У вас ужасный почерк? А вы помните, когда и как вы начали писать? Печатные буквы, крючочки, палочки… Почему-то раньше больше было людей с красивым почерком, хотя встречались и неграмотные люди, которые не могли даже расписаться.
Герой А. Куприна из повести «Олеся», полесовщик Ярмола, сопровождал рассказчика на охоте. Ярмола хотел научиться подписывать только свою фамилию и попросил об этом паныча.
"- Мне бы только мою фамилию! - застенчиво упрашивал он меня. - Больше ничего не нужно. Только фамилию: Ярмола Попружук - и больше ничего.
Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически. К моему великому удивлению, этот способ оказался наиболее доступным Ярмоле, так что к концу второго месяца мы уже почти осилили фамилию. Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить.
Ярмола довольно уверенно чертил первую букву - "П" (эта буква у нас носила название: "два стояка и сверху перекладина"); потом он смотрел на меня вопросительно.
- Что ж ты не пишешь? Забыл?
- Забыл... - досадливо качал головой Ярмола.
- Эх, какой ты! Ну, ставь колесо.
- А-а! Колесо, колесо!.. Знаю... - оживлялся Ярмола и старательно рисовал на бумаге вытянутую вверх фигуру, весьма похожую очертаниями на Каспийское море. Окончивши этот труд, он некоторое время молча любовался им, наклоняя голову то на левый, то на правый бок и щуря глаза.
Так мало-помалу мы добрались до последней буквы - "к" (твёрдый знак мы отвергли), которая была у нас известна как "палка, а посредине палки кривуля хвостом набок".
- А что вы думаете, панычу, - говорил иногда Ярмола, окончив свой труд и глядя на него с любовной гордостью, - если бы мне ещё месяцев с пять или шесть поучиться, я бы совсем хорошо знал. Как вы скажете?"
Многие уверены, что почерк зависит от характера человека. Скорее всего, зависит, я в этом убеждена, от его психологических особенностей. Всякие классификации, у кого из гениев был ужасный или неразборчивый почерк, не выдерживают никакой критики! Это жалкое утешение для тех ленивцев, которых и так всё устраивает, пусть другие мучаются и расшифровывают его записи. А врачам сам Бог велел скрывать от пациентов за специфической формой букв все тонкости болезни.
Почерк что визитная карточка, по нему можно много рассказать о человеке. Ровный и красивый почерк – признак культурного и аккуратного человека, такой всегда встречается у отличников.
Письмо бывает разным: растянутым или сжатым, размашистым или узким, ломаным или вычурным, мелким или крупным, угловатым и неразборчивым, с наклоном в какую-либо сторону, с нажимом и без него.
У каждой буквы есть свой алгоритм написания, определенный наклон, высота и ширина, а также соединения с другими буквами. «Чудо-прописи» В.А. Илюхиной стали классическим примером, как можно интересно изучать каллиграфию и формировать навыки чистописания.
Она придумала «письмо с секретом» и научила многих людей приёмам написания букв: «туфелька балерины» - так называется вид крючка, который лежит в основе написания многих букв, схожих по строению, а средствами проверки правильности написания служат особые пометы в букве – просветы снизу и сверху («шалашик» и «гнёздышко»).
Если вы уже стали взрослым, а почерк неразборчивый, просто ужасный, то посадить за прописи вас никому не удастся. Графические навыки формируются только в начальной школе, но почерк постепенно меняется, иногда под воздействием скорописи, ведь умение быстро писать вам пригодится потом в жизни.
Если вы ещё учитесь в школе, то это дело поправимое. Вам можно посоветовать пройти техническую коррекцию почерка. Сначала копировальный метод письма: нужно обводить написанные в прописях слова или буквы, отрабатывая каллиграфическое письмо. А потом надо выучить написание всего одной буквы «И», этой королевы букв, и тренироваться: писать медленно, аккуратно, хорошей ручкой небольшие добрые тексты, чтобы и на душе было радостно, и в тетради красиво.
Есть ещё линейный метод для отработки письма, его отвергли в 1968 году из-за вредного воздействия на зрение частой косой линейки в тетрадях. Основан он на особой разлиновке: задан стандартный канон размера, наклона, величины букв и их соединения. Сегодня научно доказано, что разлиновка в клетку или в линейку носят вспомогательный характер и не имеют вреда, облегчая и без того тяжелую жизнь школьников.
Евгений Пермяк в своем рассказе «Ужасный почерк» поведал историю одного своего знакомого о том, как тот, став большим ученым, испытывал множество неприятностей и огорчений из-за своего почерка и решил исправить его во что бы то ни стало. Начал он вспоминать, как учился в школе писать буквы, и понял, что писал торопливо и небрежно, не дописывал слова, выходили каракули, и всегда оправдывался: «Это у меня от природы, и я ничего не могу поделать со своим почерком».
Он пришёл к выводу, что на человека влияет «почерк» привычек, а не природа, небрежность и безалаберность человека в быту являются причиной плохого почерка. И тогда этот человек принялся усидчиво бороться со своим почерком и, конечно же, победил. Теперь страницы его рукописей были великолепно написаны: чёткие буквы и разборчивые слова. Так автор убедился на чужом опыте, что «ужасный почерк» бывает вовсе не по наследству, а от его «разболтанности, бесхарактерности или даже лености».
А зачем нам нужен красивый почерк? Не ради красоты! А затем, что мы всегда должны думать о тех людях, кто читает наши «каракули», беречь их личное время, чтобы не потерять и своё тоже.
Литература
Марабаева Л.А. Презентация "Учимся писать буквы (Илюхина)", 35 слайдов, размер 3,50MБ.