Анатолий Иванов

Книги прозаика и журналиста Анатолия Степановича Иванова (1928-1999) "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов" посвящены драматическим событиям.

Было всё: и трудное детство, и забота о семье, оставшейся без кормильца, и учёба в школе, и работа на колхозном поле в военное лихолетье, и страстная мечта стать журналистом, и первые творческие замыслы.

Писатель постепенно набирается опыта, работает в газете, книжном издательстве, позже становится заместителем главного редактора в журнале "Сибирские огни", где публикует своё первое большое произведение "Повитель". Уже в этом романе о далёком сибирском селе Локти, о страстях и горечи соблазнов для человека проявились особенности стиля автора: острые конфликты, знание быта и нравов жителей деревни, богатая палитра языка.

Другой роман — "Тени исчезают в полдень", принёсший настоящую славу писателю, — знакомит читателя с жителями селения Зелёный дол, с драматическими моментами становления советской власти, с изуверским сектантством Пистимеи и Устина Морозовых, примкнувших к ним Ильи Юргина и братьев Меньшиковых.

В начале 70-х годов Иванов — главный редактор журнала "Молодая гвардия". На протяжении 13 лет он создаёт самое масштабное своё произведение — "Вечный зов". Книга была отмечена несколькими премиями, имеет замечательную экранизацию — многосерийный телефильм, в котором играют многие известные советские актёры ХХ века: Петр Вельяминов, Ада Роговцева, Вадим Спиридонов, Иван Лапиков, Тамара Сёмина, Андрей Мартынов, Ефим Копелян и многие другие.

Около шести десятилетий охватывает действие романа, повествуя о династии Савельевых — трёх поколениях одной сибирской семьи. Эта поистине эпическая картина передаёт историю нашей страны, трагическую и героическую жизнь удивительно смелых и мужественных людей. До сих пор и книга, и фильм пользуются вполне заслуженной популярностью.

По признанию автора, он хотел показать, как его герои борются за человеческое достоинство, за справедливость, за радость бытия, думают о смысле жизни, о пользе для людей и общества, о своих поступках и своём выборе:

«Я особенно горжусь, когда меня спрашивают: а это, правда, было? Или когда мои знакомые добавляют свои пояснения к моим повестям и романам, уточняют факты — это значит, что они принимают мои измышления за реальность».

Лирическое начало наиболее ярко воплотилось в повестях "Жизнь на грешной земле", "Вражда", "Печаль полей", давний же интерес к отечественной истории проявился в повести "Ермак", по которой тоже был снят художественный фильм. Сотрудничество писателя с режиссёрами В. Краснопольским и В. Усковым оказалось на редкость удачным и плодотворным.

Страстный публицист, взволнованный судьбой родины, он активно выражает свою позицию по вопросам литературы, телевидения, искусства, находится в центре острой полемики и критики, обвиняющей его в консерватизме и национализме. Однако никакие нападки не мешают читателям и зрителям оставаться верными поклонниками  Анатолия Иванова.


Литература

1. Бекедин П.В. Иванов Анатолий Степанович / Русские писатели, ХХ век. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч. 1. А - Л. - М.: Просвещение, 1998. - С. 539-541.

2. Трунова Т.Я. Земля родная помнит и любит его. К 80-летию Анатолия Степановича Иванова / Литература в школе. - 2008. - № 12. - С. 41-43.

Яндекс.Метрика