Поиск на сайте

Дом Искусств

Урок литературы в 5 классе можно провести в форме заочной экскурсии в Дом Искусств.

Устанавливаются межпредметные связи: литература — музыка — живопись.

Вводятся понятия: лирический герой, поэтический калейдоскоп, передвижная выставка, литературный экспонат, стихотворная строка, символ, аллитерация.

 

Поэт и толпа в ранней лирике В.В. Маяковского

 

Тип урока: комбинированный

УМК: «Школа 2100»

Цель: проследить за противопоставлением поэтического «я» толпе в ранних стихотворениях В. Маяковского

УУД  регулятивные:

  • Самостоятельно формулировать тему урока, проблему и цели урока.
  • Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с текстом, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

УУД  коммуникативные:

  • Формирование умения работать в паре.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, отвечать на поставленные вопросы.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

УУД  познавательные:

  • Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
  • Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  • Извлекать информацию, представленную в поэтическом тексте.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Определять главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, описывать устно объект наблюдения.
  • Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам, представлять информацию в виде кластера.

Планируемые результаты:        

личностные:

– эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, восприятие текста как произведения искусства,

– умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, задавать вопросы автору и находить ответы в тексте,

– понимание значимости приобретённых знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

метапредметные:

– умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий,

– умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

предметные:

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации,

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о своеобразии восприятия окружающего мира лирическим героем В. Маяковского,  
  • активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся,
    развивать умения анализировать поэтическое произведение,
  • воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии поэтического текста, художественный вкус.    

 

ХОД УРОКА

1. Мотивация

Мы совершим сегодня с вами заочную экскурсию в Дом Искусства,  побываем в поэтической гостиной, на передвижной выставке Музея одной картины, на открытии Музея одного стихотворения. Пропускным билетом в Дом Искусства будет высказывание хорошо знакомого вам писателя Льва Кассиля. А вы подумайте: о каком поэте он мог так сказать? 

«Не многие знают, как мало надо, чтобы обидеть его… Только друзья знают, сколько ласки и тепла в этом большом человеке, который скрывает за сверкающими доспехами остроумия очень легко ранимое сердце и мрачнеет от каждого примеченного им свинства, а от похвалы и внимания мякнет, конфузится…» 

(Предположения детей).

Да, конечно, это сказано о Владимире Владимировиче Маяковском, с творчеством которого мы знакомимся с раннего детства.

Итак, двери Дома Искусства открыты для нас. Перед вами лежат маршрутные листы, в которых указан не только маршрут нашей экскурсии, но в них мы будем делать записи в процессе нашего путешествия, оценивать свою работу.

2. Актуализация знаний. Исследовательская работа с поэтическими текстами

Вас приглашают посетить поэтическую гостиную, где предлагают поиграть в поэтический калейдоскоп, но это будет не просто игра, а игра-исследование. У вас на столах лежат звёздочки со строчками из детских стихотворений поэта, прочитайте их и поработайте в парах: каким вы видите  поэта в этих строчках и чему он нас учит. Сделайте записи в маршрутных листах.

Поэт_____________________________________________(любит животных, он патриот, умный, образованный, стремящийся помочь всем, кто нуждается в этом).

Учит_____________________________________________(нежно относиться к животным, делать только хорошо и не делать плохо, быть активными, любить свою страну, тянуться к знаниям, больше читать, чтобы быть полезным Родине, помогать всем, кто нуждается в помощи).

Оцените свою работу в поэтической гостиной. Алгоритм самооценки у вас на столах.

(Послушать 1-2 обучающихся.)

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?  Какую оценку ты себе ставишь?

3. Формулирование темы урока    

– А как вы думаете, легко ли было жить и творить поэту в его время? Почему?

– Не все понимали его стихотворения и его самого. Не понимали современники, и он обращался к нам своим потомкам.

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!

– Итак, Маяковский – Поэт, а кто противостоит ему? Люди, его не понимающие, со спящими сердцами, равнодушные, жестокие. Как можно их назвать одним словом?

– Толпа.

– Давайте сформулируем тему нашего урока.

– «ПОЭТ И ТОЛПА»

– На какой вопрос мы должны ответить в процессе урока? (Чем отличается Поэт от Толпы?)

4. Создание проблемной ситуации.

– Переходим в зал, где открылась передвижная выставка Музея одной картины. Сегодня на выставке представлена одна из картин Марка Шагала. Вам известно это имя?

– Кто внимательно смотрел открытие сочинской олимпиады, тот вспомнит, что в основу большинства живых картинок, рассказывающих об истории нашей страны, положены были картины Марка Шагала. 

– Итак, слово нашим искусствоведам.

– Прежде чем представить вам картину Марка Шагала, мы хотим сказать несколько слов о художнике. Марк Шагал – выдающийся художник ХХ века, родился в 1887 году в Витебске, недалеко от границы с Польшей. Он был девятым ребёнком в семье. Его отец работал на складе, где коптили селёдку, а мама держала собственную лавку, в которой продавалась эта самая селёдка.

Сначала Марк учился в школе при синагоге, а позже его устроили в светскую гимназию. Первые художественные навыки Шагал приобрёл как раз в гимназии. Затем он брал частные уроки у профессионального художника-реалиста.

В 1910 году Шагал поехал в Париж, там он снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где проживали художники. Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись ещё в Петербурге. Часто в его картинах просматриваются персонажи с восточным типом лица и кудрявыми волосами, в которых нетрудно узнать автора.

В 1915 году Марк Шагал женился на Белле (Вере) Розенфельд. С этого момента она тоже стала частой героиней его картин таких, как «День рождения» (1915–1923). В 1923 году Шагал с семьёй переехал в Париж. «День рождения» – это автопортрет художника и его жены Беллы. Мы представляем вашему вниманию  картину «День рождения».

У нас есть к вам несколько вопросов по картине Шагала. За каждый правильный ответ мы будем давать вам палитру с картиной художника. Давайте с вами договоримся – три полученные палитры приравниваются к пятёрке.

День рождения. Худ. М. Шагал

– Как вы думаете, почему эти люди летают? (Потому что им радостно, весело; потому что у них праздник; потому что они любят друг друга.)

– Внимательно рассмотрите обстановку комнаты, можно ли назвать её богатой? (Обыкновенная комната, очень скромная по обстановке и даже бедная.)

– Влияет ли бедная, скромная обстановка на настроение, которое возникает при рассматривании картины? (Нет, художник подобрал яркие краски, от этого обыкновенная обстановка преображается, освещается светом любви и взаимопонимания. Возникает ощущение праздника и предвкушение счастья, радости от общения близких людей. Всё внимание приковано к фигурам влюбленных.)

– Да, картина преображается и делается волшебной из-за двух летающих фигур – фигур влюблённых. В руках у молодой барышни чудесный букет цветов. Это подарок. Любовь преображает людей, с точки зрения художника, делает их способными к чудесам. Любовь преображает мир и делает его волшебным, сказочно прекрасным.

– Случайно ли мы, говоря о Маяковском, обратились к картине Марка Шагала? Что связывает поэта и художника? Какое стихотворение Маяковского нам вспоминается, когда мы говорим о волшебном преображении на картинах Шагала?

– «А вы смогли бы?» Почему?

5. Пробное учебное действие

– Давайте вспомним это стихотворение. (Хоровое чтение стихотворения с элементами пантомимы.)

–  К кому обращается поэт?

–  К толпе людей.

– Каким мы видим поэта и какими тех людей, к которым он обращается? Откройте тетради по литературе, найдите записи, которые мы сделали, когда знакомились со стихотворением «А вы смогли бы?». К каким выводам пришли?

Материалы ассоциативного диктанта:

Поэт

Смазал карту будней, плеснувши краску (жизнь, величественность, праздник, энергия, свобода).

Косые скулы океана (мужественность, твёрдость).

Зовы новых губ (зовущие людей, может, откликнется родственная душа).

Ноктюрн

Флейта (романтик).

Карта будней

Блюдо студня (серость, обыденность).

Жестяная рыба (холодный, жестокий механический мир).

Водосточные трубы

– Есть ли сходство в том, как художник и поэт воспринимают мир?

(Владимир Маяковский устами своего лирического героя  предлагает нам покончить со скучным и серым, будничным и обыденным восприятием мира. Он предлагает в самом заурядном, в кусочке студня, например, обнаружить волшебный мир океана; в обыкновенной водосточной трубе разглядеть очертания флейты и сыграть на ней ноктюрн. Так же воспринимает мир и Марк Шагал, предлагая увидеть, например, что в обычной комнате, довольно бедной и простой, живёт любовь, поэтому фигура мужа парит в воздухе, да и само название полотна «День рождения» – радостное, праздничное. Оно несёет в себе ожидание чуда, которое происходит только в день рождения.)

– Давайте в маршрутных листах сделаем записи. Каким предстаёт перед нами Поэт?

Поэт: лирик, романтик, одинокий, бунтарь.

Толпа: серая, представители холодного жестокого механического мира.

– Стихотворение заканчивается вопросом. Что в нём: упрёк к другим, превосходство над толпой или надежда, что и другие попробуют сыграть ноктюрн?

– Скорее всего, надежда, что проснутся спящие сердца людей и увидят красоту   окружающего мира, захотят расцветить будни, как и Поэт.

– Оцените свою работу в Музее одной картины.

(Послушать 1-2 обучающихся.)

6. Ролевая игра        

– Мы побывали с вами в Музее одной картины, а почему нам не открыть Музей одного стихотворения Владимира Маяковского?

– Открытие музея – это всегда праздник, на который приглашают гостей. Я тоже пригласила гостью на открытие нашего музея. Со словами приветствия к вам обращается ученица 11 класса.

Ученица 11 класса:

– Я поздравляю вас с этим событием. Владимир Маяковский – трудный для понимания поэт, но, мне кажется, для тех, кто не хочет вдуматься в смысл его стихотворений, вчитаться в каждое его слово. А на самом деле он нежный, добрый, ранимый, чуткий, как в стихотворении «Скрипка и немного нервно», которое я хочу вам прочитать в качестве подарка.

Чтение стихотворения.

– Давайте выделим черты Поэта и Толпы в этом стихотворении. На память за активную работу я буду дарить вам маленькие скрипочки. (Ученица раздаёт маленькие скрипочки за каждый правильный ответ)

Поэт
Романтик
Чуткий
Отзывчивый
Искренний
Умеющий скрасить одиночество, поддержать

Толпа
Равнодушная
Безразличная к чужому страданию
Грубая    

7. Работа с текстом во время чтения

– Наш музей открыт. И перед нами единственный литературный экспонат – стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Сюжет его был подсказан самой жизнью. Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.

9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Стихотворение необычно по форме и содержанию. Во-первых, необычна строфика, когда стихотворная строка разрывается и продолжение пишется с новой строке. Такой приём получил название «лесенка Маяковского» и объяснялся им в статье «Как делать стихи?». Поэт считал, что такая запись придаёт стихотворению нужный ритм.

А сейчас мы послушаем стихотворение в исполнении известного актёра О. Басилашвили.

(Прослушивание стихотворения.)

– Давайте ещё раз внимательно прочитаем стихотворение. У вас на столах лежит лингвистический комментарий, в нём даны объяснения всех слов, которые у вас могут вызвать затруднения. Просмотрите его. В процессе чтения вы можете обращаться к объяснению отдельных слов.

Лингвистический комментарий:

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.

Плеща – форма деепричастия, образованная поэтом от глагола «плескаться».

Зевака – обыватель, гуляющий без цели.

Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного плохой».

Пошла и пошла – омофоны, которые отличаются значением: а) краткая форма прилагательного «пошлый», б) форма прошедшего времени женского рода глагола «пойти».

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ.

– Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идёт лошадь, как цокают её копыта. Слова грабь, гроб, груб предвещают какую-то трагическую картину.

Такое повторение согласных звуков в слове, фразе называется аллитерацией.

Ветром опита,
   льдом обута,
   улица скользила, (было скользко и ветрено)

Лошадь на круп
   грохнулась, (не просто упала)
   и сразу
   за зевакой, зевака,
   штаны пришедшие Кузнецким клёшить, (была мода на расклешенные брюки, т.е. праздная публика)
   сгрудились,   (Зачем? Чтобы помочь?)
   смех зазвенел и зазвякал:
   – Лошадь упала!
   – Упала лошадь!–
   Смеялся Кузнецкий. 

Лишь один я
   голос свой не вмешивал в вой ему. (Почему?)
   Подошёл
   и вижу
   глаза лошадиные... (Ему жалко лошадь.)
      Улица опрокинулась,
   течёт по-своему...
   Подошёл и вижу –
   за каплищей каплища
   по морде катится,
 прячется в шерсти... (Лошадь плачет.)
      И какая-то общая
   звериная тоска
   плеща вылилась из меня  (Ему обидно за лошадь?)
   и расплылась в шелесте.
   "Лошадь, не надо.
   Лошадь, слушайте –
   чего вы думаете, что вы их плоше?
   Деточка,
   все мы немножко лошади,
 каждый из нас по-своему лошадь".

(Он пожалел не просто лошадь, он пожалел и себя, и вообще всякого человека, всякое существо, оступившееся, упавшее на потеху толпе.)
   Может быть
   – старая –
   и не нуждалась в няньке,
   может быть, и мысль ей моя казалась пошла, (Только что?)
   только
   лошадь
   рванулась,
   встала на ноги,
   ржанула
 и пошла.
   Хвостом помахивала.
   Рыжий ребёнок.
   Пришла веселая, (Почему? Она увидела сочувствие.)
   стала в стойло.
   И всё ей казалось –
   она жеребёнок,
   и стоило жить,
   и работать стоило.

(«Все мы немножко лошади», всем требуется сочувствие, вовремя протянутая рука, даже взгляд. Поэтому лошадь и почувствовала себя жеребёнком – ведь, по-хорошему, нужно «быть как дети», и любовь, благодарность – то, ради чего стоит жить и работать.)

– Сколько героев в стихотворении? (Три – лошадь, улица, лирический герой.)

Давайте выпишем слова, относящиеся к каждому из героев.

1 ряд выписывает всё, что относится к лошади, 2 ряд – к улице, 3 ряд – к лирическому герою.

Лошадь   

1. Лошадь на круп
   грохнулась.

2. За каплищей каплища
   по морде катится,
   прячется в шерсти...
лошадь
   рванулась,
   встала на ноги,
   ржанула
   и пошла.

3. Рыжий ребёнок.
   Пришла весёлая,
   стала в стойло.
   И всё ей казалось - она жеребёнок,
   и стоило жить,
   и работать стоило.

Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше.

Улица (толпа)

1. Ветром опита,
   льдом обута,
   улица скользила,

2. За зевакой, зевака,
   штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
   сгрудились,
   смех зазвенел и зазвякал.

3. Улица опрокинулась,
   течёт по-своему...

Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир.

Лирический герой        

1. Смеялся Кузнецкий.
   Лишь один я
   голос свой не вмешивал в вой ему.

2. И какая-то общая
   звериная тоска
   плеща вылилась из меня
   и расплылась в  шелесте.
   "Лошадь, не надо.
   Лошадь, слушайте -
   чего вы думаете, что вы их плоше?
   Деточка,
   все мы немножко лошади,
   каждый из нас по-своему лошадь".

Лирический герой – сам автор, своеобразный «двойник» лошади. Он так же одинок и затравлен толпой.

– Чем отличается от толпы лирический герой в стихотворении В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?

Лирический герой – Поэт – одинокий, чуткий, внимательный, любящий животных, с огромным нежным сердцем, умеющий сопереживать.
Толпа – жестокая, равнодушная.   

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

– В стихотворении Маяковский поднимает нравственную проблему жестокости и равнодушия мира по отношению к живой душе. Однако, несмотря на это, идея стихотворения оптимистична. Если лошадь нашла в себе силы подняться и встать в стойло, то и поэт делает для себя вывод: несмотря ни на что, жить стоит и работать стоит.

–  Оцените свою работу в Музее одного стихотворения.

– Наша экскурсия в Музей одного стихотворения закончена.

– Нам предложили оставить отзыв о Поэте в виде кластера. Есть желающие составить кластер?

Кластер

Что нового вы открыли для себя, путешествуя по Дому Искусств?

– С каким настроением вы покидаете Дом Искусств? Поднимите солнышко: одно весёлое, другое задумчивое, третье грустное. Прикрепите их на доске.

– Но наше знакомство с творчеством В. Маяковского на этом не заканчивается. Оно продолжится в последующих классах.   

9. Домашнее задание

На  листах А4 напишите отзыв, понравилась ли вам экскурсия и каким вы открыли для себя Маяковского после посещения Дома Искусств. Из ваших отзывов мы создадим Книгу отзывов Дома Искусств.

Яндекс.Метрика