В сентябре в силу непреодолимых причин у нас учебный год начался в дистанте на платформе "Сферум".

Как провести стартовую диагностику в 5 классе? Было принято решение — заменить диктант на осложненное списывание по вариантам и оставить все виды грамматических разборов.

И вот работы детей проверены. Предлагаем нашу работу над ошибками, которую на следующем уроке проводим в классе. Разбираем последовательно каждый вариант. Один из вариантов был посложнее. И это был 2 вариант.

 

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА В 5 КЛАССЕ

1 вариант

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Выполните грамматические разборы под цифрами 1, 2, 3, 4.

Мал..ч..ки пр..шли в музей за час до закрытия. Ра(з/с)положение залов было извес..но. Сначала о(д/т)делы ж..вотного мира разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. (З/с)десь наход..т..ся о(б/п)становка усадебн.. дома.(4) Изящ..ная меб..ль, обитая ж..лтым атла́сом со сказоч..н..ми птицами, высокие з..ркала  — укр..шение зала.

Пре(д/т)вечерн.. луч.. со..нца пробивался в окна скво(з/с)ь скла(д/т)ки занавесок. Т..мнели к..ртины с..яла ст..клянная посуда.

Генка(3) остался в к..ридоре, чтобы в случа.. опас..ност.. предупредить т..варища. В это время Миша и(з/с)следовал бронзовую(2) птицу. На ней должно находит..ся отверстие для ключа. Да где же оно Мал..ч..к ощуп..ва..т птич..ю гол..ву крыл..я(1). Поиски результатов (не)д..ют. Тайна остаёт..ся тайной

 

2 вариант

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Выполните грамматические разборы под цифрами 1, 2, 3, 4.

Пе(в/ф)чие птиц.. уже ул..тели в тёплые края. Слышно, как в орехов..й рощ.. л..сток пересчитыва..т каждый сучок, пока (не)уп..дёт на землю.

Вдру(г/к) на тр..пе(3) я услышал необыч..н..ю песню. Кто-то скр..жетал клювом булькал горлом даже соб..рался св..стеть. Я ост..новился у орешины(2) и прислушался к ре(з/с)ким звукам.(4) И тут ра(з/с)гл..дел в..рону. Т..ж..лая птица ра(з/с)качивалась на ветк.., будто на к..челях. Ра(з/с)пев(1) у в..роны вых..дил плохой но она пела радос..но и (не)обр..щала на меня внимания.

Может, без других птиц она почу..ствовала себя сол..в..ём Кто в рощ.. до в..сны смож..т оспорить это её право

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1 вариант

Мальчики пришли в музей за час до закрытия. Расположение залов было известно. Сначала отделы животного мира, разных промыслов. Потом нужный им зал быта помещика. Здесь находится обстановка усадебного дома.(4) Изящная мебель, обитая жёлтым атла́сом со сказочными птицами, высокие зеркала  — украшение зала.

Предвечерний луч солнца пробивался в окна сквозь складки занАвесок. Темнели картины, сияла стеклянная посуда.

Генка(3) остался в коридоре, чтобы в случаЕ опасности предупредить товарища. В это время Миша исследовал бронзовую(2) птицу. На ней должно находитЬся отверстие для ключа. Да где же оно? Мальчик ощупывает птичЬю голову, крылья(1). Поиски результатов не дают. Тайна остаётся тайной!

 

Поскольку дети выполняли работу, имея пропуски букв и знаков препинания, то, анализируя ошибки, мы обратили внимание на самые сложные для ребят орфограммы, пунктограммы и разборы. В 1 варианте жирным шрифтом выделены места постановки запятых при однородных членах и в сложном предложении, а также неверно поставленные учениками знаки завершения: восклицательный и вопросительный. Орфограммы, вызвавшие ошибки: безударные гласные в корне слова, ТЬСЯ-ТСЯ, разделительный мягкий знак, безударные падежные окончания существительных.

 

Выполните грамматические разборы под цифрами 1, 2, 3, 4.

Здесь (наречие!) находится обстановка усадебного дома.(4)

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, ничем не осложнено). [ =  __ ].

Генка(3) (остался) – сущ., так как обозначает предмет (кто?)

Н.ф. Генка

ПП: одуш., собств., м.р., 1 скл.

НП: ед.ч., Им.п.

Остался (кто?) Генка (подлежащее)

бронзовую(2) – бронз + ов +ую

крылья(1) – 2 слога [кры-л’jа], 6 б., 6 зв.

[к] – согл, глух, твер, парный – обозначен буквой «КА»

[ы] – глас, ударный – обозначен буквой «Ы»

Как ни странно, но самым трудным оказался синтаксический разбор, слово ЗДЕСЬ было названо не наречием, а существительным, а дополнение ДОМА было подчёркнуто одной чертой как подлежащее. Далее по трудности идёт морфологический разбор собственного существительного ГЕНКА, его дети написали в разборе с маленькой (строчной) буквы. В морфемном разборе не выделили основу. А в фонетическом разборе не обозначили названия букв, в примере показаны характеристики только двух звуков. 

 

2 вариант

Певчие птицы уже улетели в тёплые края. Слышно, как в ореховой роще листок пересчитывает каждый сучок, пока не упадёт на землю.

Вдруг на тропе(3) я услышал необычную песню. Кто-то скрежетал клювом, булькал горлом, даже собирался свистеть. Я остановился у орешины(2) и прислушался к резким звукам.(4) И тут разглядел ворону. Тяжёлая птица раскачивалась на ветке, будто на кАчелях. РаСпев(1) у вороны выходил плохой, но она пела радостно и не обращала на меня внимания.

Может, без других птиц она почуВствовала себя соловЬём? Кто в роще до весны сможет оспорить это её право?

 

Самые распространённые ошибки снова касаются постановки запятых при перечислении однородных сказуемых и при наличии союза НО в сложном предложении. Орфографических ошибок здесь было меньше.

 

Выполните грамматические разборы под цифрами 1, 2, 3, 4.

на тропе(3) (услышал) – сущ., так как обозначает предмет (на чём?)

Н.ф. тропа

ПП: неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.

НП: ед.ч., П.п.

Услышал (где?) на тропе (обстоятельство)

орешины(2) – орех + ин +ы

Я остановился у орешины(2) и прислушался к резким звукам.(4)

[ __ = и = ].

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

Распев(1) – 2 слога [рас-п’эф], 6 б., 6 зв.

[р] – согл, звон, сонор, парн., твер, непарн. – обозначен буквой «ЭР»

[а] – глас, безударный – обозначен буквой «А»

Яндекс.Метрика