Не перепутайте значения слов таЯть (исчезать, становиться жидким, испытывать состояние умиления) и таИть (скрывать в себе, молчать, не обнаруживать). А вот слова КЛЕить, СТРОить выучите крепко-накрепко!

В-третьих, есть группа глаголов, которые спрягаются, нарушая все условия: одни образуют формы как у первого спряжения, другие как у второго. Их немного: бежать — бежит — бегут; хотеть — хочет — хотят; есть — ест — едят; дать — дадим — дадут.

Они называются разноспрягаемыми. К ним примыкают слова брезжить — брезжит — брезжут; чтить — чтит — чтут (форма чтят используется редко).

В-четвёртых, к словам часто прикрепляются приставки и так хорошо маскируют глаголы, что вводят нас в заблуждение, а приставка вы- даже перетягивает ударение на себя: задержать, присмотреть, надоесть, создать, забежать, вылететь, выговоришь. Простой совет: отбрасывайте приставку!

В-пятых, если в глаголе есть приставка обез- (обес-), то при определении спряжения обязательно учитывайте переходность глагола. Переходный глагол обессилИть кого-то (II спр.), а непереходный обессилЕть самому (I спр.): мы обессилИм врага, вы обессилеЕте сразу. Совет: найдите подлежащее и дополнение, определите переходный глагол.

В-шестых, некоторые глаголы имеют двоякие формы: мучает (мучить — мучит — мучат); меряет (мерить — мерит — мерят); выздоровит (выздороветь — выздоровеет). Эти варианты относятся к разным спряжениям. Одна из подобных форм может иметь чередование звуков: капать — капает — каплет; полоскать — полоскает — полощет; махать — махает — машет (подчёркнутые слова являются разговорными).

Какая из них правильная? Обе существуют, но по-разному, различаются либо своим лексическим значением, либо стилистическим оттенком. Сравним: каплет, то есть течёт самопроизвольно; капает обозначает действие, совершаемое кем-то; разговорная форма махает и нейтральное машет. Используйте в письменной речи только литературные формы.

В-седьмых, нельзя смешивать глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях. Сравните две формы: Вы стукнЕте мне в окно, когда пойдёте на прогулку? — СтукнИте мне в окно, пожалуйста, когда пойдёте на прогулку.

Оба предложения почти одинаковы (на слух!), но они различны по цели высказывания: первое вопросительное, а второе повествовательное. В первом глагол изъявительного наклонения имеет окончание I спряжения -ЕТЕ, во втором — глагол повелительного наклонения имеет суффикс -И- и окончание -ТЕ. Знайте твёрдо, что только в форме изъявительного наклонения нужно определять у глагола спряжение.

И, наконец, есть группа таких глаголов, которые выражают состояния или действия, не зависят от субъекта и не изменяются по лицам. Они называются безличными и не относятся ни к какому спряжению: вечереет, мне нездоровится. Некоторые личные глаголы только в тексте могут иметь значение безличных: веет черёмухой, пахнет сеном, не читается, клонит ко сну, легко дышится. Обращайте внимание на то, в каком предложении употреблён тот или иной глагол.

Можно выдохнуть! Но всё-таки не спешите. Давайте теперь учиться рассуждать. Делайте это правильно.

ПЕРВЫЙ ПРИМЕР

Я увид..л падающую звезду, и ты ещё увид..шь.

В этом предложении три глагольные формы: 2 глагола и 1 причастие. Есть два однокоренных слова, а буквы нужно писать разные: гласную в суффиксе и гласную в окончании. Первый глагол употреблён в прошедшем времени, он обозначает уже совершившееся действие, об этом сигнализирует суффикс -Л-. В неопределённой форме глагол увидеть перед -ТЬ имеет суффикс Е, значит, пишем эту букву.

Другой глагол стоит в будущем времени, окончание его безударное, он является исключением (отбрасываем приставку У-) и относится ко II спряжению, в единственном числе нужно писать И, во множественном А/Я.

Причастие образовано от глагола падАть (I спр.) и имеет гласную Ю, причём суффикс -А- остаётся неизменным.

ВТОРОЙ ПРИМЕР

Спать ложится мышонок, засыпает жучок, но над ними хохочет сверчок.

Хотя глагол спать имеет гласную А, нельзя без самопроверки отнести его к I спряжению. Он спИт, они спЯт, следовательно, это II спряжение. Глагол ложится имеет ударное окончание -ИТ, по букве И видно, что это тоже II спряжение. Глагол засыпает с безударным окончанием, ставим в неопределённую форму — засыпÁть, это I спряжение. Глагол хохочет тоже с безударным окончанием, действуем по аналогии: хохотАть, это тоже I спряжение.

ТРЕТИЙ ПРИМЕР

Как они постел..т, так и люди высп..тся. Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь.

Слова с пропуском букв имеют безударные личные окончания. Рассмотрим предложение: Как они постел..т, так и люди высп..тся. Первый глагол ставим в неопределённую форму постелить, отбрасываем приставку ПО-, узнаём исключение стелить, это I спряжение, напишем Ю. У второго глагола (инфинитив выспаться) даже без ударной приставки ВЫ- без самопроверки не получится определить спряжение правильно: они спЯт, он спИт. Это II спряжение.

Перейдём к предложению: Вчера не догон..шь, завтра не встрет..шь. Глагол догон..шь ставим в неопределённую форму, получаем догнать, отбрасываем приставку ДО- и узнаём глагол-исключение, II спряжение, пишем догонИшь. У слова встрет..шь инфинитив встретить, это II спряжение, значит встретИшь.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИМЕР

Где стро..т, там и ро..т. Где кле..т, там рвётся.

Строить на Ить, II спряжение, строЯт. Рыть на Ыть, I спряжение, роЮт. Клеить на Ить, II спряжение, клеЯт. Последний глагол имеет ударное личное окончание -ЁТ, это I спряжение.

ПЯТЫЙ ПРИМЕР

Волки по лесу рыщ..т, чужое добро ищ..т.

От инфинитива рыскАть, I спряжение, рыщУт. От инфинитива искАть, I спряжение, ищУт. Здесь можно промахнуться с буквой, но мы ведь помним, в сочетаниях чу-щу нужно писать букву У.

ШЕСТОЙ ПРИМЕР

Зимой берег моря обезлюд..т. Войска обезлюд..т целый район города.

В первом предложении берег сам по себе останется безлюдным из-за зимы, глагол непереходный, I спряжение, поэтому пишем гласную Е (обезлюдеЕт). Во втором есть прямое дополнение, глагол переходный, II спряжение, надо выбрать Я (обезлюдЯт).

СЕДЬМОЙ ПРИМЕР

Ему не удастся поступить на бюджетное отделение. Выбежишь на улицу и не захочешь уходить домой.

Глагол поступИть относится ко II спряжению. В обоих предложениях есть разноспрягаемые глаголы: удастся (инфинитив дать), его трудно узнать из-за приставки У- и постфикса -СЯ; выбежИшь и захочЕшь тоже спрятались за приставками ВЫ- и ЗА-.

ВОСЬМОЙ ПРИМЕР

Наполн..те вазу водой. Когда наполн..те вазу, поставьте в неё цветы.

В первом предложении выражается просьба, здесь глагол повелительного наклонения с суффиксом -И- (наполнИте), во втором — глагол изъявительного наклонения относится ко II спряжению и имеет окончание -ИТЕ (наполнИТЕ).

ДЕВЯТЫЙ ПРИМЕР

Он часто езд..т к бабушке в деревню. Осторожно, гуси тебя защип..т.

В так называемых двояких формах мы используем литературный вариант: езд..т от инфинитива ездИть, II спряжение, ездИт; защип..т от инфинитива защипАть, I спряжение, защиплют ( в разговорной речи допускаются формы защипЯт и защипаЮт).

ДЕСЯТЫЙ ПРИМЕР

Там пахнет молоком и сеном. Как сильно пахнет полынь!

В первом предложении личный глагол используется в безличном значении, у него формально нельзя определить спряжение. Во втором предложении пахнет от инфинитива пахнУть, I спряжение.

 


Литература

1. Борисова Н.М. Опыт системного подхода к повторению глагола / Русский язык в школе. — 2001. — № 6.

2. Борисова Н.М. От глагола — к причастию / Русский язык в школе. — 2003. — № 6.

3. Каламова Н.А. О спряжении глагола /Русская речь. — 1990. — № 4.

4. Крамаренко Г.М., Малюшкин А.Б. Повторяем правописание окончаний глаголов / Русский язык в школе. — 2007. — № 8.

5.Пахомов В.М. Спряжение глаголов / Русский язык в школе. — 2015. — № 5.

6. Полковникова С.А. Глаголы-исключения / Русский язык в школе и дома. — 2010. — № 8—9.

Яндекс.Метрика