Составляя тексты для диктантов, всегда испытываю трудности.

Как найти такой текст, чтобы в нём были слова с именно теми орфограммами, которые мы изучили во II четверти 5 класса?

Во II четверти мы завершили изучение двух разделов: «Лексикология» и «Морфемика». Темы по системе языка были совмещены с орфографическими правилами написания безударных гласных и парных согласных, включая непроизносимые согласные, разделительные Ь и Ъ знаки, правописание О - Ё после шипящих, неизменяемых приставок и изменяемых приставок на -З/С.

Но если попадается удачный текст, содержащий все указанные орфограммы, интересные с точки зрения лексики и морфемики слова, то в нём обязательно будут неизученные орфограммы и пунктограммы, он будет больше по количеству слов. Тогда приходится его изменять и сокращать. Мне встретился замечательный текст о зиме в журнале «Юный натуралист» (2017 год, № 12). Его вполне можно использовать в других классах постарше, чем пятиклассники. Например, в 8-9 классах. В нём около 180 слов. Для 5 класса его нужно было сократить в 2 раза, но оставить авторские находки и сохранить соответствие заголовку. Делимся тем, что у нас получилось.

Сначала текст авторский, неизменённый. Потом составленный из него диктант для 5 класса. 

 

Л. КОРОБОВ

СНЕЖНАЯ СИМФОНИЯ

С вечера закружились в небе пер­вые снежинки, а утром глянул в окно: на дворе белым-бело! Прямо за нашим балконом тяжело покачива­ются на ветру укутанные в белоснеж­ные муфточки ветки берёз. По ним вверх-вниз перепархивают желтогру­дые синички. В строгих чёрных ша­почках они выглядят просто красави­цами. Куда до них взъерошенным во­робьям в их топорщащихся во все сто­роны серо-коричневых сюртучках. Но и они не вешают носа, тоже раду­ются приходу зимы.

У всего живого в природе сегодня праздник. Смешно семенит кудрявая болонка со вздёрнутым вверх корот­ким хвостиком. А вот стремглав мчит через весь двор гладкошерстная двор­няжка, распустив хвост по ветру. Вслед за пушистым котом выкатился из подъезда мальчуган-дошколёнок. Широко разведя руки, он сгрёб снега побольше и, слепив снежок, метнул его наугад, всё равно куда – лишь бы подальше, а потом сразу же стал на­тягивать на замёрзшие ладошки ва­режки. Зябко ему с непривычки, а всё же хорошо и радостно!

Через распахнутую фрамугу жад­но вбираю в себя холодящий аромат снега и, долго затаив дыхание, слу­шаю снежную симфонию утра. И вот уже звучит во мне светлая мелодия какого-то торжественного гимна веч­ной красоте и величию земной жизни!

 

Контрольный диктант по итогам II четверти 2024-2025 учебного года

5 класс

Снежная симфония

Вечером закружились в небе пер­вые снежинки, а утром всё побелело. За балконом покачива­ются ветки берёз в белоснеж­ных муфточках. По ним скачут желтогру­дые синички в чёрных ша­почках. Воробьи не вешают носа и раду­ются зиме4.

У всего живого в природе праздник. Смешно бежит кудрявая болонка с корот­ким хвостиком. А вот мчит через двор двор­няжка. За пушистым котом выкатился из подъезда мальчуган. Он слепил снежок и метнул его, потом на­тянул на ладошки ва­режки4. Зябко ему, но хорошо и радостно.

Через форточку чувствую холодный аромат и слу­шаю снежную симфонию утра. Звучит гимн веч­ной красоте!

90 слов

(По Л. Коробову).

Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор предложения:

Воробьи не вешают носа и раду­ются зиме4.

Он слепил снежок и метнул его, потом на­тянул на ладошки ва­режки4.

  1. Морфемный разбор слов:

снежинки, желтогру­дые, кудрявая;

хвостиком, белоснежных, пушистым.

  1. Выпишите из текста 3 слова с чередованием согласных.

Яндекс.Метрика