Контрольные словарные диктанты

Уж сколько раз твердили миру, а воз и ныне там…

Эти знакомые фразы из басен Крылова как нельзя лучше характеризуют тщетность усилий в преодолении ошибок, связанных со словарными словами, которые пишутся либо в соответствии с традицией родного языка, либо сохраняют написание по источнику происхождения.

Не проверяемых правилами слов много, их написание не поддаётся никакой логике. Нужно запоминать десятки слов и постоянно работать с орфографическим словарём.

Маленький пример: ученица спрашивает учителя, что ей делать, если в словаре искомого слова нет. Когда обеспокоенный педагог всё-таки находит в словаре то самое слово, оказывается, что девочка вместо слова «панорама» искала «панарама».

Как облегчить запоминание трудных слов? Можно, конечно, раздать для заучивания списки словарных слов, расположенных по алфавиту или сгруппированных тематически. Но принесут ли реальную пользу подобные длинные списки, не отпугнут ли ученика своим количеством?

Нужно применять проверенные способы работы со словарными словами, гибко использовать систему мотивации, игровые методики, облегчающие детям запоминание трудных слов. Можно приготовить карточки, на которых были бы написаны слова с непроверяемыми написаниями. Согласно исследованиям, чтобы слово запечатлелось в памяти ребёнка, чтобы его написание было автоматически правильным, необходимо много раз использовать это слово в письменной речи.

Многие непроверяемые написания, считающиеся традиционными, на самом деле можно проверить на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: "кисель" - от "киснуть", "паломник" - от "пальма".

Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слов: п_тух, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.

Слова-подсказки: петь, мять, клёв, пёс, кол, чин, копоть, целый, пить, кость, кров, чёрный, зеркало, просто, белый.

Часть слов содержат полногласие -оро-, -оло-. Сравните пары слов:

прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, превращение – переворот, молодёжь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.

В этих парах первое слово устаревшее, старославянское по своему происхождению. Второе же слово содержит русское полногласие.

Многократное повторение будет более продуктивным, если дети получат эти слова не в готовом виде, а приложат собственные усилия к запоминанию. Навязывание слов для механического заучивания противоречит естественному живому языковому развитию растущего человека. Дети сами изобретают игры, требующие умения быстро и точно находить нужные слова.

Если группа вводимых за один раз слов объединена одним признаком (общим корнем, сочетанием букв или смыслом), слова, как правило, лучше запоминаются. Спортивная тема: тренировка, тренер, спортсмен, стадион, старт, финиш, финал, эстафета, спартакиада, олимпиада, рекорд, рекордсмен.

Для того чтобы школьник мог успешно запоминать словарные слова, надо научить его подключать к этому виду работы зрительную, слуховую и речедвигательную память.

Вот как может выглядеть инструкция для запоминания слов.

  • Всмотритесь в слово, представьте его в символическом виде, создайте его рисунок.

 • Проговорите его по слогам, отчетливо произнося каждый звук. Вот так: про-фес-сия, ин-тел-ли-ген-ция, ик-кус-ствен-ный.

  • Напишите их по памяти, а потом проверьте себя.

Многие неожиданные и нелепые ошибки возникают из-за того, что школьники не вглядываются в буквенный состав слова, "в упор не видят", как оно пишется. А такой самостоятельный поиск слов заставляет их проанализировать, продумать, рассмотреть большое количество слов. Активный характер работы обеспечивает более высокий уровень запоминания и свободное словоупотребление в дальнейшем.

Если ребёнок один раз неправильно напишет слово, он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что сразу ликвидировать ошибку не получится. Пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам себе проговаривает. Поэтому необходимо развивать фонематический слух. Словарное слово нужно произносить чётко, причём несколько раз вслух. 

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, то есть при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.

Один раз в четверть или в полугодие можно проводить контрольные словарные диктанты в 5-11 классах.

Объём словарного диктанта: для 5 класса - 15-20 слов, для 6 класса - 20-25 слов, для 7 класса - 25-30 слов, для 8 класса - 30-35 слов, для 9 класса - 35-40 слов, для 10-11 класса - до 70 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

«4» ставится за диктант, в котором обучающийся допустил 1-2 ошибки.

«3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

«2» ставится за диктант, в котором допущено 5 и более ошибок.

Предлагаем контрольные словарные диктанты, которые мы используем в практической работе. Эти диктанты состоят в общем-то из самых известных и наиболее употребляемых слов. И совсем неважно, по каким учебникам занимаются дети.

Для каждой параллели 5-8 классов составлено по два набора словарных слов. Выбирайте один из них на середину года, а другой на конец года. Предлагаем также текстовый файл для распечатки с таблицей, чтобы выполнить анализ контрольного словарного диктанта.

 

5 класс

Контрольный словарный диктант 

20 слов

Компьютер, до свидания, здравствуйте, пожалуйста, планета, чувствовать, искусство, панорама, трамвай, пейзаж, характер, выражение, дирижёр, происшествие, легенда, вокзал, здесь, фонарь, зоопарк, температура.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 5 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу______

На «5» - _____, на «4» - _____, на «3» - ______, «2» - ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

5 класс

Контрольный словарный диктант 

20 слов

Наверное, стадион, пожалуйста, профессия, компьютер, гитара, пианино, безвкусный, природа, приключения, шоколад, шоссе, экзамен, исполин, билет, горизонт, маршрут, велосипед, квартира, оптимист.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 5 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу______

На «5» - _____, на «4» - _____, на «3» - ______, «2» - ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

6 класс

Контрольный словарный диктант

25 слов

Благословение, адмирал, преподавать, иллюстрации, платформа, равнина, горизонтальный, миллиметр, изображение, ураган, патриотический, пожалуйста, спасибо, до свидания, масштаб, параллельный, примета, фиолетовый, бассейн, долина, впечатление, ровесник, парашют, внимание, лестница.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 6 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - _____, на «4» - _____, на «3» - ______, «2» - ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

6 класс 

Контрольный словарный диктант

25 слов

Количество, миллион, минута, секунда, одиннадцать, инициалы, аттракцион, сувенир, экспонат, балет, театр, партер, дизайнер, каникулы, фойе, вестибюль, откровенный, искренний, совершенство, архаизмы, юный, багряный, диалог, косвенный, орфограмма.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 6 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - _____, на «4» - _____, на «3» - ______, «2» - ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

       
7 класс

Контрольный словарный диктант  

30 слов

Караван, авиация, теоретический, палисадник, иссиня-черный, изжелта-красный, общественно-политический, бригантина, адмирал, избирательная кампания, компания друзей, колоссальный, громадный, лазурный, фарфор, демонстрация, парад, афоризм, атмосфера, грамматический, неопределённый, команда, терраса, одиннадцать, обстоятельство, аттракцион, столетие, северо-западный, юный, прилагательное.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 7 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - _____, на «4» - _____, на «3» - ______, «2» - ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

7 класс

Контрольный словарный диктант

30 слов

Интернет, миллион, оптимист, искусственный, калейдоскоп, внимание, комфорт, впечатление, памятник, афоризм, бешеный, поразительный, компания друзей, предвыборная кампания, горизонтальный, путешественник, исследования, сарафан, композитор, театр, прогнозировать, ветеринар, видеокамера, деликатес, преподаватель, эстафета, поколение, великолепный, обоняние, жюри.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 7 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - _____, на «4» - _____, на «3» - ______, «2» - ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

8 класс  

Контрольный словарный диктант 

35 слов

Эрудиция, гуманитарный, колебание, выражение, рекомендовать, интеллигент, сочетание, стандарт, реформа, прогресс, как будто, талисман, эксперимент, будущее, галерея, фойе, экономист, фольклор, диалекты, палисадник, здесь, профессия, эпиграф, композиция, энциклопедический, уникальный, академия, искусство, проект, директор, классификация, категория, элегия, романтизм, оптимист.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 8 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - _____, на «4» - _____, на «3» - ______, «2» - ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 

8 класс 

Контрольный словарный диктант 

35 слов

Интернет, лаборатория, будущее, следующий, интеллигент, коллектив, всё-таки, как будто, изображение, объединение, университет, землетрясение, гармония, реликвия, километр, минерал, палатка, территория, инстинктивный, публицистический, в течение недели, драматический, автобиография, философский, преподаватель, директор, колоссальный, искусство, администрация, здесь, пожалуйста, труженик, чересчур, впечатление, чувствовать.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 8 класса____Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - _____, на «4» - _____, на «3» - ______, «2» - ______

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 
9 класс

Контрольный словарный диктант 

40 слов

Гуманитарный, до свидания, пожалуйста, извините, палисадник, терраса, чувствовать, искусство, панорама, оптимист, пессимист, пейзаж, характер, выражение, дирижёр, происшествие, легенда, патетика, здесь, департамент, самонадеянный, сумасшедший, очарование, преподаватель, асимметрия, линолеум, беллетристика, дислокация, компонент, времяпрепровождение, драматический, пьеса, кристаллы, участвовать, дискуссия, междоусобицы, превратности, обаяние, профессионально-техническое, аплодировать.

___________________________________________________________________

Анализ ошибок 9 ____класса. Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - ____,  на «4» - ____, на «3» - ____, на «2» - _____

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

       

10 класс

Контрольный словарный диктант 

50 слов

Дефицит, предварительный, алюминий, привередливый, привилегия, дирижёр, баррикада, грамотность, изваяние, аккомпанемент, приоритет, палисадник, гостиная, дилетант, пессимизм, беллетристика, преамбула, винегрет, тротуар, депрессия, искусственный, философский, профессия, праязык, интеллигент, эксперимент, меценат, чересчур, деликатес, поразительный, калейдоскоп, преподаватель, поколение, ветеринар, компания друзей, бешеный, колоссальный, терраса, теоретический, апелляция, дифирамб, корректор, количество, наваждение, карикатура, катакомбы, масштаб, сверстник, ровесник, великолепие.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 10_____класса. Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - ____,  на «4» - ____, на «3» - ____, на «2» - _____

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 
11 класс

Контрольный словарный диктант 

60 слов

Экзамен, до свидания, пожалуйста, чувствовать, искусство, панорама, характер, происшествие, здесь, температура, дефицит, предварительный, алюминий, привередливый, привилегия, дирижёр, баррикада, грамотность, изваяние, аккомпанемент, приоритет, палисадник, гостиная, дилетант, пессимизм, беллетристика, преамбула, винегрет, тротуар, депрессия, искусственный, философский, профессия, караван, интеллигент, эксперимент, меценат, чересчур, деликатес, поразительный, калейдоскоп, преподаватель, поколение, ветеринар, компания друзей, бешеный, колоссальный, терраса, теоретический, апелляция, дифирамб, корректор, количество, наваждение, карикатура, катакомбы, масштаб, сверстник, ровесник, великолепный.


___________________________________________________________________

Анализ ошибок 11_____класса. Учитель ____________

Всего в классе ______, выполняли работу____

На «5» - ____,  на «4» - ____, на «3» - ____, на «2» - _____

Ошибка в слове Количество Ошибка в слове Количество
       
       
       

 
Скачать тексты контрольных словарных диктантов (формат doc, 116 КБ)

Яндекс.Метрика