Пение коклюшек запоминается надолго. Оно похоже на журчание и переливы тонкой струйки воды.
Перед кружевницами в лукошках лежат толстые короткие валики, обтянутые белой тканью. От валиков веером тянутся нитки с подвешенными деревянными палочками. Женщины ловко, быстро перекладывают палочки из одной руки в другую, и они, соприкасаясь, звонко постукивают.
Валик — «подушка» — туго набит сеном, а сверху на нём лежит «сколок» — бумажная прорисовка будущего изделия — контур узора. В определенные точки сколка мастерица вкалывает булавки с маленькими головками, чтобы ими удерживать нитки и направлять движение узора.
Сплетённое кружево стоит снять со сколка — окажется ажурным, прозрачным. На воздушной решётке фона орнамент — цветы, деревья, причудливые завитки, ромбы или круги. Узор иногда плавно перетекает в фон, словно растворяясь в нём.
Всё богатство кружева складывается только из четырёх элементов. Ровная лента вьётся непрерывной волнистой линией — «полотнянка». Её изгибы соединяются тонкими шнурочками— «плетёшками», они образуют узорную решётку. Среди ячеек решётки мерцают маленькие плотные зёрнышки — «насновки». Некоторые детали выполняются совсем лёгким ажуром — «сеткой». В кружеве нет ни одной лишней нити.
В деревенском доме над столом вокруг зеркала висят полотенца с ажурными концами. Кружево на оконных занавесках просвечивает солнечными лучами. Особенно богато украшена кровать. Из-под кружевного покрывала спускается подзор — широкий край, пришитый к полосе ткани; на высокую пирамиду подушек наброшена накидка, а на самой маленькой подушке — кружевная наволочка.
Немало кружев найдётся и в сундуках. Их запасали смолоду, готовя приданое к свадьбе: 30—40 полотенец, чтобы дарить родне простыни, рубахи, целые рулоны мерного кружева.
Кружево привычно ассоциируется с инеем, морозом.
«Идёт зима, сыплет снег свою пряжу, на еловых иголочках кружево плетёт...» — так образно говорят о зимней поре, и кружево представляется белоснежным, холодным, с кристально-строгими узорами. Но оно может передать и аромат лета, приволье широких лугов, поросших полевыми цветами. Ведь в прошлом кружевницы лето и осень работали на полях и огородах, кружево плели зимой, ловя скупой свет сумрачного дня или горящей лучины. Долгими зимними вечерами они вспоминали летнее тепло, лесные поляны в цветах и ягодах, и из этих воспоминаний рождались узоры, в которых раскрывалась красота родного края.
И. Журавлева
Мастерица
У меня терпенья много, А работа нелегка: Вышиваю бабушке Два шелковых платка.
Первый я закончила — На нем наш синий пруд, Небо светло-голубое, Утки по воде плывут.
На втором я вышиваю Незабудок хоровод. И иголка, словно рыбка, По платку сама плывет. |
Воздушные паутинки
Ю. Карпова
Вологда. Во-ло-гда (слово какое певучее!) — лесной край с голубыми озёрами.
Ещё хорошо сохранились здесь дома с террасами из еловых брёвен, окрашенные временем в густой коричневатый цвет. Магические коньки смотрят с крыш. Изящные дымники из прорезного железа сторожат дома.
Безымянные зодчие наряжали свои дома в узоры, в деревянное кружево. Ниточка этих традиций плетётся из дальней дали, от деда к отцу, от отца к сыну. И каждый вносит своё, сберегая и продолжая мотивы древности.
Сидят маленькие кружевницы. Перед каждой валек — подушка на подставке. К подушке прикреплена бумага с рисунком.
Эти девочки умеют плести вечером косичку из сорока и больше нитей. Чтобы нитки не перепутывались, на концах у них разукрашенное... коклюшки — деревянные палочки для наматывания ниток. Девочки, как будто играючи, перекидывают коклюшки из одной руки в другую, и получаются у них «вилюшечки», «плетёшки», «насновки», «паучки», «полотнянки», «сеточки», «решётки»,—так ласково называют вологодские кружевницы элементы, «буквы», из которых потом сложится «слово» — кружево.
Плетут, плетут, растёт узор. Потом воткнут в подушку булавочку с цветным шариком на конце, закрепят узор, снова плетут.
Не умолкая, поют коклюшки. Ни перепутать, ни сбиться нельзя — узор строгий, красота его в точном повторении узелков и петель. Музыкальный перезвон стоит в комнате, словно кто-то невидимый играет на ксилофоне. И в быстром мелькании рук возникает чудо, тончайшие, замысловатого рисунка кружева.
Что такое кружева? Воротнички? Салфетки? Накидки? Покрывала? А может быть, это музыка? Белые цветы? Сказка берёзовой коры? Или ветки в инее за окном?
Плетение кружев — замечательное народное искусство. Оно живёт и сегодня. И всегда будут люди преклоняться перед красотой. Неважно, в чём она, в воротничке, в накидке, в занавеске или в снежном узоре веток за окном...
Д. Димитрова
Сказка о вышивке
– Бабушка, ну что мне делать? Скуч-но-о-о, – тянула девочка.
– Что делать? Возьми-ка повышивай. Я дам тебе нитки и кусочек полотна.
– Ну да! Буду я вышивать! Кто в наше время вышивает, бабушка?
«Чудные дети, – подумала бабушка, – мы-то в наше время старались узор покрасивее придумать и все поглядывали, кто лучше да больше вышьет».
– Хочешь, я расскажу тебе сказку?
Разве есть что-нибудь милее бабушкиной сказки?! Девочка устроилась поудобнее, а бабушка взяла спицы и начатый чулок, села рядом с девочкой на кушетку, надела очки и стала рассказывать:
– Было это давным-давно. Не было тогда ни фабрик, ни машин, к люди все дела ли своими руками. Сами обжигали глиняные горшки, сами вязали чулки и рукавицы, сами ткали полотно. В те времена жила-была одна вдова. И была у нее дочь которую она очень-очень любила. Однажды зимой, когда другие ребята кувыркались в снегу, девочка лежала больная в своей постельке.
– Мама, а когда расцветут деревья и запоют птицы? – спрашивала она.
Личико девочки было бледным и печальным. и сердце матери сжималось от горя. Но что она могла поделать? Весна была еще так далеко. Ветер все свирепее завывал в трубе, засыпая бедную хижину снегом. Даже вороны, которые прилетали к ним на порог поклевать крошек, и те куда- то скрылись от холода.
Однажды девочка сказала:
– Милая мама, если завтра утром я не увижу цветущее деревцо, я умру...
Она закрыла глаза и забылась тяжелым сном. Сердце матери обливалось кровью.
Вдруг какая-то мысль пришла ей в голову. Она поставила лампу на стол и подбросила в огонь охапку хвороста. Запылал буйный огонь. Женщина принялась за работу. Сварила в горшочках луковую шелуху и какие-то коренья- Она брала тонкую белую пряжу и окунала каждый моток в отдельный горшочек, и пряжа становилась то желтой, то алой, то зеленой... Потом женщина вытащила из сундука кусок белого полотна, села поближе к лампе и стола вышивать...
Когда ночь кончилась и в хижину заглянул румяный солнечный луч, больная девочка открыла глаза и спросила:
– Мама, пришла весна? Где она?
– Вот, – сказала мать, – смотри!
И она показала девочке полотно, на котором вышивала всю ночь.
Девочка приподнялась, и что же она увидела? На полотне сияла совсем еще молодая весна. Цвели деревья, пели пестрые птицы, распускались цветы, а по зеленой мураве бегали и смеялись ребята...
Иголкой и нитками мать нарисовала все это, а девочке показалось, что в самом деле пришла весна. Один из вышитых мальчиков весело помахал ей рукой.
– Мама, – прошептала девочка, – спасибо...
– Она не умерла? – спросила внучка бабушку.
– Нет. Любовь матери спасла её.
– Бабушка, а ты вышивала?
– А как же! Эх, какие узоры вышивала твоя бабушка, какие узоры! Сейчас открою сундук и покажу тебе.
Она подошла к большому, расписанному цветами сундуку и стала вынимать из него рубашки, фартуки, платки — все вышитые.
Девочка смотрела и диву давалась. Какие удивительные цветы и птицы! Какие прекрасные рисунки!
– Бабушка, научи меня вышивать!
– Хорошо,— ответила бабушка.
Нинель Кондакова
Кружево
Учительница принесла на урок дюжину струганых палочек с шейкой.
– Как вы думаете, что за палочки? – спросила она учеников.
– Самодельные барабанные, – ответили дети.
– Вот вам тогда и барабан, – сказала учительница и положила на стол небольшую подушку, похожую на бочонок.
Дети засмеялись.
Палочки назывались коклюшками. На коклюшках плетут кружева.
Вот как это делается. На подушке-валике располагают листок с рисунком кружева. По узору втыкают булавки. Теперь черёд коклюшек. На них уже намотаны нитки. Коклюшка – и шпулька, и ручка одновременно. Каждые две коклюшки соединены общей нитью. Берут в правую и левую руку по такой паре коклюшек, нити цепляют за булавки.
Перекладывают в ладонях одну коклюшку под другую – нити перевиваются. Перекладывают пары коклюшек из руки в руку – нити переплетаются.
Обыкновенно нужно несколько пар коклюшек. Но бывает, что и несколько десятков, и несколько сотен – смотря какой сложности узор.
Опытная кружевница работает быстро, коклюшки сыплют дробный стук. Выдумщицы подвешивают к ним низку бисера, бусинки, а то и копеечку. Тогда коклюшки щебечут, как птицы, звенят, как весенний ручей. Так веселее.
В музее можно увидеть старинное кружево. Но не древнее. Потому что первые кружевные изделия появились не так давно – в XV веке, в Венеции. Старинное венецианское кружево шили иглой, в швы для упругости вставляли конский волос. Фантастические цветы для изысканного рукоделия рисовали самые известные итальянские художники. Новинка была большой редкостью.
Плести же кружево стали, когда появились металлические булавки с головкой. Новый приём быстро распространился повсюду. Некоторые города и провинции прославились на весь мир именно своим кружевом. Валансьен, малин, брабант, брюссельское – это названия лучших кружев по месту рождения.
Наше кружево тоже ценится во всём мире. Иностранцы называют его «русское кружево». Говорят, что русские мастерицы подсмотрели красоту своего замечательного кружева у художника-мороза. Действительно, кружево у нас – ремесло северное. Но вот непонятно, что с чем лучше теперь сравнивать: узоры мороза – с ажуром кружева или кружево – с рисунком мороза на стекле. Они спорят по красоте.
Красота у кружева особенная, праздничная, можно сказать, царская. Оно и на самом деле довольно долгое время блистало исключительно на пышных дворцовых церемониях и в убранстве храмов. Блистало – в прямом смысле слова, потому что для изготовления кружев тогда употреблялись кручёные золотые и серебряные нити. А для пущей красоты в них вплетали жемчуг, камни-самоцветы, мех. В крепостных мастерских и на мануфактурах искусные мастерицы творили это чудо «на заказ».
Когда же стали пользоваться льняными и хлопчатобумажными нитками, кружево вошло в широкий обиход. Знатное рукоделие оказалось совсем не сложным для освоения. Если в деревне объявлялась хоть одна кружевница, тут же этим ремеслом овладевали в каждом доме.
Обучались, в основном, девочки и девушки. Приходили к владелице секрета с лукошком ягод или жбаном молока – плата за науку. К вечеру хозяйка уже отпускала ученицу работать самостоятельно.
Как говорят кружевницы, всех дел-то: перевить нити, отложить коклюшки.
А войдёшь в избу к такой хозяюшке – на видном месте цветёт кружево – на иконном полотенце, на наволочках, обязательно на подзорах – так называлась широкая кружевная кайма по краю кровати. Девушки загодя готовили себе кружевное приданое – оно прибавляло невесте чести.
Теперь дома наполнились покупным, машинным кружевом.
Но говорить, что пробил час машиной заменить руки кружевницы – неверно. Такое время не наступит никогда.
Разве можно искусственные цветы приравнять к настоящим? Как ни похожи они, как ни удивительны, как ни красивы, в них нет главного – они не живые! Так и кружево. По сравнению с машинным, ручное – живое. Потому что в него вложены душа человека и мастерство его рук.
Человек живёт с мечтой о прекрасном, о красоте. Что такое красота? Словами не выскажешь, а руками сделаешь. Так родилось когда-то кружево. И так рождается всякий раз, когда кружевница садится за работу.
Диву даёшься, какое оно тонкое и филигранное у сегодняшних мастериц-искусниц. Художники придумывают для них всё более замысловатые и сложные узоры. На выставках красуются дорогие кружевные панно – картины из кружев.
И вот ведь что – никому не заказано самому сотворить кружевную красоту. У всех, кто пробовал, получалось.
Кстати, кружева ещё и вяжут – крючком и спицами. На спицах был связан из очень тонкой шерсти такой воздушный кружевной платок, что умещался в скорлупе ореха, а покрывал женскую фигуру с головы до пят! Обвязать кружевом воротничок под силу каждой первокласснице.
Если же девочка не поленится и научится по-настоящему плести кружева, то на выпускном вечере сможет появиться в кружевном платье, и будет царицей бала. А если потом она или другая девушка сплетёт себе кружевной наряд к свадьбе, то даже её внуки будут знать, что она была самой красивой невестой.