Составляя тексты для диктантов, всегда испытываю трудности.
Как найти такой текст, чтобы в нём были слова с именно теми орфограммами, которые мы изучили во II четверти 5 класса?
Во II четверти мы завершили изучение двух разделов: «Лексикология» и «Морфемика». Темы по системе языка были совмещены с орфографическими правилами написания безударных гласных и парных согласных, включая непроизносимые согласные, разделительные Ь и Ъ знаки, правописание О - Ё после шипящих, неизменяемых приставок и изменяемых приставок на -З/С.
Но если попадается удачный текст, содержащий все указанные орфограммы, интересные с точки зрения лексики и морфемики слова, то в нём обязательно будут неизученные орфограммы и пунктограммы, он будет больше по количеству слов. Тогда приходится его изменять и сокращать. Мне встретился замечательный текст о зиме в журнале «Юный натуралист» (2017 год, № 12). Его вполне можно использовать в других классах постарше, чем пятиклассники. Например, в 8-9 классах. В нём около 180 слов. Для 5 класса его нужно было сократить в 2 раза, но оставить авторские находки и сохранить соответствие заголовку. Делимся тем, что у нас получилось.
Сначала текст авторский, неизменённый. Потом составленный из него диктант для 5 класса.
Л. КОРОБОВ
СНЕЖНАЯ СИМФОНИЯ
С вечера закружились в небе первые снежинки, а утром глянул в окно: на дворе белым-бело! Прямо за нашим балконом тяжело покачиваются на ветру укутанные в белоснежные муфточки ветки берёз. По ним вверх-вниз перепархивают желтогрудые синички. В строгих чёрных шапочках они выглядят просто красавицами. Куда до них взъерошенным воробьям в их топорщащихся во все стороны серо-коричневых сюртучках. Но и они не вешают носа, тоже радуются приходу зимы.
У всего живого в природе сегодня праздник. Смешно семенит кудрявая болонка со вздёрнутым вверх коротким хвостиком. А вот стремглав мчит через весь двор гладкошерстная дворняжка, распустив хвост по ветру. Вслед за пушистым котом выкатился из подъезда мальчуган-дошколёнок. Широко разведя руки, он сгрёб снега побольше и, слепив снежок, метнул его наугад, всё равно куда – лишь бы подальше, а потом сразу же стал натягивать на замёрзшие ладошки варежки. Зябко ему с непривычки, а всё же хорошо и радостно!
Через распахнутую фрамугу жадно вбираю в себя холодящий аромат снега и, долго затаив дыхание, слушаю снежную симфонию утра. И вот уже звучит во мне светлая мелодия какого-то торжественного гимна вечной красоте и величию земной жизни!
Контрольный диктант по итогам II четверти 2024-2025 учебного года
5 класс
Снежная симфония
Вечером закружились в небе первые снежинки, а утром всё побелело. За балконом покачиваются ветки берёз в белоснежных муфточках. По ним скачут желтогрудые синички в чёрных шапочках. Воробьи не вешают носа и радуются зиме4.
У всего живого в природе праздник. Смешно бежит кудрявая болонка с коротким хвостиком. А вот мчит через двор дворняжка. За пушистым котом выкатился из подъезда мальчуган. Он слепил снежок и метнул его, потом натянул на ладошки варежки4. Зябко ему, но хорошо и радостно.
Через форточку чувствую холодный аромат и слушаю снежную симфонию утра. Звучит гимн вечной красоте!
90 слов
(По Л. Коробову).
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор предложения:
Воробьи не вешают носа и радуются зиме4.
Он слепил снежок и метнул его, потом натянул на ладошки варежки4.
- Морфемный разбор слов:
снежинки, желтогрудые, кудрявая;
хвостиком, белоснежных, пушистым.
- Выпишите из текста 3 слова с чередованием согласных.