Точная дата рождения детской писательницы Лидии Алексеевны Чарской, ставшей властительницей дум нескольких поколений детей, неизвестна. Лидия Воронова, Лидия Чурилова и Лидия Чарская. Что общего между этими именами?
Выбрав поприще театральной актрисы, Лидия Чурилова стремилась завоевать приличное общественное положение своим трудом и способностями и прослужила в театре 26 лет. Там и появился сценический и, как оказалось впоследствии, литературный псевдоним «Чарская».
Лидия Алексеевна имела яркую внешность, была обаятельной и импульсивной женщиной. Простительна ей и «интрига» с датой рождения: кто-то из знакомых говорил, что Чарская праздновала свой день рождения летом, а не зимой, в одном документе стоит 1875 год, сама же она называла 1878 год.
Потрясающая популярность в начале ХХ века сменилась полным забвением в советское время, когда из библиотек изымались и уничтожались «пошлые» книги. И только сейчас выясняется, что книги Лидии Чарской по-прежнему любимы многими читателями.
Конечно, сейчас, как и более ста лет назад, её произведения предпочитают девочки, а мальчики по-прежнему любят приключения Жюля Верна и детективы А. Конан-Дойла. Однако у писательницы есть, что почитать, – около 80 книг!
Это исторические повести о дворцовых переворотах, о кавалерист-девице Надежде Дуровой, о жизни преподобного Сергия Радонежского, о борьбе горцев за свободу. Детские стихи и «Сказки голубой феи», кавказские предания; приключенческие повести о сиротках (самая известная, пожалуй, «Сибирочка»). И, наконец, романы и повести о воспитанницах гимназий и женских пансионов («Княжна Джаваха», «Записки институтки»).
Повествование от первого лица сохраняет естественную интонацию и невольно сближает героиню с читателем. Такая форма близка к автобиографической прозе, тем более что сюжетная линия, варьируясь, остаётся в целом схожей: раннее сиротство, одиночество, непонимание взрослых, взаимоотношения со сверстниками, первая влюблённость, «злодеи», цепь случайных совпадений…
Занимательность, чувствительность, психологизм, простота и лёгкость языка, неожиданность развязки, обязательно счастливый конец – вот далеко не весь перечень свойств прозы Чарской.
Она писала о доброте и уважении, мечтательности и наивности, любви и сострадании, бескорыстии и верности, благодарности и самоотверженности. «Задушевное слово» Лидии Алексеевны обладает и воспитательным свойством: в детях нужно пробуждать стремление к прекрасному, с ними следует доверительно беседовать, а использовать телесные наказания не рекомендуется.
Читая о княжне Нине Джаваха, мы видим, что жизнь институтки мало отличается от жизни современных школьников: те же обидные прозвища и дразнилки, шалости и безобразия, бездумное подчинение мнению коллектива («будь как все», «нечего выделяться»), те же «шутки» и «приколы» над учителями.
Нине объявляют войну, как и Лене Бессольцевой в повести В. Железникова «Чучело», но она решает терпеть и проявляет инакомыслие, берёт на себя вину и приходит на помощь своим одноклассницам, которые осознают свою вину и пишут на доске: «Ты лучше, и честнее, и великодушнее нас всех. Мы очень извиняемся перед тобою за всё причинённое тебе зло…»
Поклонницей героини Лидии Чарской была и Марина Цветаева, посвятившая безвременной кончине княжны своё стихотворение:
Всему внимая чутким ухом,
- Так недоступна! Так нежна! –
Она была лицом и духом
Во всём джигитка и княжна.
Ей все казались странно-грубы:
Скрывая взор в тени углов,
Она без слов кривила губы
И ночью плакала без слов…
Смерть – окончанье лишь рассказа.
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!