Нужны ли словари и справочники в домашней библиотеке? Когда спрашиваешь ученика, чем он пользуется, встречая какое-либо трудное в написании и непонятное по значению слово, с удивлением узнаёшь: никаких словарей и справочников у него дома нет.
Почему? Ученик с недоумением говорит: «А зачем они нужны?» Давайте подумаем над этим и некоторыми другими вопросами.
Нужны ли словари и справочники в домашней библиотеке? Почему к ним необходимо обращаться школьнику? А взрослому человеку они когда-нибудь пригодятся? Какими именно можно пользоваться и где их найти? А есть ли подобные материалы в Интернете? Итак, обо всём по порядку.
Ещё в начальной школе учитель знакомит детей с такой важной книгой, как словарь. Подружиться в детстве со словариком да не одним – полезное дело! Можно научиться правильно произносить, понимать, различать, образовывать, писать разные слова, узнавать секреты их происхождения. Эти первые в жизни ученика словарики обладают большим воспитательным значением – формируют уважительное отношение к своему языку. Они становятся самым надёжным помощником в обучении ребёнка.
В издательствах выпускают целые серии словарей, например, в компании «Дрофа» с 2001 года основана серия «Мой первый словарик», и она охватывает различные особенности слова. Достоинство её в том, что в первую очередь учитывается адресат этих книг – ребёнок: здесь крупный шрифт, цветные рисунки, доступность и простота словарных статей. Конечно, такой словарь интересно и полезно читать и родителям вместе с детьми. Кажется, словно проникаешь в своё забытое чудесное детство, наслаждаешься свежестью открытий о родных словах.
Толковый словарь
На полку поставим самый большой «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова. Согласитесь, эта книга сегодня – самая востребованная по широкому объёму предоставляемой информации о слове: произношение, значение, правописание, употребление, производные слова, устойчивые сочетания. Словарь В.И. Даля содержит скорее исторический комментарий к слову и не соответствует нашему веку, в нём не найдете многих современных слов. Он так и называется «Толковый словарь живого великорусского языка» (то есть на таком языке говорили в XIX веке!). Этот словарь понадобится знатокам и любителям словесности.
Орфографический словарь
На самый широкий круг читателей рассчитан и «Орфографический словарь русского языка» В.В. Лопатина. Ударение, нормативное написание слова и грамматическая информация, содержащаяся в словарной статье, помогут прояснить самый трудный вопрос. На экзамене по русскому языку ученикам 9-х классов разрешается пользоваться любым орфографическим словарём.
В последнее время ставят в тупик сложные слова. Как их писать: слитно, раздельно или через дефис? Об этом прекрасно расскажет специальный орфографический словарь, составленный Синцовым А.И. («Центрполиграф», 2009).
Вызывают определённые трудности и слова, обозначающие собственные и нарицательные имена: Пеппи Длинный Чулок, Пеппи длинный чулок или Пеппи Длинныйчулок? С прописной или строчной буквы написать? Утверждённые в 1956 году Правила сегодня уже устарели, в книгах встречается столько расхождений в написании большой и маленькой букв, что хочется плакать. Здесь поможет «Словарь современного русского языка. Строчная или прописная?» (составитель Мудрова И.А./ «Центрполиграф», 2009).
Словари о происхождении и употреблении слов и сочетаний
Вероятно, кроме специалиста, такой словарь редко кто открывает без особой надобности. Но если он написан в увлекательной форме и рассказывает о значении и родословной современных слов, их источниках появления и способе образования, тогда замечательно. Научно-популярный «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой не только информирует, расширяя лингвистический кругозор, но и повышает культуру речи, языковое чутьё читателя.
Русский язык постоянно изменяется, пополняется новыми словами, и часто многие из них гости, пришедшие из других языков. Это термины из разных областей знания, которые стали широко употребляться в нашей речи благодаря развитию науки и техники. Заимствования с объяснением значения включены в «Современный словарь иностранных слов» (издательство «Русский язык», 1992).
Лексика современного языка очень разнородна, ученику нужно владеть умением правильно использовать всё её многообразие. На экзаменах есть вопросы, напрямую связанные с лексическим составом: подбор синонимов или антонимов, замена эмоционально окрашенных слов нейтральными, синонимические и антонимические ряды, преодоление речевого однообразия, тавтологии и плеоназма. Для этого нужен «Большой словарь синонимов и антонимов», содержащий 100 тысяч слов и словосочетаний (составитель Шильнова Н.И./ «Дом славянской книги», 2010).
«Фразеологический словарь русского языка для школьников» (составлен Субботиной Л.А.) содержит толкование и историческую справку об устойчивых сочетаниях, а также стилистические пометы. Узнать фразеологизм тоже непростое дело. Их часто путают с афоризмами (крылатыми выражениями из каких-либо литературных источников).
Заинтересованного читателя не оставит равнодушным «Словарь русских пословиц и поговорок» Жукова В.П., ставший библиографической редкостью. Поговорки – меткие изречения, лаконично поясняющие то или иное явление без утомительных рассуждений, широко употребляются нами в быту и речи. Их нельзя путать с фразеологизмами (глаза на лоб лезут, руки чешутся) и крылатыми выражениями (счастливые часов не замечают)! Ведь они имеют народное происхождение. Например: глянет – рублём одарит, деньги – дело наживное, коса – девичья краса. А вот пословицы всегда дают оценку, утверждают истину, поэтому так категорично звучат: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало; не красна изба углами, а красна пирогами.
Словообразовательный словарь
«Школьный словарь образования слов русского языка» Баранова М.Т. (издательство «Просвещение», 1997) поможет школьнику правильно определить строение и способ образования слова, то есть сделать без ошибок разбор слова по составу (морфемный разбор) или ответить на вопросы, от чего и с помощью чего образовано данное слово (словообразовательный разбор).
Самый известный словообразовательный словарь в 2-х томах Тихонова А.Н. – настоящее справочное бюро с необычными словарными статьями в виде гнезд, содержащими однокоренные слова. Так легко определить исходное слово и производные от него по способу образования.
«Морфемно-орфографический словарь русского языка» Тихонова А.Н. состоит будто из двух словарей: морфемного (слова разделены на морфемы) и орфографического (учтено их правописание). Очень полезный для школьника словарь. Можно проверить свой разбор по составу.
Орфоэпический словарь
Если раньше речь дикторов радио и телевидения отличалась исключительной правильностью, то теперь на слуху всякие, смешные и не очень, оговорки и ошибки. Что делать, если образцы перестали быть таковыми? Нужно читать «Словарь ударений для дикторов радио и телевидения» Введенской Л.А., он содержит информацию о правильном произношении слов и сопровождается пометами других допустимых вариантов.
Полезно иметь «Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке» (Горбачевич К.С. /СПб.: «Норинт», 2000). Эта книга станет настольной и поможет справиться с постановкой верного ударения в слове, потому что использует ясные и общедоступные способы объяснения той или иной произносительной нормы.
Словари-справочники
И напоследок немного о справочниках, без которых нельзя обойтись. Их не случайно так называют. Очень конкретно и с примерами они разъясняют ВСЕ правила и исключения, которые запомнить невозможно. Справочники бывают разные. Одни помогают в написании букв или постановке знаков препинания, другие содержат сведения по грамматике или культуре речи.
Учителю просто необходим «Справочник по орфографии и пунктуации» Д.Э. Розенталя. В нём собран богатейший материал примеров написания слов и предложений из произведений художественной литературы, из научных, публицистических и деловых текстов. Это классика, что называется, жанра!
«Современный словарь-справочник по культуре речи для школьников» (составитель Евтюгина А.А./ «АСТ Москва», 2009) состоит из трёх разных частей: в первой – грамматические нормы, во второй – орфоэпические нормы, в третьей – толкование слова. Его цель – помочь выпускникам школы при сдаче экзаменов.
Итак, последняя книга на моей полке – «Справочник-практикум по русскому языку» (Войлова К.А., Гольцова Н.Г./ «Просвещение», 1996) – тоже адресована школьникам, желающим систематизировать, обобщить и дополнить свои знания по морфологии и орфографии, синтаксису и пунктуации. Здесь есть сведения для углублённого изучения русского языка: из исторической грамматики, старославянского языка, стилистики. Если что-то не было понятно на уроке, загляните сюда, прочитайте теорию, потренируйтесь, используя образцы, и выполните контрольное задание. Это ведь справочник-практикум!